В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Лидер Партии Социальной Справедливости, академик РАЕН Алексей Подберезкин: Наши возможности ограничены Необходимо наладить систему взаимодействия Назад
Лидер Партии Социальной Справедливости, академик РАЕН Алексей Подберезкин: Наши возможности ограничены Необходимо наладить систему взаимодействия

Лидер Партии Социальной Справедливости, академик РАЕН Алексей Подберезкин: Наши возможности ограничены Необходимо наладить систему взаимодействияВыступление лидера Партии Социальной Справедливости, академика РАЕН Алексея Подберезкина на круглом столе "Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения работы с российскими соотечественниками за рубежом".

Я согласен с представителем МИДа в вопросе определения понятия "соотечественник". Если мы согласимся с подходом самоидентификации, то тогда все становится понятно и для государственных и для общественных организаций.

К вопросу эффективности нашей политики по отношению к соотечественникам. Давайте называть вещи своими именами. Вся наша экономика - 5 % от американской экономики, а если брать вместе с Европой, то это 2 % от того, что мы называем "Западом". Если брать технологический уровень, то это 0,2 %. Нам поставили задачу увеличить его за десять лет до 2%, это для нас сверхамбициозная задача. Вот наш уровень!

Если мы возьмем информационные ресурсы, то здесь дело обстоит еще хуже. Проблема наша заключается в том, что у нас очень мало ресурсов. Если мы соизмеряем с теми, что нам противостоят. Если Соединенные Штаты не стесняются постоянно заявлять, что главная задача их внешней политики по отношению к странам Восточной Европы и СНГ - ни в коей мере не допустить, что бы эти территории попали под наше влияние, и на это выделяются огромные ресурсы, то надо прекрасно понимать, что противодействовать мы можем исходя из того, что наших ресурсов здесь - один к ста, один к тремстам.

Но как мы можем даже в этом соотношении сил эффективно использовать свои ресурсы? Проблема в том, что в 1991-93 гг. наша внешняя политика не просто игнорировала интересы соотечественников, она цинично помогала тем, кто пытался проигнорировать их интересы в максимальной степени. С тех пор прошла достаточно болезненная эволюция и сегодня мы вышли на правильный вектор. Но, заметьте, Департамент по данной проблеме был создан в МИДе лишь в ноябре прошлого года. С точки зрения бюрократической, это очень мало и возможности там небольшие.

Я всегда говорил, что мы исповедуем неправильный подход по отношению к СНГ. Содружество возникло как система для развода. Этот институт не обеспечен теми ресурсами, которые помогли бы наладить нормальные отношения со странами СНГ. Грубо говоря, когда развалилась Британская империя, то там по данному направлению внешней политики возникли свои стриктуры во внешнеполитическом ведомстве, со своими ресурсами и возможностью привлекать ресурсы из других министерств. А наш МИД управляет сам собой, со своим достаточно скудным бюджетом. Если бы министр иностранных дел был в ранге вице-премьера по делам Содружества, который курировал бы еще несколько направлений, в том числе и образование, потому что это - главный сейчас ресурс влияния на соотечественников...

У нас есть этот ресурс влияния, но мы его используем очень плохо. Если, скажем, к нам обращаются люди из Азербайджана, Армении для того, чтобы учиться у нас, а мы не можем удовлетворить их запросы, то получается, что не мы их зовем, а делаем все для того, чтобы их было поменьше.

Но, если быть справедливым, сегодня, хотя нельзя говорить об эффективной политике по отношению к соотечественникам, но, все же, понимание интересов появилось. Может быть, в последний год. Поздно, через 14-15 лет, но эта политика стала формироваться. Мы сейчас на стадии, когда эта политика формируется. В этой ситуации и государственным структурам и общественным организациям надо понимать всю скудность наших реальных возможностей, материальных, информационных, по сравнению с теми, кто будет нам противодействовать.

Кроме образовательного, у нас есть ресурс людей за рубежом, которые хорошо к нам относятся. Речь идет не только о русских, но и о представителях других национальностей. Это очень большой ресурс и его нужно использовать так, как его используют китайцы. Скажем, русская община в Европе - это самое крупное национальное меньшинство. С точки зрения Европарламента, мы можем создать там политическую партию, отстаивающую интересы этого меньшинства, можно поиграть на этой теме с точки зрения прав человека и т.п.

В заключение подчеркну два момента. Первое, исходя из наших скудных реальных возможностей, надо наладить систему взаимодействия, надо помогать друг другу. Я готов со своей стороны предложить поддержку нескольких наших информационных ресурсов, в том числе - ресурс Института гражданского общества.

Второе. Очень важно эту экспертную площадку сохранить. Может быть, это и тяжело, но хотя бы с периодичностью раз в месяц надо встречаться. И очень важно, чтобы информация об этих встречах выкладывалась на портале.

Я согласен с председателем собрания в том, что концепция работы с соотечественниками сейчас только формируется. Но она формируется не сама по себе. Надо принимать участие в ее формировании. Нужно наладить диалог с властью по формированию этой концепции. Не нужно думать, что в МИДе или в Кремле сидят очень умные дяди, которые все уже придумали. Ничего подобного. Им как раз очень нужны эти рассуждения и эти соображения.


09.02.06

www.russkie.org

Док. 247824
Опублик.: 10.02.06
Число обращений: 310

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``