В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Федор Лукьянов: Программа `Персона грата` (`Радио России` 22.02.2006г.) Назад
Федор Лукьянов: Программа `Персона грата` (`Радио России` 22.02.2006г.)
В преддверии Дня защитников Отечества милые дамы озабоченно выбирают подарки своим мужественным родственникам, спутникам жизни и наиболее симпатичным коллегам. Тем же остается благосклонно принимать подарки и поздравления, что они и делают, даже если не имеют к защите Отечества ровно никакого отношения, кроме того, что принадлежат к мужескому полу. Даже самый мирный человек, пороху никогда не нюхавший, нет-нет да и озаботится вопросом: а кто же для родной страны по-настоящему опасен и от кого Россия, хотя бы теоретически, должна быть готова эффективно защищаться. С этого мы и начнем предпраздничный разговор с главным редактором журнала "Россия в глобальной политике" Федором Александровичем Лукьяновым.

- Сразу, чтобы снять вопросы слушателей, вы в армии служили? Если да, то где?

Лукьянов: Служил, в подмосковном Одинцове.

- Я служил подальше, в Забайкальском военном округе. То есть нашу беседу не надо расценивать так, что в студии встретились теоретики, не нюхавшие пороху, и будут тут рассуждать. С той поры, когда мы служили, времена изменились, но военные угрозы не стали иллюзорными. Они такими никогда не станут, однако они изменились. Можно ли сказать, что власть и общество сейчас эти военные угрозы оценивают реально?

Лукьянов: Кажется, что не вполне. Очень сильна инерция тех времен, когда мы с вами служили. Это, в общем, понятно. Тогда был абсолютно четкий и сформулированный противник. Насколько это было справедливо или нет, можно спорить, но, во всяком случае, было ясно, к войне с кем готовился Советский Союз.

Сейчас всё в мире поехало в разные стороны. И тот враг, который повсеместно выдвигается в качестве главного - международный терроризм (это происходит и в России, и в США, и в Европе, словом, везде в развитом мире), он же эфемерный, его невозможно идентифицирован, как невозможно просчитать и его планы. С точки зрения общественной психологии очень трудно мобилизовать общество на борьбу против этого врага. Еще труднее армии, потому что вооруженные силы вообще должны готовиться к каким-то конкретным, а не умозрительным боевым действиям. Поэтому "агрессивный" блок НАТО, тем более что он существует, укрепляется и расширяется, успешно вытесняет все прочие угрозы в общественном сознании и в сознании очень значительной части российской политической элиты.

- Блок НАТО действительно так уж агрессивен и опасен для России?

Лукьянов: "Агрессивным" я его назвал в кавычках, памятуя те времена, когда он так официально у нас назывался. Мне не кажется, что блок НАТО в сегодняшнем своем состоянии несет какую-то угрозу России. Более того, разрушение четкой картины мира по НАТО ударило не в меньшей степени, чем по нам и всем другим военно-политическим организациям. Сейчас совершенно очевидно, что НАТО находится в процессе поиска, чем бы ему заняться. Получается интересная ситуация, когда крупнейшие международные конфликты современности - война в Ираке, готовящаяся то ли война, то ли силовое давление на Иран, афганская кампания 2001 года - проходили вне рамок НАТО. То есть, какие-то члены НАТО в них участвовали, но НАТО как организация не была востребована.

В сентябре 2001 года НАТО впервые в своей истории предложила задействовать статью Договора о создании НАТО, которая предусматривает коллективную оборону и коллективные действия в защиту одного из членов организации, подвергшегося нападению. Но США вежливо от этого отказались, стремясь решить всё самостоятельно.

Так что НАТО, с одной стороны, ищет новую стратегическую миссию, что нелегко, потому что желающих воевать на просторах Ближнего Востока далеко не так много среди стран НАТО.

С другой стороны, и у НАТО существует очень сильная инерция. Я считаю, что расширение НАТО на восток в значительной степени является инерционным процессом, который осуществляется без четкого представления, зачем это надо.

И я понимаю российских военных, которые а) воспитаны на противостоянии с НАТО и б) обязаны реагировать, когда военно-политический альянс около границ России наращивает свои возможности. Они обязаны реагировать на это по определению, по своей работе. Всё это объяснимо, но я бы не сказал, что они ведут себя правильно. Хотя это касается больше политического руководства, нежели военного. Потому что то, что мы имеем сейчас в отношениях с НАТО, - это какая-то парадоксальная ситуация. С одной стороны, заявления об углубляющемся сотрудничестве, постоянные визиты туда-сюда, какие-то учения. Но все это верхняя, дипломатическая оболочка, а внутри - глубокое недоверие и настороженное чувство, что они нас обманывают. Видимо, в 90-е годы и с той и с другой стороны не были предприняты необходимые шаги для того, чтобы убрать эту психологическую составляющую, а сейчас, пожалуй, это сделать уже сложнее.

Досье:

ЛУКЬЯНОВ Федор Александрович - главный редактор журнала "Россия в глобальной политике. Родился в Москве 1 февраля 1967 года. Отслужив в армии, окончил филологический факультет МГУ по специальности "филолог-германист, переводчик, преподаватель немецкого языка". Владеет также шведским и английским языками.

В начале 90-х работал в редакции вещания на Северную Европу радиостанции "Голос России" - Международного московского радио. В качестве сотрудника американской компании участвовал в совместном с Госкомимуществом России проекте по поддержке приватизации в нашей стране.

Работал в международных отделах газет "Сегодня", "Время МН". Был зам. главного редактора газеты "Время новостей". В 2002 году возглавил журнал "Россия в глобальной политике".

Женат. Единственным своим увлечением называет советскую политическую карикатуру.

- Если вернуться к армии, то, может быть, оттого она не может справиться с жестокими и бессмысленными проявлениями дедовщины, что она не очень адекватна современным угрозам. За короткий срок призывники военную науку просто не в состоянии постичь. Все это понимают. Вот они маются от безделья в казармах, и поэтому у нас такое происходит, что в Челябинске произошло.

Насколько я понял, угрозы нынче исходят не столько со стороны каких-то государственных образований, какие-то конкретных стран или блоков стран, они возникают от столкновения разных уровней жизни, какой-то несовместимой ментальности, от разного отношения к жизни, к небесам и богу?

Лукьянов: К сожалению, это так. Все эти споры, конфликты по поводу карикатур в последнее время лично меня особенно повергли в состояние глубокого уныния, потому что складывается такое ощущение, что мы неожиданно оказались на пути в какое-то новое средневековье. Когда в XXI веке основанием для серьезных трений в международных отношениях снова оказываются вопросы религии, это означает серьезный сдвиг в мировом общественном сознании. В какой-то степени это следствие конца "холодной" войны, крушения Советского Союза, коммунизма и дискредитации идеологии вообще, потому что коммунизм обанкротился и умер, а то, что пришло ему на смену, - это объявленные Фрэнсисом Фукуямой еще в 1989 году конец истории и торжество либерализма. Но оказалось, что торжество это не везде, не в одинаковой степени, и вообще история не кончилась, а вступила в новую, довольно опасную фазу. В этом смысле мир стал более опасным, чем был раньше.

- Чего можно пожелать сегодня защитникам нашего Отечества накануне их праздника?

Лукьянов: Пожелаем им терпения, выдержки, и я бы очень пожелал материального благополучия, которого им всегда не хватало.

Президент России Владимир Путин предложил обсудить на предстоящем саммите лидеров стран "большой восьмерки", в которой в текущем году председательствует Россия, вопрос списания долгов беднейших стран мира. По мнению Путину, государства "большой восьмерки" вполне могут списать им внешние долги.

Президент России подчеркнул, что средства, которые предусмотрены на помощь беднейшим странам, должны быть направлены также на поддержание соседей РФ в странах СНГ, на постсоветском пространстве, поскольку некоторые из них попадают в число беднейших стран мира.

На встрече с участниками заседания "финансовой восьмерки" президент России отметил, что некоторые страны-кредиторы сегодня испытывают недостаток свободных финансовых ресурсов. Для выполнения своих обязательств перед Международной ассоциацией развития по компенсации списываемых долгов беднейших стран они смогут использовать средства, полученные от России.

Глава российского государства также сообщил, что Россия готова дополнительно выплатить ассоциации до 587 млн. долларов на покрытие так называемого структурного разрыва - остающегося дефицита в ее балансе.

Путин отметин, что реализация комплекса предложений РФ позволит обеспечить финансовую устойчивость Международной ассоциации развития как минимум на 5-10 лет в зависимости от выбранного сценария. По его словам, эта инициатива дополняет принятые "восьмеркой" в прошлом году обязательства по списанию долгов беднейшим странам и не противоречит финансовым и политическим интересам стран-доноров.

Президент РФ считает, что поддержка со стороны наших партнеров выдвинутого Россией предложения станет реальным свидетельством готовности "восьмерки" выполнять свои обязательства по списанию долгов и оказанию помощи беднейшим странам мира.

22.02.2006
http://www.radiorus.ru/

Док. 251704
Перв. публик.: 22.02.06
Последн. ред.: 21.05.07
Число обращений: 521

  • Лукьянов Федор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``