В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Тезисы выступления А.И.Подберезкина на семинаре `Права человека и духовные ценности` Назад
Тезисы выступления А.И.Подберезкина на семинаре `Права человека и духовные ценности`
Тезис 1.
Процесс ОБСЕ, начатый в 1975 году, продолжается и сегодня в том смысле, что, если прежде шла торговля между СССР и Западом в вопросах безопасности и гуманитарного сотрудничества (т.е. "третья корзина"), то теперь проблема гуманитарного сотрудничества приобрела отчетливо выраженный характер дискуссии относительно представлений о правах человека. В этом смысле преемственность политики России, очевидно, сохраняется, как и споры относительно проблемы прав человека.

Тезис 2.
К сожалению, ОБСЕ за последние годы неоправданно потеряло свое значение. Реанимация этого института ОБСЕ сегодня России необходима может быть больше чем Западу. Вопрос о границах государств в Европе вновь поставлен на повестку дня. И не только в Косово, но и в Южной Осетии, Абхазии, Преднистровье.
    
Также, а может быть еще актуальнее, стала проблема гуманитарного сотрудничества, которую сегодня США свели к проблеме своих представлений о правах человека и демократии. В этой связи России необходимо максимально активизировать свою внешнюю политику, перейдя от оправдывания, к тактике выдвижения своих собственных приоритетов и ценностей.

Тезис 3.
Если СССР в свое время пытался противопоставить западному представлению о правах человека (свобода СМИ, демократия и т.д.) свое, прежде всего, социально-экономическое видение прав человека, то теперь тактика России должна быть иная. Нам трудно отстаивать позиции прав человека с точки зрения их социально-экономической значимости, потому, что за прошедшие 20 лет ситуация в этой области радикально изменилась в пользу Запада. Нам нечего предложить Западу в этой области - ни бесплатного образования, ни бесплатного здравоохранения, ни отсутствие безработицы. Мы теперь можем лишь стремится к тому уровню прав человека, которого за последние 20 лет достигли страны Западной Европы, где душевой доход за эти годы вырос в несколько раз, а социальная политика стала более социалистической, чем в СССР.

Тезис 4.
Но то, что мы должны сделать обязательно, это предложить свои приоритеты и ценности в области прав человека. Как мне представляется, такими приоритетами должны быть защита прав человека в области исторического, духовного и культурного наследия, т.е. того, что сегодня прежде всего определяет самоидентификацию нации.

Мы ни в коей мере не должны воспринимать те либерально-протестантские ценности и приоритеты, которые считаются приоритетными в США и странах Западной Европы. Мы отнюдь не отрицаем ни демократии, ни правового государства, ни свободы СМИ, но наше представление об этих ценностях формируется и должно формироваться на базе культурного исторического наследия. Мы должны исходить из того, что:

- человек не выбирает всегда правильно между ДОБРОМ и ЗЛОМ. Мы против абсолютизации свободы выбора, прежде всего исходя их нравственных и религиозных соображений;
- мы против того, чтобы универсальная марксистская идеологическая модель была заменена на универсальную либеральную идеологическую модель;
- наконец, мы против того, чтобы свои представления о правах человека и демократии навязывались силой - от организации цветных революций до бомбардировок городов.

Тезис 5.
В этой связи мы должны разработать и активно внедрять в общественные сознание базовые приоритеты и ценности, соответствующие историческому, культурному и духовному наследию нашей страны. Делать это должно и общество и государство. И на международной арене, и на внутриполитической.

Формируя сегодня политическую систему в России, мы должны исходить из того, что демократия, ее процедуры, права человека не носят универсальный характер, а приспосабливаются к специфике тех или иных государств.

Наконец, мы должны предложить и нашему обществу и институтам государства свою модель базовых приоритетов и принципов, в т.ч. и применительно к правам человека. В узком смысле этого слова, а именно для государства, - В.Путин предложил такие три базовые ценности: суверенитет, демократию, благополучие граждан. Но, во-первых, это требует широкого обсуждения и превращения базовых ценностей не только для чиновников, но и для всего общества, а, во-вторых, требует достаточно четкой привязки к культурным, историческим и духовным традициям России.

Суверенитет для России, это не то же самое, что суверенитет для Монако; демократия в России и демократия в Голландии, - вещи неоднозначные; благополучие граждан - это не только выбор между тем, в какой ресторан пойти, но и какие культурные и духовные потребности могут быть обеспечены и т.д.

Тем более это справедливо для такого понятия, как права человека. Для меня, например, очень важно как соблюдаются мои права гражданина России, в части возможности использовать культурное, духовное, а также историческое наследие нашей Родины. Мы сегодня далеко не всегда имеем возможность полностью реализовать свои права в этой области. Они, очевидно, нарушаются. Далеко не все граждане могут ознакомиться с историческим наследием страны, также как не все верующие поклониться мощам русских святых. Приведу пример:


СВЯТЫНЯ ПОД СПУДОМ

Николо-Пешношский монастырь был основан в 1361 году одним из ближайших учеников Сергия Радонежского Мефодием, именуемым зачастую еще его "собеседником и сопостником", что подчеркивает особую их близость, и получил свое название от того, что преподобный "пеш носил" бревна для строительства первого деревянного монастырского храма.

С детства преподобный Мефодий мечтал об иноческих подвигах, в юных летах пришел к преподобному Сергию в Троицкую обитель и стал его учеником и сподвижником. По благословению великого игумена преподобный Мефодий удалился, ища уединения для молитвы, в пустынное место, в двадцати пяти верстах от города Дмитрова. Здесь, в глухом дубовом лесу, он поставил себе келлию для подвигов отшельничества. Преподобный Мефодий подвизался в этом лесу в постоянной молитве и бдении. К нему стала собираться братия. Преподобный Сергий, посетив своего ученика, благословил место, выбранное преподобным Мефодием для обители. Сергий Радонежский часто посещал преподобного Мефодия и, в частности, помогал ему копать вокруг келлии два пруда и сажал аллею из вязов. Пруды и вязы сохранились до нашего времени.

Обитель преподобного Мефодия называли обителью трудолюбия, так как ее иноки, по примеру своего игумена, выполняли ревностно все тяжелые работы, сами зарабатывали себе на жизнь и кормили от своих трудов странников, бедняков и нищих.

Преподобный Мефодий, как любитель безмолвия, часто уходил для уединенной молитвы в пустынное место. Туда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий Радонежский, поэтому это место было названо "Беседой". Предчувствуя кончину, преподобный Мефодий завещал братии не оставлять дел милосердия и, ревностно молясь Богу, заботиться о нищих, убогих, вдовах и сиротах.

Преподобный Мефодий мирно отошел ко Господу 4 июня (ст. ст.) 1392 года и был погребен под спудом в своей обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Преподобного Мефодия на Пешноши почитали как святого сразу же со дня его кончины. В 1549 году на Московском Соборе преподобный был причислен к лику святых.

Слава святой жизни преподобного привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей, в числе которых был и царь Иван Грозный.
С Николо-Пешношской обителью связаны многие великие подвижники веры и благочестия. С 1544 по 1553 год настоятелем в монастыре был игумен Варсонофий - будущий епископ Тверской. С 1542 года здесь на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков) - племянник преподобного Иосифа Волоцкого и духовник великого князя Московского Василия III.

Важный вклад внесли монахи Николо-Пешношского монастыря и в строительство другого духовного центра русского Православия - Оптиной пустыни. Митрополитом Московским Платоном (Левшиным) были избраны из братии Николо-Пешношского монастыря и направлены на строительство Оптиной пустыни иеромонах Иосиф, который ввел в обители устав Николо-Пешношского монастыря, и иеромонах Авраамий, при котором были значительно расширены имения Оптиной пустыни, были построены каменная колокольня, два братских корпуса, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и больничная церковь в честь Владимирской иконы.
Святыня русского православия, созданная Мефодием Пешношским, на протяжении многовековой русской истории вдохновляла поэтов, утешала страждущих и давала приют нуждающимся.

Николо-Пешношская обитель в продолжение своего более чем 500-летнего существования, вплоть до своего закрытия в 1920 г., оставалась крупным духовным центром русского монашества. Особую известность монастырю принесли пешношские старцы Макарий и Максим, с начала XIX в. окормлявшие многочисленную паству.
Во второй половине XV века монастырь вел обширную судоходную хлебную торговлю с Белозерском. По описи 1623 года в обители числятся уже три каменных храма. Главный монастырский собор Святителя Николая Мирликийского был построен между 1408-1427 годами на вклад Дмитровского удельного князя Петра Дмитриевича. Этот собор сохранился до нашего времени.

Монастырь был особенно известен в первой половине XVI века, когда управлялся архимандритом Варсонофием, причисленным в конце XVI века к лику святых. После разорений Смутного времени монастырь пришел в упадок, но во второй половине XVIII и в XIX веке вновь достиг высокого уровня подвижнической жизни. Митрополит Московский Платон называл его второй лаврой.

До революции кладбище Николо-Пешношского монастыря было настоящим мемориальным памятником дмитровского дворянства: там захоронены князья Оболенские, князья Вяземские, бароны Тухачевские, князья Волконские, князья Долгоруковы, князья Тугарины, находятся фамильные склепы известных боярских родов: Лужиных, Офросимовых, Поляниновых, Веревкиных, а также дворян Норовых, Юшковых, Бугайских, Боровиковых, Майковых, Елизаровых.

В монастыре пребывали многие чтимые святыни. Среди них - подаренная обители в 1827 году частица Ризы Господней. Величайшей святыней Пешношского монастыря являлся чудотворный образ святого Иоанна Предтечи кисти преподобного Андрея Рублева.

К 1917 году в монастыре было шесть каменных храмов. В церкви преподобного Сергия над почивающими здесь под спудом мощами преподобного Мефодия устроена медная вызолоченная рака; при ней хранился его игуменский посох. В монастыре хранился также деревянный потир, употреблявшийся им при совершении таинства, и находилась чудотворная икона Божией Матери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева", таинственным образом оказавшаяся связанной с судьбой царской династии.
Широко известной за пределами монастыря эта икона стала в 1848 году, когда прославилась множеством исцелений во время эпидемии холеры. По окончании эпидемии икона была перенесена в Сергиевскую церковь и установлена близ мощей преподобного Мефодия. Тогда же в 1848 году был установлен день празднования иконы, 17 октября, и составлена служба.

Вскоре эта икона стала известна на всю Россию. 17 октября 1888 года, в день, установленный для празднования иконы "Прежде Рождества и по Рождестве Дева", Государь император Александр III вместе со своей семьей был чудесным образом спасен в железнодорожной катастрофе. В этот день поезд со всей царской фамилией, возвращавшейся из Крыма, на полном ходу сошел с рельсов около станции Борки, близ Харькова, причем вагон-столовая, где находился в это время император и его семья, разбился вдребезги. Во время крушения погиб 21 человек, 35 были ранены, но никто из императорской семьи не получил серьезных повреждений. Потрясенная этим императрица Мария Феодоровна писала своему брату Вильгельму, греческому королю Георгу I: "... мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами свою защитную руку...". Александру III во время крушения сопутствовал точный список иконы Нерукотворного Спаса, который чудом уцелел в разрушенном вагоне, даже стекло в киоте осталось целым.
Монастырь был свидетелем и участником многих исторических событий. Но от былого величия Николо-Пешношского монастыря сегодня мало что осталось.
С 1920 года и по сегодняшний день в нём расположена закрытая психиатрическая лечебница.

Все, что могло свидетельствовать о нахождении здесь православной обители, самым тщательным образом уничтожалось богоборческой властью. Большая часть священнослужителей приняла мученическою смерть за Христа. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых новомученников и исповедников Российских были причислены насельники монастыря: преподобномученик Герасим (Мочалов - 1936), преподобномученик Иосаф (Шахов - 1938) и преподобномученик игумен Николай (Салтыков - 1937). Все они были захоронены на Бутовском полигоне.

Знаменитый погост с могилами наших прославленных предков стерт с лица земли. Многие святыни, связанные с именем преподобного Мефодия, также исчезли - например, деревянный потир, с которым преподобный совершал Божественную литургию.

Монастырь до сих пор не возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время в его зданиях расположен психоневрологический интернат.
У главного входа в монастырь воздвигнут, смердящий и поныне идол вождя мирового пролетариата. В храме преподобного Сергия, на мощах преподобного Мефодия воздвигли котельную. И до сих пор место, где была рака со святыми мощами осквернено стальной тушей ржавого советского котла. В главном соборе устроена столовая, в которой и сегодня, упивается беззаконием и вином обслуживающий персонал, а в кельях вместо молитв звучит площадная брань и проклятия, содержащихся на принудительном лечении душевнобольных (в последнее время монастырь стали заполнять московскими бомжами с криминальным прошлым, сегодня их уже не менее трети контингента).
И все это страшные реалии сегодняшнего дня...
Уже многие годы православные не имеют постоянного доступа к одной из величайших и незаслуженно забытых ныне святынь святоотеческой веры.
В последнее время в стенах закрытой Сергиевской церкви по свидетельству очевидцев стали все чаще слышаться православные песнопения.
Пришло время собирать по крупицам растраченное нами духовное наследие. Мы обращаемся с призывом к государственным и церковным властям открыть доступ верующим к мощам преподобного Мефодия Пешношского, возобновить регулярные священнослужения в Николо-Пешношском монастыре, определив туда на постоянное служение первых насельников.

Как говорил Спаситель: вера способна сдвинуть горы. Обретение мощей, молитва монахов и жертва паломников полежат начало подлинному возрождению обители, освященной трудами прославленных русских святых.

Свято-Данилов монастырь, 28.02.2006г.

Док. 250725
Опублик.: 28.02.06
Число обращений: 2346


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``