В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталия Нарочницкая: `Курилы - наша Родина` Назад
Наталия Нарочницкая: `Курилы - наша Родина`
60 лет назад, 2 сентября 1945 года, Япония подписала Акт о капитуляции. Насколько сегодня обоснованы претензии Токио на острова Курильской гряды? Какова подоплека проблемы "спорных территорий", вокруг чего ломаются копья? На этот вопрос отвечает Наталия НАРОЧНИЦКАЯ, авторитетный специалист по международным отношениям, доктор исторических наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, член фракции "Родина".



К сожалению, в общественное мнение усиленно внедряется ложный постулат о том, что мирный договор абсолютно необходим. Международная практика знает немало примеров, когда прекращение войны обходилось без договора. У нас же не было и не будет мирного договора с фашистской Германией. Были оккупационные зоны, которые превратились потом в ГДР, ФРГ и Западный Берлин. Состояние же войны прекращено односторонне - Указом Президиума Верховного Совета СССР и соответствующими юридическими актами союзных держав.



Нам сегодня не нужно обращаться и к Японии с предложением подписать на компромиссных условиях мирный договор. Япония - страна-агрессор, которая потерпела во Второй мировой войне поражение и подписала акт о полной и безоговорочной капитуляции, что прекратило ее существование как суверенного государства. Полная и безоговорочная капитуляция по международному праву предполагает передачу всей полноты суверенитета на милость победителей, а уже они определяют границы, в которых будет жить эта страна, правила пользования этой территорией.




Единственные действующие и юридически обязывающие международно-правовые документы - это решения держав в Ялте, Потсдаме, а также Сан-Францисский мирный договор с Японией, подписанный 51 государством во главе с США в 1951 году. В соответствии с Ялтинскими решениями, все Куpилы и остров Сахалин возвращались СССР "навечно". Это же подтвердила Потсдамская декларация США, Великобритании и Китая, к которой позднее присоединился СССР. "После полной и безоговорочной капитуляции, - говорится в документе, - суверенитет Японии будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем". Последние слова проявляют международно-правовые следствия принципа полной и безоговорочной капитуляции: утрату Японией даже права обсуждать условия послевоенного урегулирования. На основании этих документов военная администрация США в Японии направила директиву No 677 от 29 января 1946 года с указанием на то, что из-под японской юрисдикции исключаются все Курильские острова, включая Шикотан и Хабомаи.



Советско-японская декларация была подписана 19 октября 1956 года. Она зафиксировала готовность СССР передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Подписание советско-японской декларации, по опрометчивому замыслу Никиты Хрущева, должно было удержать Японию от заключения договора о военном сотрудничестве с США. Однако, он был подписан 19 января 1960 года, и закрепил бессрочное пребывание американских вооруженных сил на японской территории. Тем не менее, в декларации, при всей недальновидности Никиты Хрущева, речь идет не о "возвращении", а о "передаче", то есть, о готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны.




Сторонники выполнения декларации сегодня почему-то не вспоминают о том, что все ее пункты являются фактически протоколом о намерениях, выполнение которых зависит от определенных условий. Более всего это относится к Статье 9 - о передаче двух островов, - которая увязана со всеми остальными положениями по принципу - "пока сохраняются те же обстоятельства". От российской общественности почему-то скрывают тот факт, что уже 27 января 1960 года советское правительство в меморандуме объявило об изменении обстоятельств и предупредило: "Только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии". В этом и нескольких последующих документах было заявлено: вся ответственность возлагается на Японию, которая заключила договор с США и полностью изменила обстоятельства. Думается, и слова Президента России о "полном объеме всех обязательств для обеих сторон" означают намек на изменившиеся обстоятельства и нарушение Японией ряда статей декларации.




Удовлетворение японских претензий на "возвращение" островов означало бы прямой подрыв "принципа неоспариваемости" итогов Второй мировой войны и открыло бы возможность ставить под сомнение другие территориальные статус-кво. А в результате победы над "странами Оси" в 1945 году Калининградская область и Курилы были определены как территория СССР; Эльзас и Лотарингия стали Францией, хотя в течение столетия иногда входили в Германию; Силезия передана Польше, хотя четыреста лет была Пруссией - знаменитая граница по Одеру-Нейссе; Додеканезские острова переданы Греции, хотя с Версаля принадлежали Италии, а до этого - Оттоманской империи. Все решения Ялты и Потсдама увязаны в один пакет. Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны - это, по-прежнему, фундамент всех послевоенных международных отношений, сохраняющий свое основополагающее значение, каким бы архаизмом он сегодня ни казался сторонникам "глобализации". Происшедшие в Европе события, какими бы драматическими они ни были для позиций России, не влекут автоматического подрыва легитимности послевоенного урегулирования. Появление новых государств в Европе не было юридическим пересмотром территориальных результатов Второй мировой войны.




В противовес таким замыслам депутатами фракции "Родина" разработан и внесен в Государственную Думу федеральный законопроект "О противодействии насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности". Он определяет правовое противодействие антиконституционной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя нашей страны, нарушение ее территориальной целостности. Более того, предусматривает уголовное наказание в отношении тех государственных или общественных деятелей, которые выступают за отторжение территории от Российской Федерации. Курильские острова - это территориальная компенсация, которую мы получили за жертвы войны, развязанной Японией, это наша земля, наша Родина, которой русские люди, как известно, не торгуют.


Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, публицист. Доктор исторических наук.

Окончила с отличием МГИМО, специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений. В 1982-1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке.

Депутат Государственной Думы, член фракции "Родина".

Информация предоставлена сайтом www.rodina-mos.ru

KMnews.ru
31.08.2005


Док. 251519
Опублик.: 13.03.06
Число обращений: 462

  • Нарочницкая Наталия Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``