В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Макаренко: `В Дагестане нужна тонкая политическая инженерия` Назад
Борис Макаренко: `В Дагестане нужна тонкая политическая инженерия`
В понедельник Народное собрание Дагестана проголосовало за наделение полномочиями президента республики Муху Алиева. С добровольной отставкой в конце прошлой недели Государственного совета Дагестана во главе с Магомедали Магомедовым закончилась эпоха "коллективного президентства": с 1994 года верховная исполнительная власть в республике принадлежала Государственному совету - коллегиальному органу, состоявшему из 14 представителей крупнейших этносов самого многонационального российского региона. Теперь вступила в полную силу новая конституция Дагестана, по которой верховная исполнительная власть формируется также, как и в других субъектах Федерации. Комментируя эту ситуацию корреспонденту Страны.Ru Николаю Белкину, первый заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко высказал мнение, что смена политического устройства в северокавказской республике вполне своевременна. По мнению политолога, она не должна привести к дестабилизации при условии, что будет сохранен механизм распределения власти между представителями крупнейших этносов Дагестана.

"Как мне кажется, в рамках прежней политической системы, при выборах глав регионов прямым всеобщим голосованием, введение поста президента в Дагестане не было бы оправданно. Насколько я помню, дважды идея введения там президентства проваливалась на референдуме. Напротив, на протяжении всех девяностых годов Госсовет - то есть фактически институт "коллективного президентства" - помогал смягчить межэтнические противоречия и сплачивал дагестанскую элиту поверх любых этнических расколов, заставляя ее работать в согласии. Я убежден, что без этой системы было бы намного трудней добиться той мобилизации дагестанского общества, которая помогла отбить атаку "басаевцев" на республику летом 1999 года. Потому что все этнические элиты были заинтересованы, чтобы ваххабитский ислам не возобладал над традиционным", - заявил корреспонденту Страны.Ru Борис Макаренко.

"Но в какой-то момент появились опасения в стабильности такой системы. Закон об общих принципах организации власти в субъектах РФ требовал от Дагестана отказаться от "коллективного президентства" и ввести президентство единоличное. При этом сама система давала сбои - система Госсовета подразумевала ротацию поста его председателя, в том числе и ротацию по этническому принципу, но Магомедали Магомедов крепко держался за свой пост и передавать власть кому-то еще не желал. То есть система уже трещала по швам", - считает эксперт.

Однако теперь, при назначаемом из центра "единоличном" главе исполнительной власти, сохранить согласие между этническими элитами будет проще, чем если бы президент Дагестана избирался всенародно. "Назначение лидера "белым царем" - легитимность, может быть даже более удобная для такой сложной республики. Что важно при введении в Дагестане поста президента - это необходимость обязательно создать стимулы для сотрудничества элит. То есть, чтобы даже после введения поста президента механизм распределения власти между представителями ведущих этносов в той или иной форме сохранился. Если это удастся сохранить, то тогда смена политического устройства в Дагестане не будет грозить никакими особыми опасностями. Единственное "но" - напряженность может возникнуть в связи с тем, что и первое лицо республики, и ее политическое устройство меняется одновременно. Здесь нужна очень тонкая политическая инженерия. Как бы ни называлось первое лицо Дагестана - президент или председатель Госсовета, оно не должно обладать единоличной властью, должно быть первым среди равных, среди представителей основных этносов республики", - заявил Макаренко.


20.02.06.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 249324
Опублик.: 21.02.06
Число обращений: 625

  • Макаренко Борис Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``