В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аркадий Гайдамак: В Анголе ждут российский бизнес Назад
Аркадий Гайдамак: В Анголе ждут российский бизнес
Мы публикуем интервью, которое наш корреспондент взял у Аркадия Гайдамака, советника Посольства Анголы в России, уроженца Советского Союза.

Аркадий Александрович, журналисты, которые о Вас пишут, как правило, любят подчеркивать тот факт, что Вы являетесь гражданином сразу нескольких стран. Что же касается Вашего ангольского гражданства, то в этом пункте фантазии журналистов границ не имеют. Как вы получили ангольское гражданство?

Аркадий Гайдамак: На самом деле все очень просто. В 1992 году я продал Анголе крупную партию нефтяного оборудования с оплатой поставками местной нефти. Это была нестандартная для Анголы сделка. По сути, я дал товарный кредит правительству на $70 млн, Это позволило мне близко познакомиться с экспортерами ангольской нефти и высшим политическим руководством страны. К тому времени у меня был большой опыт работы в Западной Европе и России, я свободно говорил на одном языке с ангольской администрацией. Все это помогало налаживать контакты и расширять свой бизнес. У меня были идеи, как сделать работу ангольской экономики более эффективной. Этими идеями я делился с руководством страны. И вскоре мне поступило предложение стать гражданином Анголы, и советником Президента. На сегодняшний день руководство Анголы и, думаю, ее народ, считают, что моя деятельность - правильная и направлена на интересы этой страны. Я, к примеру, единственный в Анголе масштабный производитель питания. У нас много сельскохозяйственных предприятий, где есть учебные заведения, созданы бытовые условия. Мои предприятия являются витриной страны. Поэтому, когда мне предложили занять пост Советника посольства Анголы в России, я согласился. Я люблю Россию, которая является моей родиной, я люблю Анголу, и заниматься налаживанием отношений этих двух стран - разве это не естественно?

Известно, что Вы внесли довольно большой вклад в прекращение гражданской войны, которая продолжалась в Анголе чуть ли не 30 лет.

Аркадий Гайдамак: После получения Анголой независимости в 1975 году, там практически все время шла тяжелая многолетняя гражданская война. В ее основе была борьба двух политико-экономических блоков, существовавших на тот момент: западного и просоветского. Реальным поводом для войны было то, что Ангола по запасам сырьевых ресурсов является одной из ведущих стран в мире. Советский Союз поддерживал МПЛА - Партию Труда Западные страны поддерживали УНИТА. В 1991 году гражданская война на какое-то время немного затихла. Запад добился того, чтобы в течение года в Анголе состоялись демократические выборы.

Как я уже сказал, я впервые попал в Анголу в конце 1992 года. В стране только что, под строгим международным контролем прошли первые действительно демократические выборы, на которых, к большому удивлению западных стран, уверенных, что победит УНИТА, во главе с Саваимби, которого они много лет поддерживали, победил Жозе Эдуарду душ Сантуш, лидер МПЛА - Партии труда.

УНИТА, и ее лидер Савимби, проиграв выборы, отказались признать их итоги и снова развязали в Анголе гражданскую войну. К этому моменту, Советского Союза уже не существовало, и, соответственно, прекратилась поддержка и финансирование МПЛА. И УНИТА, посчитав, что у МПЛА нет поддержки, возобновила вооруженные нападки на законное, только что избранное, правительство.

В этот момент ООН объявила эмбарго, запрет на политические и экономические контакты с УНИТА. Но все, кто ее традиционно поддерживал, в частности Франция и ее спецслужбы, продолжали поддерживать УНИТА. И в 1993 г. УНИТА захватила практически всю территорию страны.

В 1993 г. я уже был гражданином Анголы, сотрудником Министерства иностранных дел и советником по экономическим и политическим вопросам президента страны. У меня был мандат главы государства на переговоры с Россией. В результате этих переговоров Россия оказала правительству Анголы помощь в виде посылки военных советников. Они разработали план реструктуризации Вооруженных сил. Этот план требовал $500 млн. Я убедил ряд международных банков и трейдеров обеспечить предоплату ангольской нефти. Сделка проводилась в рамках международного законодательства, между двумя легитимными госструктурами. Покупатель - Минобороны Анголы, продавец - структуры, аффилированные с Минобороны России, у которых были все полномочия для поставок военной техники. Я при этом выступал как чиновник Анголы, как гражданин Анголы.

И благодаря реструктуризации Вооруженных сил правительство Анголы в кратчайшие сроки добилось полной победы.

Я участвовал также в разработке нового законодательства по контролю над торговлей алмазами, благодаря чему удалось перекрыть финансовые потоки от контрабанды алмазов - именно, по этим каналам и осуществлялось финансирование УНИТА.

В результате мы действительно, впервые за многие годы имеем не только полный мир в Анголе, но и во всех близлежащих странах. Я надеюсь, что какая-то доля моих усилий в достижении этого мира все же присутствует.

Вы принимали участие и в погашении долгов, которые Ангола была должна России.

Аркадий Гайдамак: Ангола является единственной страной третьего мира, которая полностью выполнила взятые на себя обязательства по выплате долгов России. Мне удалось убедить власти Анголы, что экономически выгоднее будет погасить российский долг. Все дело в том, что бюджет Анголы жил за счет продажи нефти. Ангола получала деньги вперед от нефтяных трейдеров. Это является своего рода кредитованием. И здесь, при таком кредитовании, всегда учитывается рейтинг страны. А основным рейтинговым параметром, по которому определяется кредитоспособность страны, является параметр внешней задолженности. В данном случае это был долг Анголы России. Из-за чего Ангола ежегодно при поставках нефти теряла до 200 миллионов долларов, так как банки, кредитующие поставки, брали дополнительные проценты. Выгоднее было отдать этот долг России, списать его с дисконтом и экономить по $150-200 млн в год только благодаря повышению кредитного рейтинга. В этом была суть моего предложения, и оно было принято. Москве это тоже было выгодно, поэтому соглашение и было достигнуто.

Вернув долг, Ангола стала платить гораздо меньше по тем кредитам, которые она брала под поставки своей нефти. Это первое. А второе, погашение ангольского долга России открыло двери для активного развития делового сотрудничества между этими двумя странами.

Кстати, западные компании долго не могли смириться с таким развитием ситуации. Чтобы ослабить экономическое влияние России в богатом алмазами и нефтью африканском государстве, в Швейцарии был инспирирован судебный процесс о якобы имевших место нарушениях при погашении долга Анголы. Однако все провалилось, и в октябре 2003 года суд Женевы признал неправомерными все претензии по этой сделке.

Надо признать, что в сегодняшней России мало знают об Анголе. Российское деловое сообщество в своей массе плохо представляет, какие возможности оно имеет для делового сотрудничества с этой страной.

Аркадий Гайдамак: Ангола - это страна площадью 2 миллиона квадратных километров. Для наглядности - это три с небольшим Украины по площади. И это гигантский экономический потенциал. В его основе то, что, скажем, извлекаемость природных ресурсов в Анголе намного выше, чем в России. И географическое положение африканского континента самое удобное, так как это прямой доступ по морским путям к рынкам Северной Америки, Южной Америки и бурно развивающемуся азиатскому рынку, к Европе.

Уже в этом году Ангола стала самым большим производителем нефти в Африке. А учитывая то, что качество ангольской нефти очень высокое, это так называемая легкая нефть, то перспективы развития нефтедобычи и нефтепереработки огромные. И в ближайшие годы Ангола имеет возможность стать ведущим мировым производителем нефти. Кстати, в Анголе до сих пор еще не применялись новейшие технологии геологоразведки, из-за того, что на этой огромной территории шла тяжелая война. А их применение обещает очень большие открытия.

Из российского бизнеса больше всего, пожалуй, в Анголе работает российская алмазодобывающая компания АЛРОСА.

Аркадий Гайдамак: Ангола входит в число ведущих мировых производителей природных алмазов. И ее сотрудничество с российской алмазодобывающей компанией АЛРОСА, второй в мировом рейтинге, очень перспективно для Анголы. Это взаимовыгодно. Российские специалисты ценятся в Анголе очень и очень высоко. Это, прежде всего, технологи, механики, геологи. Ангола получает от компании и уникальный технологический опыт, и возможности по освоению алмазных месторождений. Там, где АЛРОСА строит алмазодобывающие комплексы, она строит и энергетические комплексы, инфраструктуру, дороги. Сегодня АЛРОСА участвует в совместном с Анголой предприятии Катока. Создана компания Камачия-Камажику для разработки новых месторождений Камачия и Камажику, качество руды в которых практически не уступает алмазоносной трубке Катока. АЛРОСА участвует в строительстве гидроэлектростанции на реке Шикапа, которая будет снабжать электроэнергией Катоку.

Правительство Анголы поддерживает такое сотрудничество?

Аркадий Гайдамак: Правительство Анголы дало АЛРОСА режим наибольшего благоприятствования. Президент компании был принят президентом Анголы душ Сантушем. Это сотрудничество, в свою очередь, значительно укрепило позиции АЛРОСА на мировом алмазном рынке. Сегодня каждый пятый добытый в мире алмаз - производства этой компании. А несколько месяцев назад произошел огромный по масштабам передел алмазного рынка, когда АЛРОСА стала крупнейшим производителем и экспортером алмазов из Анголы. Кстати, руководитель АЛРОСА Ничепорук был единственным представителем коммерческих организаций в официальной делегации Путина в Израиль.

Не в связи ли с таким укреплением отношений между Анголой и российскими производителями алмазов, в последнее время и компания АЛРОСА и Вы подвергаетесь враждебным нападкам в прессе?

Аркадий Гайдамак: Я всегда говорю, что в отсутствие двух блоков противостоящих друг другу идеологически, как было лет 20 назад, борьба будет идти за зоны экономического влияния. В первую очередь за сырьевые ресурсы. Сырьевые ресурсы, это, в первую очередь, африканские страны. Африка сегодня, в период глобализации, занимает важнейшие позиции в области, в частности сырьевых рынков, сырьевых поставок. Многие крупные российские компании имеют в Анголе долгосрочные интересы. И, естественно, есть силы, есть конкуренты, которые будут мешать российским предприятиям реализовывать их планы развития сотрудничества с Анголой. Экономическая конкуренция вещь не менее жесткая, чем политическая.

Но вернемся к экономической стороне сотрудничества наших двух стран, России и Анголы. Ангола заинтересована в таком сотрудничестве?

Аркадий Гайдамак: Очень. Так же как и Россия. Политические интересы, связанные с привлечением такой державы, как Россия, очень значимы для Анголы. И Россия должна использовать те положительные предпосылки, которые образовались за 30 лет сотрудничества между Советским Союзом, Россией и Анголой. Для ангольцев русские были и остались друзьями. И я считаю, что это было бы справедливо, чтобы Россия заняла должное место в Анголе, ведь там гибли российские граждане, туда ушли миллиарды долларов. Можно сказать, что Советский Союз сделал важные наработки, так сказать, подготовил платформу, это очень важно, которую надо правильно сейчас использовать в отношениях России и Анголы. По своим позициям Ангола является самой влиятельной страной на Черном континенте, под нашим контролем находятся самые крупные запасы нефти, металлов. И тут есть где работать. И Россия уже эту работу ведет. Благодаря дешевой электроэнергии, которую в ближайшие годы начнет производить гидроэлектростанция Капанда, можно строить металлургические предприятия. Ведется сейчас планирование строительства железной дороги. Внешторгбанк принял решение открыть филиал банка в Анголе.

В каких экономических проектах в первую очередь заинтересована Ангола?

Аркадий Гайдамак: Чтобы дать значимость горным предприятиям на территории Анголы, необходима структура железных дорог. Такое вложение инвестиций очень перспективно. Африка, как я уже говорил, находится можно сказать посередине мира, мира, который потребляет, то есть, с одной стороны, находится огромный азиатский регион, с другой стороны Америка. На севере - Европа. И во все эти направления можно доставлять продукцию дешевым морским транспортом. Но нет нормальных железных дорог, чтобы доставить ее к портам. В Африке относительно легкие условия добычи, так как климат гораздо благоприятнее для ведения горных работ, чем, скажем, в Сибири. И все, что необходимо, это относительно небольшие инвестиции в железнодорожную инфраструктуру и энергетику. Это именно сегодня делают только лишь российские предприятия.

Ангола сейчас нуждается в строительстве гостиниц и офисных зданий, там сегодня очень высокий спрос на недвижимость. Перспектива гостиничного строительства очень высокая. Получить сегодня гостиничный номер в Луанде очень не просто.

И все же присутствие российских предприятий в Анголе пока недостаточно. Надо расширять работу в топливно-энергетическом секторе, в частности в области добычи нефти. Стоит вопрос о разработке газовых месторождений, о нефтепереработке, о строительстве металлургических предприятий.

У России, у российских предприятий есть все возможности достойно конкурировать с любыми иностранными структурами, как промышленными, так и государственными за экономическое влияние. И российский бизнес должен не упустить свой шанс.

Именно сейчас надо правильно использовать весь потенциал сотрудничества между Россией и Анголой. Ангола только в последние годы, когда в стране обеспечена стабильность, начинает нормально развиваться. Ангола, кстати, является основным фактором стабилизации во всем африканском регионе. После стабилизации ситуации в Анголе наступила общая стабилизация и общий мир во всем регионе. Чего еще никогда не было. И это открывает большие перспективы экономическому сотрудничеству с Анголой. Здесь ждут россиян.



Фонд дружбы и сотрудничества
с Республикой Ангола
Copyright 2002, Фонд дружбы и сотрудничества с Республикой Ангола



Док. 252099
Опублик.: 16.03.06
Число обращений: 699

  • Гайдамак Аркадий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``