В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Хакамада: Это вы валите, а мы останемся Назад
Ирина Хакамада: Это вы валите, а мы останемся
- Ирина Муцуовна, в последние месяцы о малом предпринимательстве в основном вспоминают в связи с ограничением торговли у метро и в связи с обязательной перерегистрацией, которую все должны были пройти до Нового года. На ваш взгляд, почему именно эти постановления столичного правительства вызвали такой общественный резонанс?

- Это классические примеры того, что у нас не сдвинулись с места взаимоотношения бизнеса и власти. Это отношения не по закону, а по договоренности. Любой запрет - это дополнительные деньги для чиновников. Почему у нас разрешительный порядок перерегистрации? Человек должен ходить, обивать пороги, платить взятки, чтобы маленький чиновник мог тоже на тебе заработать и поставить печать. Суммы заработков известны - перерегистрация обходится в триста-пятьсот долларов или даже выше. Поэтому я считаю, что перерегистрация должна проходить в заявительном порядке.

А то, что московское правительство под давлением спецслужб запретило малому бизнесу работать в 25-метровой зоне около метро, - это уже другая проблема. Если нужно бороться с терроризмом, хорошо - уберите. Но ведь, несмотря на то что Лужков подписал постановление, согласно которому должна была быть выплачена полная компенсация тем, кого "убрали", этого не происходит. У нас в стране нет нормального отношения к частной собственности. Квартира - это квартира, машина - это машина, а бизнес - это не частное, это так... можем отнять, бульдозером сровнять и не вернуть.

- Это правда, что от такого отношения к частной собственности страдает именно малый бизнес?

- Конечно. Потому что эта собственность - бюджет целой семьи, и лишение ее - настоящая трагедия. У маленького предприятия, в отличие от крупных корпораций, нет денег на штат юристов, чтобы постоянно защищать свои права. А ведь именно малый бизнес создает услуги, которые особенно нужны бедному населению. Пенсионер, который получает, дай бог, 2000 рублей, в супермаркете "Седьмой континент" сосиску себе купить не может. А может в маленьком ларечке, который рядышком.

- Может, суть проблем в непроработанности законодательной базы?

- В плане законодательства все сделано. В чем-то тот пакет, который был принят, когда мы были в Думе, начинает медленно срабатывать. Пожарники уже не приходят к бизнесменам каждый день, и санэпидемстанция не берет таких диких взяток, не мучает бесконечными проверками. Но не происходит продвижение в главном - доступе к недвижимости и земле. Там, где возникает прибыльный кусок, сразу же появляются чиновники и не пускают туда никакой бизнес. А должно быть наоборот: государство и чиновники обязаны действовать там, куда никто не хочет идти, но это нужно сделать - дорогами заниматься, например, или создавать инфраструктуру. Так делается во всем мире. У нас же бюрократия заботится только о выдавливании дополнительных неформальных доходов и укреплении своих позиций.

- То есть получается, что проблема только во взяточничестве и бюрократии?

- Не только. Власть сопротивляется еще и потому, что наличие развитого малого бизнеса - это и есть реальное формирование независимого и обеспеченного среднего класса. В какой-то момент он начинает голосовать по-другому. Этого и боятся. С олигархами легко бороться: они хотя и богатые, но их можно по отдельности вырвать, посадить в тюрьму. А когда в массовом количестве вырастают свободные люди, что с ними делать?

- А что делать, чтобы они не выросли?

- Бумажные барьеры сочетаются с политическим давлением. Когда мы выставили пикеты в защиту малого предпринимательства, на следующий же день сюда, ко мне в офис, пришли представители ФСБ: "Покажите бухгалтерию", то, другое... Якобы это не было связано с пикетами. Но то, что они тут же пришли, - это намек, такой звоночек, а дальше, мол, будет еще хуже. Придумают дело какое-нибудь. Мне уже муж сказал: "Тебя не посадят, тебя все слишком знают, а меня посадят". Я говорю: "Что будем делать?". Будем бороться. Уезжать не станем. Нас же выталкивают: валите вы отсюда, пока мы вас не трогаем. Нет - это вы валите отсюда. А мы остаемся в стране. И рискуем.

Подготовили Анна ЛЕВИНА, Екатерина ИВАНОВА
21.02.2005
2005.novayagazeta.ru

Док. 249502
Перв. публик.: 21.02.05
Последн. ред.: 14.07.07
Число обращений: 662

  • Хакамада Ирина Муцуовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``