В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марк Рудинштейн: `Так хочется сделать премию `прозрачной`` Назад
Марк Рудинштейн: `Так хочется сделать премию `прозрачной``
В эти предновогодние дни президент компании "КиноМарк" Марк Рудинштейн работает одновременно над двумя проектами: Международным кинофестивалем "Золотой ангел" и проведением церемонии Национальная премия "Золотой Овен". О подготовке к обоим мероприятиям, трудностях, связанных с их реализацией, и фильме, в котором он снялся вместе с Никитой Михалковым, Рудинштейн рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Свешниковой.

- Марк Григорьевич, как только вы провозгласили о том, что в Питере будет международный фестиваль "Золотой ангел", общественность стало лихорадить. Появляется заявление "Всемирного клуба петербуржцев" о недопустимости проведения на Дворцовой площади фестиваля, между тем, согласно статистике, 53% горожан вас поддерживают. Вы можете рассказать, что происходит на самом деле?

- Могу, хотя бы на примере "всемирного клуба". Их представитель подошла в конце одного из пресс-раутов (хотя до этого я уже заметил, что она сидит рядом с журналисткой Ольгой Шервуд, пресс-секретарем Александра Сокурова, которая по понятным причинам, вызывающим уважение, против нашего фестиваля). И вот этот "всемирный клуб" подходит ко мне и говорит: "Я давно хотела у вас спросить, как это получается, что, согласно опросам все хотят, чтобы "Золотой ангел" состоялся, когда "Всемирный клуб петербуржцев" на 100% - против?". А рядом со мной сидит президент самого старого в стране фестиваля "Послание человеку" Михаил Литвяков. Он ей отвечает: "Я член этого клуба, а вы говорите, 100 % его членов против. Меня никто не спрашивал, "за" я или "против".

И мы понимаем, что она просто такой "засланный казачок". Есть "Всемирный клуб одесситов", и я в нем состою, но никогда не видел питерского клуба. Понимаете, против нашего фестиваля голосуют все какие-то фиктивные организации, и никто не знает, как они работают, что делают, на какие деньги живут. Но подходят они с явным намеком, что им надо поучаствовать в финансовой дележке. И если ты, не дай Бог, считаешь, что тебе с ними нечего делить, ты становишься их врагом, или они становятся "заказными писаками". Я хотел бы даже посмотреть, там хоть одна известная фамилия есть?

- В случае с "клубом" нет вообще фамилий, но они есть в открытом письме, о котором вы, естественно, знаете. В нем Юрий Темирканов, Александр Сокуров, Олег Басилашвили, Яков Гордин, Даниил Гранин и Кирилл Лавров, в частности, утверждают, что "Дворцовая площадь - не место для бездумного извлечения прибыли".

- Я уже общался и с Гординым, и с Лавровым, и выяснилось, что им просто звонили по телефону с вопросом: "Вы хотите, чтобы изуродовали Дворцовую площадь, проведя кинофестиваль?" И если мне зададут такой вот вопрос, я отвечу: "Конечно, не хочу". И я возмущен тем, что можно изуродовать Дворцовую площадь. Но разве когда человек хочет "изуродовать" площадь, он получает, как я, постановление правительства. Или уже на следующий день начинает ее "уродовать". Я же постоянно консультируюсь с заинтересованными лицами, и мы каждый раз тратим немалые деньги! Уже ухлопали полмиллиона долларов на то, чтобы все время переделывать проекты. Для того как раз, чтобы добиться идеального варианта проведения фестиваля на Дворцовой площади.

Например, мы пригласили французскую компанию, которая обслуживает саммиты, королевские праздники или, например, концерты Маккартни. К сожалению, увидели, что им плевать на Дворцовую площадь. Они ставят красивые конструкции, внутри - просто праздник, пир души. Но когда мы им сказали: "Поймите, на Дворцовой площади нельзя просто так поставить палатки, будь они внутри самой красивой конструкции", они ответили: "Да о чем вы говорите?! Мы и королеве так делали!" Получается, по принципу: я поезда останавливал, что ж я, танк не остановлю? Мы поработали, поняли, что они не понимают нас, и отказались от их услуг.

Сделали новый проект. Прижались с противоположной стороны Эрмитажа к стенкам Дома обороны. Показали проект - тоже не воспринимается. Поступило предложение Пиотровского: давайте во дворы уйдем Эрмитажа. Вот последний вариант. Потратили еще 50 тыс. долларов, сделали новый проект. Пригласили пожарников Эрмитажа и питерских пожарных. Все встретились, постояли, посмотрели друг другу в глаза, и говорят: невозможно загнать во дворы 2-3 тысячи человек - это опасно, при одном и даже двух выходах. А там ведь еще надо поставить зал. Не договорились.

Опять предложили новое: оттеснили одну часть на Певчий мост, а второй комплекс залов - к Невскому проспекту. Площадь полностью раскрылась, освободилась, и вот мы услышали от Пиотровского: "Спасибо, что прислушались к моему мнению". А ведь мы с самого начала пришли к нему и сказали: 10 лет назад мы с вами договаривались на проведение фестиваля. Прошло 10 лет, многое изменилось, согласен. Но я прошу только помочь, потому что кроме вас лучше эту площадь не знает никто. Помогите, чтобы мы не тратили денег и не совершали ошибок.

- А откуда вообще возникла проблема использования Дворцовой площади под кинофестиваль?

- Весь скандал возник вокруг того, что "я купил площадь" и хочу ее заставить приносить прибыль. Что я собираюсь из нее выжимать какие-то сумасшедшие заработки? Тем более, что на фестиваль дадут столько денег, сколько надо, чтобы открыть занавес, а все остальное должен заработать город. Почему надо сразу видеть только нездоровый блеск в глазах?! Я что это в Лондоне делаю? Или в Париже? Я это делаю у нас! Под вашим боком! Я могу ошибаться, но давайте разговаривать и думать, как это сделать. Сокуров говорит, что это гостиная города, так я согласен. Но и то, что площадь не должна быть кладбищем, ясно всем. Давайте поставим столики и угостим гостей кофе. Это гостиная светская, это не намоленная, как в Венеции - площадь Святого Марка, где, кстати, и родилась идея этого фестиваля. Стоят столики, музыка играет, но никто не использует ее для эстрадных или рок-концертов.

Что творится у нас на Дворцовой в Питере, это же уму не постижимо! Первая моя фраза была, что я пришел не для того, чтобы завоевать, а для того чтобы придумать, чтобы эта площадь дышала и жила в течение года. Но жила, чтобы ее не насиловали рок-концертами, мотоциклами и ярмарками пивными, а чтобы она жила по законам всех площадей мира. Там уже стоят частные лавочки с сексом и с пивом по краям. Они, почему-то, никого не возбуждают. Так почему же не сесть за стол и не попытаться найти тот формат площади, который может существовать вне фестиваля? После этого фестиваля можно детский саммит провести, положить травку зеленую, постелить, чтобы дети лежали и смотрели на эту красоту. Грязь будет?! Мы нанимаем 500 студентов, которые будут палочками каждую бумажку выносить с этой площади.

Я сказал Сокурову: изнасиловали ее в 17-м году, когда ворвались туда сапогами. Так что она уже потеряла свою девственность. Надо сейчас сделать так, чтобы она жила, дышала, работала. И ведь, пока я этим занимаюсь, мы выясняем, что в Питере колоссально падает экскурсионный интерес. Более того, обнаружилось, что о Дворцовой площади в мире мало кто знает! Об Эрмитаже знают, конечно, а бренд "Дворцовая площадь" - не особо известен, так что площадь нуждается в событиях, которые бы делали ее привлекательной, чтобы она жила. Кстати, до революции на ней стояли столики, кафе, там была жизнь. Я смотрел картинки - светская жизнь была на светской площади. И как можно отказываться, если вам предлагают, чтобы сам Эрмитаж занимался культурной программой фестиваля, наполнял ее, думал о том, что подходит площади, а что не подходит.

- Насколько мне известно, в Эрмитаже тоже не все так благополучно, чтобы говорить о его полной сохранности?

- Правильно Алексей Герман сказал: "Лучше бы разбирались, что происходит с самим Эрмитажем". Мы поездили по миру сейчас, и выяснили, что он давно ушел из десятки популярных музеев, у него сейчас, кажется, 12-е место, он потерял многие свои коллекции, что очень много разворовывается. Там есть вопросы и другие. Но это, конечно, не мои проблемы.

- И при такой, скажем, сложной ситуации с культурой в Питере, с искусством, вам понятно, почему Пиотровский сегодня противится проведению фестиваля?

- Вы знаете, ситуация настолько однозначная - сам фестиваль вызывает раздражение. Потому что когда разговариваешь тет-а-тет все говорят: "Марк, извини, мы, конечно, подписали письмо, но больше вмешиваться в это не будем, мы тебе обещаем". Вот сейчас буду уговаривать Лаврова - пусть возглавит фестиваль. Позвонила помощница Лаврова и говорит: Марк Григорьевич, вы не думайте, что так все однозначно. Встретьтесь с ним просто, он сам все скажет. Еще многое предстоит сделать - не просто людей перевербовать, а разъяснить, что будет на самом деле.

- Фестиваль будет проходить по общепринятым рамкам международных фестивалей. Или есть какие-то новшества?

- Основное новшество, что это фестиваль европейской культуры, европейского кино. Вообще, фестиваля европейского кино нет, а проблема европейского кино, защиты европейской культуры стоит остро. Поэтому нас серьезно поддерживают и Совет Европы, и ЮНЕСКО. Во-вторых, главная задача фестиваля - это внеконкурсная, культурологическая программа "Искусство через кино". И я планирую каждый год создавать вместе с Эрмитажем интересные программы-исследования о художниках, об архитекторах. К нам влился еще и фестиваль документального кино "Послание к человеку", там тоже очень интересная программа. И, если Эрмитаж поймет и подключится, то главное в этом фестивале будет именно в посвящении его исследованию искусства языком кино. Здесь мы надеемся на творческое сотрудничество с Эрмитажем и Госфильмофондом России. В других шести залах, помимо фестиваля "Послание к человеку", должны идти программы, открывающие мир, который пока неизвестен.

- Расскажите теперь про премию "Золотой Овен". Почему вы вдруг решили его вернуть к жизни?

- Все забыли, что "Золотой Овен" - мною придуманная премия, которую давал президентский совет "Кинотавра", в который входили, например, Абдрашитов, Медведев, Янковский, Адабашьян. Но постепенно я увидел, что они стали сами себе давать премии. Волей-неволей и не себе, но своим протеже. И я им сказал: ребята, так дело не пойдет. Тогда я предложил моему другу Мирону Черненко: мои деньги - ваша, журналистская премия. А она была уже раскручена - бренд национальной премии "Золотой Овен".

Но три года назад умер Мирон, и организацию возглавил Матизен. Он только на первый взгляд бросится воевать с кем угодно, но в нужный момент, как Жириновский, со всеми договорится. Я отдал бренд, ничего с них не взял. Более того, я финансировал всю церемонию. И только их просил: ведь журналисты, имея газеты и все остальные СМИ, в течение года должны разжигать страсти вокруг этой премии, чтобы это событие становилось, как "Золотой Глобус" в Америке, как "Оскар". А вы молчите целый год, и только собираетесь потом у себя в узком кругу и решаете, кому дать премию. Каждый раз чувствуется лоббирование чьих-то интересов. Давайте все 220 человек, которые пишут о кино, выскажут свое мнение, мы все подсчитаем, опубликуем - кто как голосовал, и в результате честно дадим тому, кому положено. Хочется прозрачной премии! Ведь до сих пор все считают, что если премия "Золотой Овен" моя, значит, я там имею какой-то решающий голос.

- То есть, вы в определенном смысле, меняете ее статус?

- Да, в результате мы предложили список картин журналистам, и как ни странно получили изо всех регионов ответы по всем 11 номинациям - с фамилией, с именем и отчеством. И 18 января мы проведем церемонию, и все будут видеть, кто и как голосовал, и уже никаких претензий. Помимо этого мы организуем народное голосование прямо в зал на SMS. И мы предупредили всем, кто хочет участвовать в голосовании, тоже будут премии какие-то, например поездка на фестиваль.

Но главное, неожиданно вдруг обнаружилось, что начало подниматься на ноги детское кино. И сейчас я послал факсы всем директорам детских фестивалей, в том числе и Медведеву Армену Николаевичу, и мультипликатору Татарскому. Послал просто так: ребят, давайте создадим "Оскара" детского - сейчас премия "Золотой Овен" свободна. Послал наугад, думал, что очень трудно наше братство собрать воедино, и вдруг получил ото всех ответы: да ради Бога, Марк, конечно, давно пора! Кино детское - в следующем году его будет куда больше, чем есть, и уже есть предмет разговора, уже есть, что исследовать, что выделять, кому давать призы, кого поощрять вниманием. Поэтому сейчас мы будем создавать детскую премию, постараемся из нее сделать что-то интересное, тем более, что Армен Медведев станет ее президентом. Короче говоря, после Нового года соберемся, и объявим всем, как будем жить дальше.

- В заключение расскажите, как получилось, что вы снялись вместе с Михалковым у Балабанова в одном фильме?

- И он об этом не знал, и я тоже не догадывался. Но сейчас уже идет озвучка.

- То есть вы не встречались на съемках, и для вас это было сюрпризом?

- Ну, я думаю, и для него это большой сюрприз. Мы сейчас с ним. Как это. Была такая фраза хорошая о Дзержинском - что-то вроде быть врагом председателя ЧК или другом одинаково. Вот то же самое мы с Михалковым. Что быть врагом, что быть другом, у него тут нет принципа, когда ему надо, он снимает трубку и говорит: что ты там пропал? Так было, когда он с Гусманом сцепился. Я говорю: "А что случилось?" "Отечество в опасности". "А что случилось с отечеством?" "Ну, приди и посмотри". Когда ему надо разыграть какую-то карту, он будет разыгрывать ее до последнего. Он действительно великий артист, но разрушительная сила его администраторских способностей настолько велика, что представить невозможно. Хотя он "разрушающий" обычно только в одну сторону, а в выгоде своей всегда остается.

Дворцовая площадь по праву считается одним из великолепнейших архитектурных ансамблей не только в Санкт-Петербурге, но и в мире. Она ограничена с одной стороны южным фасадом Зимнего дворца, с другой - огромным полукругом здания Главного Штаба. Между ними с площади открывается вид на Адмиралтейство, Александровский сад и начало Невского проспекта.

Здание более ранней постройки на площади - Зимний дворец, бывшая резиденция русских императоров. Это четвёртый по счёту Зимний дворец, возведённый в 1754-1762 гг. по проекту выдающегося архитектора Ф.-Б. Растрелли. Длина здания Зимнего дворца около 200 метров, ширина - 160 метров, высота - 22 метра. Дворец является прекрасным образцом русского барокко с характерным для этого стиля обилием лепки и скульптуры, полуколонн, несущих чисто декоративную функцию, причудливым литьём решёток.

Поразительными по роскоши убранства являются и интерьеры дворца, над которыми с 1762 года работали такие мастера как С.И. Чевакинский, Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Дж. Кваренги. Интерьеры представляют собой бесконечные анфилады комнат, поражающих обилием позолоты, лепки, живописи и скульптуры. В зимнем дворце насчитывается более 1000 комнат и залов, 117 лестниц. Во второй половине XVIII века, при императрице Екатерине II, для размещения уникальных произведений искусства было использовано несколько комнат дворца, получивших название Эрмитажа. В дальнейшем растущие коллекции потребовали строительства специального здания: Малого Эрмитажа (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот, а позднее были построены Старый Эрмитаж (арх. Ю. Фельтен), Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги) и Новый Эрмитаж (арх. Л. фон Кленце).

Этот комплекс зданий является, наряду с Лувром и Прадо, крупнейшим музеем под названием Государственный Эрмитаж. Зимний дворец имеет драматическую историю: в 1837 году он значительно пострадал от пожара, а в 1917 году во дворец ворвались толпы революционного народа.

Формирование архитектурного ансамбля Дворцовой площади завершилось к 1829 году, когда архитектор К. Росси возвёл здание Главного Штаба и здание министерств, плавной дугой охватившее площадь с юга.

Эти сооружения Росси соединил триумфальной аркой, символизирующей славу России, на аттике которой установлена колесница Победы скульпторов В. Демут-Малиновского и С. Пименова. Хотя постройки Росси решены в стиле русского классицизма, они прекрасно гармонируют с Зимним дворцом Растрелли. В здании Главного Штаба в настоящее время также размещается часть коллекций музея Эрмитаж. В 1837-43 гг. архитектор А. Брюллов построил здание Штаба гвардейских войск, близкое по архитектуре к зданиям Росси и прекрасно дополняющее ансамбль Дворцовой площади.

В центре Дворцовой площади в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана была воздвигнута Александровская колонна, или "Александрийский столп" - памятник победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Своё название колонна получила в честь императора Александра I, в чьё царствование велась война с Наполеоном. Колонна является уникальным инженерным сооружением, она не имеет каких-либо креплений и держится за счёт собственного веса. Под её основание забито 1250 деревянных свай. Высота колонны составляет 47,5 метров, её венчает монументальная фигура ангела, созданная скульптором Б. Орловским, символизирующая мир, сошедший на Европу после победы над Наполеоном.

Пьедестал колонны украшен барельефами, в аллегорической форме прославляющими боевые подвиги русской армии.

Дворцовая площадь - это уникальное место Петербурга, где можно ощутить дыхание истории и приобщиться к великолепию бывшей имперской столицы.


04.01.06.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 243756
Опублик.: 06.01.06
Число обращений: 463

  • Рудинштейн Марк Израилевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``