Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
МОЛОДЕЖЬ ЗА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. СБОРНИК ПРОЕКТОВ Назад
МОЛОДЕЖЬ ЗА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. СБОРНИК ПРОЕКТОВ
В 2003 году Фондом "За гражданское общество" совместно с Фондом "Точка опоры" была проведена грантовая программа "Молодежь за гражданское общество", целью которой было повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России.

В данной брошюре представлено 12 проектов, профинансированных в рамках этой программы и реализованных в течение прошедшего года. В них использовались как давно существующие, так и новые механизмы информирования молодежи о деятельности гражданских организаций и вовлечения молодых людей в деятельность НКО. В описании проектов отражены основные этапы реализации, успехи и трудности, достигнутые результаты и незапланированные эффекты, а также перспективы проектов на будущее.

Надеемся, что брошюра будет способствовать распространению существующего опыта по расширению участия молодежи в работе НКО и окажется полезной широкому кругу читателей.


Негосударственное образовательное учреждение
"Рязанский свободный лицей"
Проект
"Гражданин мира: школа гражданской активности"
Руководитель проекта: Иванова София Юрьевна
Контакты: 390011, г. Рязань, ул. Халтурина, 7, РСЛ "Школа прав человека", тел./факс: (0912) 24-04-85, e-mail: rslsof@mail.ru

В Рязани, как и в большинстве регионов России, в настоящее время наступил период интенсивного формирования "третьего сектора". В городе и области за последние десять лет силами активистов Рязанского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" и ряда других НПО сложилась устойчивая система защиты прав человека. Но традиционно формы и методы работы по защите интересов граждан были ориентированы на людей в возрасте (жертвы политических репрессий и их родственники), либо основную массу трудоспособного населения (граждане среднего возраста). С 1997 года в структуре "Рязанского Мемориала" начало развиваться направление по работе с молодёжью и тесно связанное с ним образование и просвещение в области прав человека. С 1997 года в структуре "Мемориала" работает Рязанская Школа прав человека. За несколько лет вокруг школы собрался актив из молодых людей, получивших основные представления о правах человека и имеющих желание продвигать ценности демократического государства дальше. Но не так просто удержать внимание молодежи на правовых темах, а тем более привлечь их к правозащитной деятельности. Для этого организация старается искать современные формы, методы и приемы.

Несколько проектов и отдельных семинаров мы специально посвятили основам командного взаимодействия, основам организации акций и кампаний, основам тренерской и преподавательской работы и специфике работы с временным детским коллективом. Любой желающий, например, может пройти в течение года курс "Школа педагогического роста" и попробовать себя в качестве педагога-наставника в работе с группами старшеклассников или в качестве преподавателя одного из блоков Школы прав человека (базовый курс для старшеклассников).

Одной из самых интересных площадок для работы с молодёжью стал совместный проект Рязанской Школы прав человека, "Рязанского Мемориала" и "Рязанской Ассоциации творческого воспитания" Международный молодёжный передвижной образовательный лагерь "Гражданин мира". Он проходит интересно и содержательно: педагогический коллектив, нарабатывая опыт, старается с каждой новой сменой ставить новые задачи, предполагающие рост и развитие.

В первый год (2000) была апробирована сама возможность обучения естественным правам человека в условиях естественной среды. В 2001 году в программу были введены творческие мастерские, правовые тематические дни и акции. В третьем лагере (2002) к занятиям по правам человека прибавился курс "Основы гражданской активности" и, затем в течение учебного года с двумя группами старшеклассников и группой студентов (будущих педагогов) продолжалось освоение тем "Права человека в современном мире" и "Основы работы с детским коллективом".

Лагерь 2003 года значительно отличался от смен 2000 - 2002 года. На его базе было предложено собраться не только участникам из Рязани и наших традиционных городов-партнёров, но и самым активным участникам Конкурса "Права человека в современном мире" проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека в России" (детям, педагогам-наставникам и координаторам). Участникам было предложено одновременно несколько программ: "Первые шаги", "Школа активного миротворчества", "Школа личностного роста", "Школа гражданской активности", "Права человека и жизнь на планете Земля", "Организация детских и молодёжных социально-ориентированных программ в условиях работы с временным детским коллективом" (для педагогов и лидеров молодёжных НКО, руководителей молодёжных проектов правозащитных организаций-участников семинара "Развитие партнёрской сети региональных школьных конкурсов по правам человека").

Программы лагеря были объединены одной идеей, и их реализовывала одна команда. При этом каждая из программ имела свою специфику, ставила свои задачи и предполагала свои результаты. Именно лагерь "Гражданин мира" стал базовой площадкой для проекта "Гражданин мира: школа гражданской активности". Организаторам не хотелось, дав участникам лагеря знания по различным аспектам развития гражданской активности, просто так расстаться с ними. Тем более, молодые люди охотно встречаются, общаются после завершения смены, активно включаются в различные мероприятия, проводимые Рязанской Школой прав человека и "Рязанским Мемориалом". Организаторы решили пойти дальше - предложить наиболее заинтересовавшимся темами юношам и девушкам (20 - 25 человек) освоить технику самостоятельной работы по организации и проведению мероприятий по темам "Права человека в современном мире", "Права человека и жизнь на планете Земля", "Активное миротворчество", "Профилактика экстремизма на почве межнациональной и межконфессиональной розни" и др.

Замысел проекта таков: на базе лагеря "Гражданин мира" ведутся занятия по нескольким социально-ориентированным программам для молодёжи и формируется из участников программ группа молодых активистов. В сентябре-октябре сформированная группа молодых активистов проходит специальную подготовку по механизмам активных действий, в ноябре-декабре разрабатывает и проводит в Рязани серию публичных молодёжных акций, приуроченных к Дню российской Конституции и Дню прав человека.

Таким образом, проект можно разделить на три блока:
обучение участников правам человека и основам гражданской активности на базе лагеря "Гражданин мира" (июль - август);
специальная подготовка по механизмам активных действий (сентябрь - октябрь);
подготовка и проведение активных действий (ноябрь - январь).

По итогам лагеря и ряда встреч, прошедших после лагеря, сформировалось три группы, две из которых состояли в основном из тех, кто прошёл через программы лагеря "Гражданин мира". А одна из групп (группа "Первые шаги") - была сформирована частично из новых слушателей Школы прав человека, которые попали в Школу во время набора новых слушателей в сентябре 2003 года.

Каждая из групп работала по своей программе. Руководители программ - Глумова Елена, Середа Мария, Захарова Татьяна - сотрудники лагеря "Гражданин мира", в проекте - кураторы групп, смогли выстроить работу таким образом, чтобы использовать знания, полученные участниками на занятиях в "Гражданине мира", углубить их и дать новые понятия и представления по темам: "Гражданское общество", "Роль и место общественных организаций в формировании гражданского общества", "Публичные действия в защиту общественных интересов граждан". К своей работе кураторы групп привлекали друг друга и других преподавателей Рязанской Школы прав человека. В ноябре и декабре 2003 года у трёх групп прошло несколько отдельных групповых и объединённых занятий, на которых участники приняли решение объединять усилия в подготовке и проведении социально-значимых мероприятий.

Участникам были предложены такие темы:
"Судебные и несудебные методы защиты прав человека";
"Третий сектор: что это такое?";
"Планирование и проведение публичных кампаний: цели, задачи, стратегия, методы";
"Планирование и проведение публичных кампаний: НКО и власть";
"Планирование и проведение публичных кампаний: НКО и СМИ";
"Свобода слова в современной России" (обзорное занятие)
"Дело Игоря Сутягина - разберемся в деталях"
Занятие-тренинг: "Как заинтересовать прохожего" (с участием Татьяны Захаровой, МПД Воронеж)
и т.п. (всего - более 100 часов для трёх групп)

Одним из самых лучших результатов проекта стала акция "Умных снова заставляют молчать" (подготовлена и проведена группой участников под руководством Марии Середы). О ней хотелось бы рассказать отдельно.

Акция "Умных снова заставляют молчать"

У Школы прав человека уже был опыт проведения акций в поддержку "шпионов": мы принимали участие в акции поддержки ныне освобожденного Григории Пасько, признанного "Международной Амнистией" узником совести. Поэтому за кампанию в поддержку Игоря Сутягина взялись с энтузиазмом.

1 этап: подробный анализ документов по делу Сутягина
Были подробно проанализированы все материалы дела (с сайтов www.sutjagin.ru и www.hro.org), публикации "левой" и "правой" прессы. Важно было убедиться, что Игорь на самом деле не виновен.

2 этап: написание писем поддержки
Связавшись с адвокатами Сутягина, его семьей, проконсультировавшись с экспертами "Мемориала" мы решили начать с самого простого - писем. В целом было отправлено по разным адресам около 15 писем, - это обращения к председателю Мосгорсуда с просьбой обеспечить справедливое слушание дела, письма поддержки самому Игорю, его жене и детям.
Полина Иванова получила ответ от Игоря Сутягина, в котором он говорил о том, что ему важна наша поддержка. Пришло также уведомление из СИЗО "Лефортово" о том, что "...Игорь Сутягин в нем не содержится", что весьма странно, так как все письма были отправлены в одно и то же время по одному и тому же адресу. Очевидно, из 7-8 писем Игорь получил только одно.

3 этап: планирование публичной акции
Идея сделать центральной фигурой кампании связанного человека с заклеенным ртом, который символизировал бы ущемления свободы слова, появилась одной из первых. Сразу же нашелся доброволец - Андрей Киршин, которому идея просто "запала в душу". Остальные варианты как-то сразу отошли на второй план. Самым трудным было составление текстов плакатов: необходимо было добиться того, чтобы идея акции была понятна всем (мы прекрасно понимали, что большинство рязанцев понятия не имеет о деле Сутягина). Позже появилась идея предлагать прохожим сфотографироваться с птичьей клеткой на голове - ощутить себя на месте незаконно посаженного за решетку "шпиона". На одной из последних встреч появилась идея эмблемы кампании - слово "совесть", "посаженное" за решетку. Решено был также собирать во время акции подписи под обращением к председателю Мосгорсуда.

4 этап: подготовка акции
Были распределены обязанности: подготовка плакатов, разработка эмблемы, написание пресс-релизов и листовок, обновление базы СМИ, поиск реквизита. Необходимо было купить планшеты для сборщиков подписей, фотопленку, клетку, краски и ватман для изготовления плакатов, скотч, веревку, забрать из "Мемориала" штендеры для плакатов, найти фотоаппарат. Все это было успешно и в сроки проделано.
Одним из самых важных моментов была подача уведомления о проведении акции. В ответ на уведомление мы получили письменный отказ, аргументированный тем, что городская администрация "...не видит достаточных оснований для проведения акции". Было решено провести акцию, не смотря на отказ. Юристы "Мемориала" подробно объяснили участникам, как вести себя в случае задержания.

5 этап: проведение акции
За день до акции был разослан пресс-релиз во все печатные СМИ и на 3 городских телеканала. Утром в день проведения организаторы повторно сообщили журналистам об акции по телефону. В результате на пикете присутствовало 4 газеты и 2 телеканала.
Акция прошла успешно, была в целом адекватно воспринята журналистами и горожанами. Акция была освещена в двух телерепортажах и как минимум двух публикациях в печатной прессе, также статья об акции была опубликована на сайте Права Человека в России и в информационной ленте Молодежного Правозащитного Движения.
Всего в акции приняло участие около 20 человек. Помимо активистов "Школы гражданской активности" в ней приняли участие слушатели Рязанской Школы прав человека, участники лагеря "Гражданин Мира", а также специальные гости - Елена Толстогузова (Молодежное Правозащитное Движение, Ростов-на-Дону) и Татьяна Захарова (Молодежное Правозащитное Движение, Воронеж). Подробнее о самой акции см. в Приложении (публикация на сайте www.hro.org с фоторепортажем).

Большинство работы по подготовке и проведению акции активисты проделали самостоятельно. При разработке и проведении кампании активистам пригодились опыт и знания, полученные как во время занятий "Школы гражданской активности", так и в лагере "Гражданин Мира", а именно: "Стратегия планирования и организации кампании", "Принципы взаимодействия со СМИ и органами власти", "Правила написания пресс-релизов", навыки взаимодействия.

По оценке сотрудников, преподавателей и участников проекта, это один из самых полезных проектов Рязанской Школы прав человека. Он помог вывести деятельность Школы на новый уровень - уровень самостоятельной разработки и реализации общественно-полезных действий молодежи в защиту интересов людей. Знания, освоенные в теории, они смогли креативно, осмысленно и самостоятельно применить на практике.




Док. 246415
Перв. публик.: 06.02.06
Последн. ред.: 01.03.07
Число обращений: 1206


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``