В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Михеев: `Киев боится пересмотра базовых соглашений` Назад
Сергей Михеев: `Киев боится пересмотра базовых соглашений`
Во вторник первый замглавы украинского МИД Владимир Огрызко заявил о твердом решении украинской стороны пересмотреть условия договора 1997 года в части, которая касается условий базирования Черноморского флота России на территории Украины. Таким образом, Киев решил заявить о необходимости перевода арендных отношений на рыночные рельсы. О том, что могут означать такие заявления и как это может отразиться на двусторонних отношениях, корреспондент Страны.Ru попросила рассказать заместителя генерального директора Центра политических технологий, руководителя департамента стран СНГ Сергея Михеева.

- Сергей Александрович, что, на ваш взгляд, означает такое заявление украинского МИД? Готова ли Украина пересмотреть все пакетное соглашение от 1997 года, куда входит также и положение о границах, или же это просто очередной виток вялотекущего противостояния после "газовой войны"?

- Никаких пересмотров базовых соглашений они делать не собираются. Киев к этому не готов, они жутко этого боятся. Совершенно очевидно, что если будет пересмотрено соглашение о границах, то, скажем, в чисто прикладном плане затруднятся возможности вхождения Украины в Евросоюз и в НАТО, чего нынешние украинские власти очень хотят. Потому что, если мне не изменяет память, в уставе НАТО записано, что туда не могут входить государства, имеющие территориальные претензии со стороны третьих стран. То есть, если Москва обозначит на официальном уровне территориальные претензии к Украине, то возможное вхождение Украины в НАТО будет противоречить уставу этой организации.

- Но ведь балтийские страны входили в НАТО, когда у них был еще не урегулирован вопрос о границах с Россией?

- К балтийским странам никто территориальных претензий не имел, так как отсутствие договора о границе - это одно, а территориальные претензии - совсем другое. Непризнание границ может повлечь, в принципе, озвучивание территориальных претензий, скажем, на уровне Госдумы. Это же делается достаточно просто, не обязательно Путину об этом говорить. Достаточно того, чтобы с этим выступила Госдума или Совет Федерации, который, как обычно, катает всевозможные "пробные шары". Таким образом, будет обозначена некая претензия. К этому украинцы не готовы и не хотели бы такого развития событий. Я думаю, что заявление Огрызко - это некая спонтанная реакция на газовый конфликт, в какой-то мере продолжение "газовой войны". Надо же им как-то отыграться, вот они будут отыгрываться по типу "что не съем, то понадкусываю". Все это похоже на капризную дерготню - раз вы с нами так, значит, мы вот что придумаем. Тем более, что в случае с Крымом и с арендой земли, конечно, нет никаких вообще более-менее установленных цен. Они говорят: "Давайте перейдем на рыночные рельсы", но это звучит несколько странно, потому что никаких четко обозначенных рыночных цен на землю, которая сдается в аренду военным базам, или чего-то в этом роде в Крыму просто не существует. Рыночные цены на газ существуют, они всем хорошо известны. Рыночной цены на аренду земли в Крыму под базы Черноморского флота нет - это просто предмет взаимной договоренности. Ну, наверное, они будут настаивать на повышении арендной платы.

- Можно ли ожидать какого-либо симметричного ответа со стороны России? Например, также повышения каких-то цен. Ведь, как известно, газовое соглашение довольно краткосрочно, и цены там окончательно не прописаны.

- Что касается газа, то, по идее, он должен неизбежно дорожать. Как известно, на днях буквально президент Туркмении выступил с заявлением, что цена на туркменский газ до конца года, скорее всего, поднимется до 100 долларов за тысячу кубометров. Нынешнее же соглашение с "Газпромом" было основано на цене турменского газа в 65 долларов за тысячу кубов. Если повышается отпускная цена у Туркмении, то должна повыситься и та цена, по которой получает газ Украина. С 95 долларов до 110-120, возможно. То есть цена будет повышаться, но это не от России зависит.

Хочу отметить, что ответные меры могут предприниматься Россией не только в экономическом плане, но и в политическом. Например, можно оказать больше помощи тем же русским движениям в Крыму. Как известно, сейчас у них есть проблемы на выборах в Верховный совет республики Крым, сейчас он называется Радой. Блок Януковича, в который в том числе входит "Русский блок", пытаются снять с регистрации под разными предлогами. У России есть рычаги давления на любую из постсоветских стран и даже на некоторые из непостсоветских. Вопрос в том, готовы ли мы эти рычаги давления применять, особенно после того, как нам все поставили в укор эту "газовую войну". Недавно госсекретарь США Кондолиза Райс выступала и сказала, что она разочарована продвижением демократии и, в том числе, "газовой войной".

- Как может очередной конфликт Москвы и Киева отразиться на ходе и итогах избирательной кампании в Верховную раду Украины?

- Пока блок Виктора Януковича (лидера "Партии регионов") лидирует - по опросам самих же украинских социологов. Он, в общем, не скрывает своих симпатий к России, хотя тут тоже все надо делить на десять. Все эти декларируемые симпатии ничего не стоят, вопрос в реальных делах, а они могут быть другими. Правда, Януковичу вряд ли удастся сформировать большинство в Верховной раде, потому что "Наша Украина" президента Виктора Ющенко и блок Юлии Тимошенко в сумме наберут больше, чем "Партия регионов". Наверное, этот конфликт как-то скажется, потому что популярность "оранжевого" движения несколько упала. Я думаю, кстати говоря, что изменение политического ландшафта на Украине - это самый верный путь влияния на ситуацию со стороны России. Надо работать со всевозможными пророссийскими движениями, надо их поддерживать, подкармливать, надо работать со средствами массовой информации и т.д. и т.п. Это, на мой взгляд, более перспективно.

- Вы сказали, что надо поддерживать пророссийские движения. А не может ли это добавить очков тем, кто работает против них? Поиск нового врага, вернее, не нового, а старого в лице России?

- Дело в том, что это уже пройденный этап. Вся новая постсоветская украинская государственность, как и государственность большинства постсоветских стран, построена на идее оппозиции России в той или иной степени. В некоторых странах это более очевидно, в некоторых менее, но стержнем новой государственности во всех постсоветских странах являются две идеи. Первая - построение национального государства, в значительной степени тот самый национализм. Это совершенно очевидно, и на Украине то же самое. Второе - это выстраивание новой государственности путем оппозиции России. Брыкаясь в сторону России, постоянно зарабатываются политические очки внутри страны. Это уже пройденный этап, все позиции уже давно ясны. Есть люди, которые однозначно настроены антироссийски, есть люди, которые настроены пророссийски. Мы на протяжении многих лет вели в отношении Украины достаточно мягкую политику, так или иначе субсидировали ее экономику. Мы оплачивали украинскую гордость из карманов российских налогоплательщиков. Ну, и что имеем? В итоге мы получили "оранжевую" революцию. Где она, эта любовь к России, которая, по идее, должна была бы быть результатом этой мягкой политики? Нет ее и не будет, потому что для украинской элиты свалившаяся, как манна небесная, власть дороже всего, и она ни за что ее не отдаст, ни за какие подачки, ни за какую помощь, ни за что. Не надо строить иллюзий. Существует четкая группировка в украинском обществе, которая настроена антироссийски в любом случае, что бы мы ни делали. Мы можем всех их расцеловать и выдавать всем по медали, можем вообще бесплатно отдавать газ, и все равно они будут нас ненавидеть, потому что на этом держится их власть. Та власть, которая у них есть, которая у них появилась, для них дороже всего.

14.02.06.

Мария Чегляева


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 248485
Опублик.: 15.02.06
Число обращений: 561

  • Михеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``