Путин поздравил Лукашенко с днём рождения
Программы, учебные курсы
Базовые программы и курсы
Специальные программы и курсы
Делягин Михаил `Россия после Путина`
Делягин Михаил `Россия после Путина`
Долгих пять лет слово "Путин" было хорошей торговой маркой. Под ним можно было продать почти что угодно - и многие пронырливые бизнесмены, в том числе и от политики, сколотили (а некоторые еще и продолжают, торопясь напоследок, сколачивать) на нем неплохие капитальцы.
Тем не менее путинская пятилетка завершена, и за суетой официальной пропаганды, смутной тревогой официальной статистики и мраком повседневной жизни все более ясно вырисовывается простой вопрос: "Что дальше?"
Какой будет - и сохранится ли вообще - Россия после Путина?
Повседневная жизнь, обычный быт заканчиваются.
Российское общество, а с ним и каждый из нас вновь все ближе подходит к разверстому жерлу истории, уже ощущая порывы ее опаляющего жара.
Понятно, что это не связано с Конституцией, по которой Путин должен уйти в 2008 году, и не связано ни с какими писаными законами вообще.
С одной стороны, нынешняя российская власть производит устойчивое впечатление структуры, не обращающей на законы почти никакого внимания - так что при разговорах о неизбежной в силу соответствующих положений законодательства замене президента поневоле приходит на ум вопрос, заданный в преддверии Нюрнбергского трибунала молоденьким американским следователем одному из нацистских преступников: "А почему именно этот договор вы вдруг решили не нарушать?"
А с другой стороны, действительно, если закон плох - зачем его исполнять? По крайней мере, пока не выполняются и по-настоящему хорошие законы?
Таким образом, возникновение вопроса о том, какова будет Россия после Путина и каково будет жить в этой России, вызвано отнюдь не ограничением, накладываемым Конституцией на время нахождения одного человека на президентском посту.
В конце концов, если бы дело было только в этом, никакого вопроса бы не возникало: действующего политика сменил бы другой, - не преемник, так оппонент, - который взял бы из его курса разумную часть и дополнил бы ее своими идеями, соответствующими требованиям нового времени.
Неизбежность постпутинского перелома и подспудно растущий в обществе страх перед ним вызваны крепнущим ощущением того, что нынешние руководители России утратят власть не в силу закона, не в силу традиции, не в силу описанного или подразумеваемого порядка, но из-за хаоса, вызванного их собственной политикой, - надо отдать ей должное, целостной и последовательно проводимой.
Подробно она будет описана и проанализирована ниже, в первой части настоящей книги, а пока просто перечислим ее наиболее значимые черты:
предоставление полной свободы рук чиновникам, рассматриваемым как основная социальная база режима, и их освобождение от какой бы то ни было ответственности за свои действия, ведущие не просто к расцвету коррупции, но и массовому неисполнению ими своих обязанностей и, соответственно, к параличу государственного управления;
стремительная концентрация власти в руках силовой олигархии, подчинившей коммерческую олигархию времен Ельцина и занимающейся личным обогащением при помощи хаотичного грабежа и насилия не только над крупным, но и над средним и мелким бизнесом, а также - в силу инерции и для удовольствия - над обычными гражданами;
разрушение не то что благосостояния, но самой жизненной среды масс и так социально не защищенных людей ("монетизацией льгот" и целым комплексом иных либеральных реформ), несмотря на фантастически благоприятную экономическую конъюнктуру, ради изъятия денег населения и концентрации их у бизнеса для последующей передачи силовой олигархии в виде взяток и поборов;
систематическая ложь и клевета, преследование за инакомыслие и оппозиционность, превентивное запугивание потенциальных политических противников, нагнетание в обществе атмосферы страха;
по-горбачевски последовательный отказ от реализации национальных интересов России за пределами СНГ ради задабривания наших стратегических конкурентов в надежде на то, что они закроют глаза на недемократичность и античеловечность описанной выше осуществляемой политики (которая объективно выгодна им самим);
нарастающая грызня в среде самой силовой олигархии и растущая беспомощность ее членов, которые, как можно понять, уже не способны оградить от насилия даже собственных друзей и партнеров (понятно, что это вызывает недовольство созданной системой даже у ее строителей и обслуживающего персонала).
Такая политика не может провести страну мимо катастрофы и потому вызывает вполне справедливый ужас перед настоящим и страх перед будущим.
Как и всякое самоубийство, она не может длиться долго.
Естественный результат этой политики - всеобъемлющий системный кризис. Сегодня его уже можно считать неизбежным, так как практически все люди, так или иначе пытавшиеся помочь Путину в начале его правления, к настоящему времени, даже формально оставаясь у него на службе, уже убедились в невозможности сделать это. Ведь описанная политика - плод не ошибок или злых умыслов, которые хотя и с трудом, но все-таки поддаются исправлению, но жесткого и устойчивого баланса объективно обусловленных интересов, который исправлению уже не поддается.
Страну свела начавшаяся с ее мозга "судорога авторитаризма".
Крайне существенно, что мы рухнем в системный кризис значительно быстрее, чем нам кажется и чем показывают разного рода математические модели, ибо ни наш здравый смысл, ни эти модели в принципе не способны учесть разрушительность внутренней грызни, уже охватывающей силовую олигархию, и полной безграмотности руководства в сочетании с его осознанной безответственностью. (О значении последней можно судить по "банковскому кризису" июля 2004 года, который на самом деле был выходом на поверхность продолжающегося и по сей день кризиса Центробанка.)
В момент написания этих строк, в первые дни 2005 года, можно быть уверенным в одном: системный кризис совершенно точно не наступит до весны 2006 и, скорее всего, -до осени 2006 года. На это время накопленных "запасов прочности" (и среди них - общественного оптимизма и доверия к государству ) хватит.
Это время дано российскому обществу для учебы.
Для внутренней самоорганизации.
Для подготовки.
Если мы найдем в себе силы (а дело только в них: времени все еще достаточно) должным образом подготовиться к системному кризису, мы сможем воспользоваться даруемой им возможностью и осуществить политическую модернизацию, создав ответственное перед страной государство. Тем самым мы откроем дорогу к модернизации экономической, обеспечивающей восстановление страны, нормализацию условий жизни и возрождение России как страны, вызывающей у ее граждан гордость и уверенность в своих силах, а не скорбь и стыд.
Это, по всей вероятности, последний шанс возрождения России, даваемый нашей стране историей. Если мы не воспользуемся им, переживаемая нами в настоящее время агония нашей Родины закончится ее смертью - причем не в планируемые зарубежными специалистами 2010-2015 годы, а значительно раньше.
Воспользуемся ли мы этим последним шансом?
Есть ли у нас будущее?
На эти вопросы нельзя ответить словом, произнесенным или написанным. Они заданы самой историей, которая создается не словами, но поступками, - и ответить ей мы сможем только своими делами, своей жизнью.
Но чтобы быть в состоянии даже не ответить, а хотя бы только осознать эти все более четко встающие перед нами вопросы, мы должны понимать с поистине беспощадной ясностью: если сейчас, в предстоящие нам несколько предкризисных и кризисных лет, мы вновь отдадим свою страну индоктринированным недоумкам, высокоэффективным грабителям (извините, чуть не написал "менеджерам") и прикинувшимся патриотами бандитам, у нас больше не будет своей страны.
Никакой - ни плохой, ни хорошей.
И мы - если выживем - будем беспомощными, бесправными и ничтожными приживалками, всем чужими и никому не нужными, не только в фешенебельных странах, но и на клочках той единственной, которую мы еще недавно звали (а может быть, по недоразумению еще будем звать и тогда) своей Родиной.
Сегодня Россия глядит нашими глазами не в телевизор, не на многими по-прежнему уважаемого и у многих вызывающего по-прежнему искреннюю симпатию президента и даже не в бессмысленно агрессивную и самодовольную "бандитскую пельменину" силовой олигархии.
Россия - и каждый из нас - глядит в лицо хаоса.
Мы можем не пережить предстоящего системного кризиса.
Просто физически - так, как не пережили его сотни тысяч погибших в гражданскую войну в Таджикистане, и десятки тысяч погибших в необъявленных войнах в ходе разрушения Советского Союза.
Я уже не говорю о том, что мы из-за войны, преступности, а то и просто нищеты и безысходности можем лишиться своего дома, как лишились его десятки миллионов наших бывших, а часто и нынешних сограждан.
Я уже не говорю о том, во что может превратить каждого из нас голод. Кто знает, тот понимает, о чем я говорю. Кто не знает, пусть читает Шаламова.
Россия, а с нею и каждый из нас, без всякого преувеличения, глядит в лицо своей гибели.
Это не метафора, не запугивание, не истерика, - это простая констатация самоочевидного факта: сегодняшнего положения, в котором находимся все мы.
Конечно, можно зажмуриться и выиграть этим нехитрым маневром несколько месяцев, а то и лет относительно спокойной жизни, повысив тем самым разрушительность системного кризиса и, соответственно, вероятность своей гибели в нем. Этот выбор по-своему рационален, так как неприятности наступят потом, а удовольствие будет достигнуто сейчас, авансом, - но это деструктивная и саморазрушающая рациональность.
Если мы хотим сохраниться как нация и страна, если мы хотим, чтобы у наших детей, да и у нас самих было будущее, - мы должны осознать критичность ближайших полутора лет, ибо к осени 2006 года все уже так или иначе будет решено.
Сегодня мы вернулись в состояние исторической неопределенности, при которой, если вы хотите быть кем-то, вы должны сначала им стать.
Если вы хотите что-то иметь, вы должны сначала завоевать это.
Если вы хотите иметь какое-то право - хотя бы право на свою собственную жизнь - вы должны быть готовыми отстаивать это право в жесткой, а возможно и жестокой, борьбе.
Относительно цивилизованная передышка, "глоток стабильности" после потрясений начала 90-х заканчивается. История вновь вламывается в тихую повседневность каждой семьи. Нам вновь предстоит отстаивать свое право на Родину.
Я пишу эту книгу, чтобы повысить наши общие шансы на победу - на выживание и модернизацию.
Я остаюсь в России и борюсь только потому, что верю: мы победим.
Не знаю, есть ли жизнь на Марсе, но после Путина - будет.










Содержание
Предисловие

АГОНИЯ ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Введение

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОССИИ: ПОТРЕБНОСТЬ В ИСТИНЕ

Смысл либерального проекта
Смысл и содержание модернизационного проекта
Модернизационный проект как фактор выживания

ЧАСТЬ I. ДИКТАТУРА УБОЖЕСТВА: ДВИЖЕНИЕ К СИСТЕМНОМУ КРИЗИСУ
Глава 1. СМЫСЛ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ: ЭМАНСИПАЦИЯ БЮРОКРАТИИ

Гармонизация интересов бизнеса и населения - условие национальной конкурентоспособности
Неотъемлемые функции государства
Государство и бизнес: единство и борьба противоположностей
Специфика России: происхождение крупного бизнеса
Бюрократический тупик
Системный кризис: смертельно опасный выход

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ: ЭКОНОМИКА ЖЕЛУДКА

Чахоточный румянец путинского prosperity
Нарастающие признаки
Исчерпание возможностей экспортно-сырьевой модели экономики
Цугцванг реформаторов: антиинфляционная политика, или "собаки на сене"
Налоговая реформа: омерзительный классовый характер
Бюджетная политика: профицит лицемерия
Основа бюджетной политики: нереалистичные прогнозы
Снижение прозрачности поощряет произвол и коррупцию
"Курс Чаушеску" вместо "политики Путина"
Тяжелый юмор Минфина: исполнение бюджета в 2004 году
Военно-полицейский перегиб: победитель получает все
Стабилизационный бред
Золотые грабли приватизации
Реформа электроэнергетики: ищите собственника в Париже
Общие положения: специфика естественных монополий
Не разрушать единые технологические комплексы: перейти от английской модели к немецкой
Первый необходимый шаг - обеспечение финансовой прозрачности
Реформирование должно вестись "по технологической цепочке"
Необходимость развития сетевого хозяйства
Реформы в интересах общества может вести только государство
Привлечение инвестиций
Отложенный рост тарифов
Возвращение к двухсекторной экономике: прививка варварства
Угроза нового витка энергетического террора
Пенсионная реформа, или игра в наперсток: забудьте о пенсии
Необходимость модернизации пенсионной системы России
Информационная блокада населения
Пенсионный фонд: объективный конфликт корпоративных и общественных интересов
Ложь о проведении реформы
Юридическая неопределенность
Либерализм подбора управляющих компаний - гарантия непрофессионализма
Отсутствие ответственности за управление пенсионными взносами
Реальная цель - прибыль финансовых спекулянтов
Административный паралич
Конфликт интересов: перевод с внутриведомственного на федеральный уровень
Освобождение от ответственности
Пиррова победа министров
Полдела сделано - можно отдыхать
Перераспределение сфер ведения: побочные плоды административного торга
Блеск и нищета спецопераций
Банковская политика: репетиция катастрофы
Замена льгот денежными компенсациями - подготовка
Полдела сделано - можно
Перераспределение сфер ведения: побочные плоды административного торга
Блеск и нищета спецопераций
Банковская политика: репетиция катастрофы
Замена льгот денежными компенсациями - подготовка специального геноцида
Принятие Закона "с закрытыми глазами"
Удар по социально уязвимым
Презрение к жизненным реалиям
Заведомая недостаточность дженежных выплат
Трагедия регионов
Смысл реформы - экономия бюджетных средств
Политическое значение реформы: мелкие игры и движение к государственной катастрофе
Коммунальная реформа: просто повысьте тарифы
Тупик монопольной демократии
Финансовый хаос и поруганные стандарты
Реформа как инструмент поддержки частного бизнеса
Население заплатит за все
Общая логика либеральных реформ

Глава 3. СОЗИДАНИЕ СИЛОВОЙ ОЛИГАРХИИ

"Управляемая демократия": выравнивание политического поля
Цель силовой олигархии - насильственное потребление
Возвращение бандитской субкультуры
"Зачистка" информационного пространства
Для чего стоит вертикаль власти?
"Дело "ЮКОСа": победа силовой олигархии над коммерческой
Причины нанесения удара именно по "ЮКОСу"
Основные цели "атаки на "ЮКОС"
Реакция делового сообщества: бегство капитала
Последствия для российского общества
Политическая реформа: подготовка катастрофы
Кремлевская зачистка
Расставание с демократическими декорациями
Тропой Ходорковского
Три фронта Владимира Путина

Глава 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ПРОДАЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ

Присоединение к ВТО - капитуляция перед иностранным капиталом
"Новое платье короля"
Бессмысленный удар по экономике России
Фиктивно-демонстративное государство
"Мясная бомба": США требуют от России контроля за ее внутренними рынками
Киотский "лохотрон": бесмысленный и безнадежный соблазн
Инструмент не защиты природы, но создания новых рынков
Инструмент стратегической конкуренции
Изначальная дискриминация России
Фиктивность предоставляемых возможностей
Давление на Россию
Алгоритм разумных действий
Горбачевские "глобальные поддавки" в новом исполнении
Внешняя политика: поле для реализации коллективного комплекса неполноценности
Провал попытки "большого размена" - новый шаг к утилизации России
2004 год: изменение отношений к перспективам России

Глава 5. ПОЧЕМУ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ БУДЕТ ИСЛАМСКОЙ

2005-й: год "путинского перелома"
Революционизирующий фактор ислама
Экстремальный сценарий развития событий

ЧАСТЬ II. ИДЕАЛОГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
Глава 6. СОЗИДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Конкуренция "на уничтожение"
Столкновение цивилизаций: глобальная революционная ситуация
Решение глобальных проблем как своих внутренних

Глава 7. РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Социальная справедливость
Социальная ответственность
Избавление ото лжи
Патриотизм и позитивный реваншизм
Неотъемлемые права личности
Справедливость в межнациональных и межконфессиональных отношений

Глава 8. КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕОЛОГИИ

Либеральный фундаментализм - чума XXI века
Становление демократии: от благосостояния масс - к расширению политических прав и свобод
Критерии ответственности элиты
Патриотизм может быть лишь независимым и ответственным

ЧАСТЬ III. "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО" ДЛЯ РОССИИ
Глава 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Создание честного суда как основы общественной жизни
Воссоздание законодательной власти
Нормализация феднративных отношений
Нормализация гражданской компоненты федеральной исполнительной власти
Создание системы стратегического прогнозирования
Политика поддержания правопорядка
Военная политика

Глава 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Нормализация социальной среды
Нормализация системы здравоохранения
Как поставить пенсионную реформу на службу гражданам
Политика в области образования и науки
Развитие начального и среднего образования
Совершенствование системы высшего образования
Реорганизация системы управления наукой
Чистая Россия
Национальная политика

Глава 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ГОЭЛРО-2

Решение системных проблем: нормализация хозяйственного механизма
Обеспечение прав собственности
Ограничение злоупотреблений монопольным положением
Возвращение к интересам общества при реформе естественных монополий
Преодоление массовой нищеты и возрождение депрессивных регионов
Программа развития и размещения производительных сил
Возвращение "на Большую землю" Сибири и Дальнего Востока
Энергетическая политика
Модернизационная промышленная политика
Аграрная политика
Меры по модернизации ЖКХ
Превращение финансовой инфраструктуры в инструмент модернизации экономики
Налоговая система как инструмент модернизации
Оздоровление бюджетной политики
Внешнеэкономическая политика на службе модернизации
Возвращение государству реального права собственности
Мы должны быть везде: новая внешняя политика


Док. 248157
Опублик.: 13.02.06
Число обращений: 596


Евразийская интеграция
eurasian-integration.org


 








Наши партнеры

politica.viperson.ru
vibory.viperson.ru
narko.viperson.ru
pressa.viperson.ru
srv1.viperson.ru
Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``