В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление А.И.Подберезкина на VI Международной научной конференции `Россия: тенденции и перспективы развития` (Москва, ИНИОН РАН 16.12.2005г.) Назад
Выступление А.И.Подберезкина на VI Международной научной конференции `Россия: тенденции и перспективы развития` (Москва, ИНИОН РАН 16.12.2005г.)
Определение места России в современном мире имеет принципиальное геополитическое значение. Кто-то сегодня однозначно включает нашу страну в Европу. Кто-то в Азию. Кто-то создает "евразийское пространство". Для национальной самоидентификации точное определение места, в котором находятся государства Россия и русская нация, имеет принципиальное значение. И не только геополитическое, но и экономическое.
    Представляется, что Россию нельзя "поставить" на шкале где-то между Европой и Азией. Ее место самостоятельное. И только при этом понимании наступает осознание того, что Россия как государство имеет все права на суверенитет, а нация на самостоятельное геополитическое пространство. Мне кажется, что геополитически Россию можно представить в качестве одной из вершин треугольника. Другими вершинами будут Европа и Азия.
    С военно-политической точки зрения это означает, что Россия будет занимать отдельное, самостоятельное значение между НАТО, Китаем и Индией. Между 1,5 млрд. китайцев, 1,5 млрд. индийцев и более 600 млн. европейцев. Надо понимать, что такие огромные пространства, богатые природными ресурсами и зажатые между новыми, быстрорастущими центрами силы, не могут оставаться бесхозными. В этой связи возникает вопрос: А не ждет ли Россию участь Польши, поделенной в 18 веке великими державами - Россией, Австро-Венгрией, Пруссией?
    Ответ очевиден: если будем слабы, если будет проходить такая же депопуляция, то обязательно Россия перестанет существовать и как государство, и как нация. Но перед этим постепенно приберут к рукам национальные богатства, поделят рынок, возьмут под контроль институты гражданского общества и институты государства.
    Роль России - также один из очень спорных вопросов, решить который необходимо принципиально для национальной самоидентификации. Какими мы себя видит в будущем глобализующемся мире? Каково наше амплуа, наконец, какие обязанности у будущего государства перед обществом и нацией?
    Уверен, что роль России, несмотря на все нынешние трудности, будет усиливаться. Связано это с двумя обстоятельствами.
Во-первых, с тем, что мы постепенно выходим на магистральный путь развития. Решение болезненных и крайне важных для нас проблем вопрос уже не сущности, а времени. Но времени-то у нас как раз и нет. Если мы не сумеем ликвидировать в ближайшие годы качественное отставание от передовых государств, то будущего у государства не будет. Но дело в том, что все возможности для быстрой ликвидации у нас есть. За исключением одной - отсутствия ответственного и профессионального правящего класса. Поэтому главной политической проблемой (она же и проблема экономическая, и социальная) является продвижение во власть представителей национально-ориентированной элиты, заинтересованной в ускоренном развитии страны.
Во-вторых, первое десятилетие нового века характеризуется переходом от информационно-технологического этапа развития к интеллектуально-духовному. Это проблема ближайшего будущего. Информационные и иные ресурсы будут качественно иными, но, прежде всего, качественно иное значение будет играть потенциал ЧЕЛОВЕКА, его личности. Огромное значение будет играть культурный и образовательный потенциалы. Именно эти потенциалы традиционно являются сильной стороной российской нации. Проблема в том, чтобы научиться их использовать. Так, если по научно-образовательному и культурному потенциалу, точнее степени его развития, Россия находится, безусловно, в числе первой десятки государств мира, то по степени реализации этих потенциалов - в 7-8 десятке государств. Этот разрыв может и должен быть ликвидирован быстрыми и качественными институциональными преобразованиями. Собственно это и является главным приоритетом реформирования. Причем не только в экономике, но и в политической и социальной жизни общества.
Краткие выводы:
1.    Вектор найден. Но пока что только вектор. Уже хорошо. Последние 25 лет СССР-Россия развивались в противовес основной мировой тенденции последних десятилетий - ускоренной модернизации. Не удивительно, что к 2006 году Россия оказалась отброшенной к числу отсталых государств мира. Ее место среди других государств по душевому ВВП, индексу развития человеческого потенциала и т.д. устойчиво отошло к 7-8 десятку. Необходим "рывок" в экономическом и социальном развитии государства и нации, необходима ускоренная модернизация, т.е., как сказал Президент, "опережающие темпы развития".
2.    Этапы развития. До 80-х годов - индустриальный. С середины 80-х по 2005-2010 гг. - информационно-технологический. С 2005 г. - культурно-интеллектуальный - ЧЕЛОВЕК и его потенциал.
Но уже сегодня этот показатель (человеческий потенциал) наиболее эффективен для экономики. В дальнейшем он будет не только более эффективным, но и главным, а в будущем - единственным. Поэтому сегодня любые планы и действия правительства, в целом власти, всего общества могут и должны рассматриваться исключительно с точки зрения увеличения человеческого потенциала.
3.    Основная проблема сегодня - политическая: обеспечить ускоренную модернизацию могут только те социальные группы, которые, во-первых, в этом заинтересованы, а, во-вторых, кто находится у власти. Приход к власти этих групп - главная политическая, а также экономическая, научная и иные задачи. По большому счету это самая главная задача национальной безопасности.
4.    Сегодня в основном вектор развития правилен. Рост ВВП на 6-7% в год, качестве6нное улучшение макроэкономических показателей, - подтверждают это. Но в рамках этого вектора, его границах есть менее эффективные и более эффективные модели и стратегии развития.
К сожалению, сегодня действуют наименее эффективные, а именно, количественные методы: рост ВВП (в т.ч. ненужных, а, может быть, и вредных отраслей), накопление резервов и т.д.
Все эти показатели должны стать не целью, а следствием другой стратегии развития - стратегии развития потенциала личности.
5.    Именно с этим, главным показателем, сегодня дела обстоят наименее благополучно. Его основные критерии:
-    продолжительность жизни (56 лет для мужчин);
-    душевой доход (70% - нищих) в десятки раз меньше, чем в развитых странах;
-    дееспособная часть (30-45 лет) гибнет:
-    самоубийства
-    стрессболезни - выросли на 100-200%;
-    несчастные случаи:
-    30-40тыс. на работе
-    50 тыс. - алкоголь
-    др.
6.    Демография и сохранение национальной идентичности и государства должны стать наиболее приоритетными задачами власти. Ситуация - кризисная. Но, главное, что практически ничего не делается, более того, пытаются оправдать и придать этим процессам "естественный" характер. Хотя:
-    если "детское" пособие увеличить с 5 долл. до 300-500 долл. (т.е. реальной стоимости жизни ребенка) - увеличение прироста населения задача вполне реальная;
-    гибель на дорогах. Программы ЕЭС за 2000-2005 годы снизили в 2 раза смертность. У нас за те же годы в 2 раза выросла (если Чубайс отключит на МКАД свет, то вместо 1-2 чел. будет гибнуть 5-7 в день).
7.    Институциональные реформы. Пример с Финляндией (государством No 1 по конкурентоспособности) показателен:
-    по потенциалу Россия занимает 5-10 место, но по реализации - 80-90 место. Так, образовательный потенциал СССР - 1,5 трлн. долл. (50% осталось в России), но используется он только на 5-10%:
-    по критерию найм-уволнения мы занимает 46 место в мире;
-    по судопроизводству - на 106 месте;
-    по налогообложению - на 96 месте;
-    по таможенному регулированию - на 80 месте;
-    по бухгалтерскому - на 96 месте.
Таким образом, обладая огромными потенциальными возможностями, при слабости власти, управления и отсутствии институциональных эффективных норм, по уровню конкурентоспособности Россия выходит на 75 место в мире.
Повторим, что Финляндия находится на 1 месте. Во многом благодаря тому, что национальные идеи этой бывшей окраины России стала идея добиться конкурентоспособности во всех сферах - госуправления, бизнеса, судопроизводства, образования. И добились. Пора бы и нам последовать примеру бывшей окраины Российской империи, не имеющей ни запасов нефти, ни газа, ни россыпей металлических руд.

Док. 241339
Перв. публик.: 16.12.05
Последн. ред.: 26.12.05
Число обращений: 501


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``