В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Зиновьев: `Закон зеркальности` Назад
Александр Зиновьев: `Закон зеркальности`
Ибанск является уникальным явлением в человеческой истории в том смысле, что в нем все социальные законы можно наблюдать в лабораторно чистом виде. Неудивительно, что лишь тут я смог открыть закон, который я назвал законом зеркальности. Поясню, в чем он заключается.

В социальной эволюции одновременно имеют место две противоположно направленные ветви - восходящая и нисходящая. В них действуют одни и те же социальные законы. Но результат их действия в одной из них является зеркальным отражением результата действия в другой, т.е. является похожим и одновременно противоположным, как это имеет место в случае отражения предметов в зеркале. В Ибанске при социзме действовали обе ветви эволюции, но доминировала все-таки восходящая ветвь. Так что в целом происходил эволюционный прогресс. После отмены социзма и с установлением псизма восходящая ветвь сохранилась, но сильно ослабла, и доминировать стала ветвь нисходящая. Ибанск в целом вступил в стадию эволюционного упадка, деградации. И в силу закона зеркальности все стало происходить вроде бы так же, как при социзме, но одновременно наоборот. У людей, не понимающих законов эволюции, происходящее в Ибанске, естественно, вызывает недоумение, кажется патологическим отклонением от неких здоровых норм.



Рассмотрим такой пример, иллюстрирующий сказанное. Строители социзма в свое время обещали, что при полном социзме государственная власть (государство) отомрет. Ибанцы это истолковали как постепенное ослабление государства, сокращение его функций в отношении управляемого общества. А фактически происходило укрепление государства и проникновение его контроля во все аспекты жизни ибанцев. Государство отмирало путем укрепления. Строители же псизма, наоборот, всячески пекутся об усилении государства и принимают меры, которые, по идее, должны служить этому. А фактически государство оставило без своего контроля именно те сферы общества, которые оно обязано контролировать. Государство укрепляется путем фактического отмирания. В чем тут дело? Государство тут укрепляется свиптально, отмирая субстанциально. В отвергнутом социзме было наоборот: государство отмирало свиптально, укрепляясь субстанциально. И тогда, и теперь имели место и укрепление и отмирание, только в зеркально перевернутом виде.



Сравним, далее, ибанскую конституцию при социзме с конституцией при псизме. В обеих фиксировались обязанности и права граждан. В обеих одни доминировали над другими. Но при социзме обязанности доминировали над правами, а при псизме - наоборот. Причем, при социзме обязанности были реальными, за невыполнение их наказывали. Права граждан были гарантированы, обычно они соблюдались автоматически, а в случае их нарушения граждане могли добиваться своего (я имею в виду права, зафиксированные в конституции, а не западные права, не имевшие силы в Ибанске). Например, труд был обязанностью. Тех, кто уклонялся от труда, называли тунеядцами и принуждали к трудоустройству. Право на труд было производным от обязанности. При псизме же права понимаются лишь как отсутствие запрета. Они не гарантируются реально. Обязанности не определяются правами. Они фактически остаются неопределенными, скорее - лишь идеологическими декларациями и призывами. Конституция при социзме была явлением субстанциальным. Конституция при псизме есть явление свиптальное. При социзме ибанцы были обязаны иметь права, а при псизме они имеют права на обязанности.



Трудность понимания ибанской жизни усиливается из-за того, что в реальности явления субстанциального мира перемешаны с их свиптальными зеркальными копиями. В повседневной жизни они существуют наряду друг с другом просто как различные и даже независимые. Требуются особые интеллектуальные средства, чтобы заметить их связь, рассмотренную выше. Добавлю к сказанному еще то, что зеркала бывают разные. Бывают и кривые зеркала, искажающие отражаемые предметы до неузнаваемости. Когда-то в годы социзма для развлечения граждан устраивали "Комнаты смеха" с кривыми зеркалами. В нынешнем Ибанске жизнь идет так, что, как говорится, не до смеха. Тут сама реальность выглядит так, как в мире кривых зеркал. Чем сильнее ибанцы тужатся изображать серьезную историю, тем карикатурнее она выглядит в ее зеркальном отражении.

Зиновьев Александр Александрович родился в 1922 году. Русский. До 1978 года жил и работал в Советском Союзе, в 1978-1999 жил в вынужденной (под угрозой ареста) эмиграции в Германии, в 1999 году вернулся в Россию. Участник ВОВ. Доктор философских наук, профессор, член академий наук Финляндии и Италии, член Баварской Академии искусств, член Российских академий социальных наук и Российской словесности, член Международной академии наук Евразии. Награжден рядом европейских и международных премий, среди которых Премия Медичи (1978), Премия Алексиса де Токвиля (1982) и Премия Тевере (1992). С 1955 по 1976 год работал в Институте философии АН СССР и в МГУ им.Ломоносова, где заведовал кафедрой логики, был членом экспертной комиссии ВАК. Опубликовал более 40 книг и около 200 статей по логике и социологии, а также литературных сочинений, изданные более чем на 20 языках планеты. В настоящее время А.А.Зиновьев - профессор МГУ им.Ломоносова и Литературного института им.Горького, главный научный сотрудник в Институте философии РАН, возглавляет Исследовательский центр А.А.Зиновьева при Московском гуманитарно-социальном университете.
В литературе А.А.Зиновьев создал новый литературный жанр, названный им социологическим.
Хобби - живопись и графика. Делал иллюстрации к своим книгам и рисунки для обложек. Имел ряд выставок в картинных галереях Швейцарии, Италии, Франции, Германии. Издавались альбомы. Женат, отец 4-х детей в возрасте от 15 до 60 лет, имеет трех внуков и двух правнуков.


Ибанск, 25 января 2006 г.
Александр Зиновьев


Док. 244571
Опублик.: 26.01.06
Число обращений: 735

  • Зиновьев Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``