В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чубайс разгадал Россию Назад
Чубайс разгадал Россию
Главной целью книги "Разгаданная Россия" определены поиск русской национальной идеи и попытка ответить на очень разные вопросы, например: почему у нас утерян патриотизм, кто породил российских скинхедов и что такое социализм? Автор монографии, доктор философских наук, директор Центра по изучению России ИгорьЧубайс признался на презентации своего труда, что в конце 2005 года "поставил точку в деле всей жизни". Книга, которую философ писал "всю жизнь и еще четыре месяца", вышла в декабре в издательстве "АиФ Принт" трехтысячным тиражом.

Г-н Чубайс не первый из отечественных ученых пытается объять необъятное. Его интересуют суть и причина живучести коммунистической идеологии в стране, и вопрос, почему СССР оказался нежизнеспособным. Он пытается разобраться в логике смены сталинского тоталитарного режима либеральным хрущевским, и хочет понять, почему сейчас мы теряем наши территории, почему миллиарды долларов уходят из страны и, наконец, что делать дальше, "что же будет с Родиной и с нами"?

Ответом на последний вопрос задавались многие, правда, довольно безуспешно. Известный писатель Эдвард Радзинский не так давно даже огорченно развел руками: "Русские. Они совершенно непредсказуемы. И все, кто предсказывает, что будет и куда несется Русь, поверьте, слишком смелые и безумные". Доктор философии Игорь Чубайс не похож ни на безумца, ни на отъявленного смельчака. Тем не менее, в своей "Разгаданной России" он попытался вскрыть многие наболевшие язвы современности и, с точки зрения современной философии, определить, в каком обществе мы живем, а также окончательно сформулировать современную русскую национальную идею.

Стоит напомнить, что она была смыслом творчества поэта Александра Пушкина, мыслителя и публициста Петра Чаадаева, писателя Федора Достоевского, философов Николая Данилевского, Василия Розанова, Николая Бердяева и многих других. Каждый из них видел это проблему по-своему. Русская идея была символом, метафорой, комплексом неких представлений, чувств и образов, связанных с содержанием русского менталитета и ролью России в мировой истории. Сам же термин "русская идея" впервые употребил Достоевский. В объявлении о подписке на журнал "Время" на 1861 год он писал: "Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях".

С тех пор "идею" искали многие и даже выписывали рецепты "как нам обустроить Россию". Историки утверждают, что русская национальная идея существовала давно: в идеале Святой Руси, в концепции Москвы - Третьего Рима, и, наконец, в виде знаменитой триады XIX века: "православие, самодержавие, народность". Г-н Чубайс этот понятийный ряд несколько видоизменил. Он считает, что "система ценностей, на которой выстраивалась историческая Россия, включала три фундаментальных начала - православие, собирание земель и общинный коллективизм".

Искавшие русскую национальную идею во все времена при любых политических режимах надеялись с ее помощью ответить на вечные наши вопросы "кто виноват?", "что делать?", "как жить?, а сторонние наблюдатели одновременно сомневались в самой возможности самостоятельного бытия русского народа, отказывая ему в праве на государственность и видя в нем "несовершенный придаток американско-европейского сообщества".

Фетовское "умом Россию не понять, аршином общим не измерить", давно стало хрестоматийным. В свою очередь наш современник Эдвард Радзинский, известный своими исследованиями российской истории, в одном из последних интервью заметил: "Самая интересная страна для жизни и для писателя - это Россия. Она абсолютно не описана. Все, что сейчас происходит, это помесь фарса с невероятной трагедией и какой-то эпической драмой".

Проанализировав 12 веков российской цивилизации, Игорь Чубайс в своей новой книге отмечает, что в современном обществе наметились сразу четыре пути выхода из кризисной ситуации, у каждого из которых есть свои сторонники и противники. Так, одни призывают к "новому изданию СССР", другие видят выход в отказе от всей российской истории и намереваются идти дальше западным путем, третьи, которых поддерживает сам Игорь Чубайс, предлагают реализовать некую теорию, которую он обозначил как "преемство России". По словам Чубайса "Россия - страна, разорванная во времени, так как СССР - это не Россия, это совсем другая страна с другими законами, другой моралью, другой национальной идеей. В СССР другим было все. Этот временной разрыв необходимо преодолеть и продолжить то, что было накоплено в России веками. Это путь восстановления российской исторической логики с учетом того плохого и хорошего, что произошло в СССР. Вопрос не в том, чтобы забыть советский период, а в том, чтобы правильно расставить точки и оценки".

Наконец, сторонники четвертого пути предлагают объединить три других, что, по мнению Чубайса "совершенно бесперспективно, так как смешение понятий выгодно только бюрократии".

По мнению "разгадавшего Россию" Игоря Чубайса, многие беды проистекают из того, что в современном обществе "нет социальной науки, а то, что есть, является совершенно бесплодным и находится в состоянии полной стагнации. Ни один политик или социолог не предсказывал развала СССР, но и те и другие уже 50 лет спорят - выносить Ленина из мавзолея или нет. Это и есть стагнация, зато очень активную позицию занимают политтехнологи, которые никогда не скажут правду о путях развития страны, так как выполняют платный заказ".

Чубайс считает, что давать какой-либо политический прогноз о будущем России, о ее режиме "больше чем на два месяца вперед, это ненаучно, так как никто не знает, что происходит на самом деле, и что будет происходить". Тем не менее, характеризуя прошлое и настоящее, он подчеркнул, что "в начале ХХ века в России были самые высокий темпы экономического развития, но в 1917 году, ее сбили на взлете, затем наступила эпоха тоталитаризма. После смерти Сталина физический террор сменил террор информационный: тебя никто не сажал, но сказать ничего было нельзя, кроме "Слава КПСС". Сейчас наше общество переживает с одной стороны, этап финансового контроля, а с другой - идейный кризис и не случайно в обиход вошло лагерное словечко "беспредел", так как в нашем обществе может произойти все, что угодно". Поэтому современному российскому обществу так необходима та самая русская национальная идея, которую Игорь Чубайс сформулировал как "историзм, духовность, обустройство и демократия". Философ уверен, что "такие преобразования должны произойти, весь наш народный символ - ванька-встанька, сколько его ни вали, он все равно собирается с силой и поднимается на ноги".

17.01.06.

Наталья Елисеева


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 244294
Опублик.: 18.01.06
Число обращений: 603

  • Чубайс Игорь Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``