В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Шаталов: `Мы живем в условиях налоговой реформы` Назад
Сергей Шаталов: `Мы живем в условиях налоговой реформы`
Статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов на днях встретился с журналистами, среди которых был и корреспондент Страны.Ru Николай Чеховский, чтобы ответить на их вопросы о грядущих изменениях в налоговой системе страны. По словам Шаталова, в настоящее время налоговая система России находится на завершающем этапе реформирования, однако даже в ближайшие годы и граждан, и предприятия ожидают весьма значительные нововведения.

- Сергей Дмитриевич, когда в российском законодательстве может быть отражена доктрина `деловой цели` (речь идет о полном взимании налогов с компаний, зарегистрированных на территории с льготным режимом налогообложения, например, в оффшорных зонах, в случае, если государством будет установлено, что регистрация юрлица на этой территории не преследовала никакой производственной (деловой) задачи, а осуществлялась исключительно с целью уменьшения налогов - Cтрана.Ru)?

- Это вопрос будет решен явно не в ближайшее время. Я сам активно поддерживаю эту идею, однако прекрасно понимаю, что чисто технически она представляет из себя большую проблему. Специфика вопроса такова, что, если вводить это нововведение, не взвесив тщательно и не просчитав все нюансы, то последствия могут быть негативными. В то же время сегодня сложно посчитать сами последствия и еще сложнее их правильно прописать в целом списке федеральных законов, поскольку придется одновременно изменять и вычищать очень много нормативных актов. Сегодня руку на пульсе в этом вопросе держит администрация президента, однако должен сразу заметить, что даже при наличии большой политической воли, чтобы довести этот вопрос до реализации чисто технически, потребуется никак не менее трех лет, а то и больше.

- Можно ли сегодня говорить о том, что налоговая реформа в России, в принципе, завершена?

- Пятнадцать лет мы с вами живем в налоговой реформе. Мы говорим о каких-то этапах налоговой реформы, но фактически она началась в 1990 году, когда ее начали готовить. В 1992 году ввели современную налоговую систему России. С тех пор каждый год происходили столь заметные нововведения, что мы можем уверенно говорить о постоянной налоговой реформе. В этом году были приняты только изменения, которые вступят в силу с 2006 года и по налогу на прибыль, и по налогу на добавленную стоимость, по социальному налогу и по налогообложению малого бизнеса. В настоящее время в Государственной думе идут серьезные обсуждения вопросов, связанных с изменения налогового администрирования и т.п. Кроме того, планируются серьезные изменения и по первой части Налогового кодекса. Жизнь идет вперед, экономика развивается, а налоговая система должна следовать за экономическими изменения, за новшествами в хозяйстве страны.

- Сергей Дмитриевич, когда в правительство поступит доработанный вариант законопроекта об упрощенной схеме декларирования доходов?

- Этот законопроект уже подготовлен Минфином, и сейчас он проходит согласование в Администрации президента. Мы также обратились в Государственное правовое управление, для того чтобы проанализировать юридические последствия наших предложений. Мы очень рассчитываем на то, что это будет сделано достаточно быстро. Мне трудно назвать срок, но очень рассчитываем на то, что в следующем году этот механизм может быть запущен.

- Означает ли это, что он может быть запущен не с 1 января, а позже?

- Скорее всего, 1 января на самом деле не является критическим сроком. Если процесс рассмотрения документов будет затягиваться, то дату введения упрощенного декларирования можно будет сдвинуть на какое-то время, например, с 1 июля. При этом следует иметь в виду, что речь идет только о физических лицах и об их возможности задекларировать доходы. В рассматриваемом сегодня законопроекте мы сильно вышли за первоначально обозначенные рамки. Так, сегодня уже не ставится вопрос о том, что гражданин, претендующий на упрощенную систему декларирования доходов, должен где-то найти финансовые средства в размере декларируемой суммы и положить их на счет в банке, и таким образом попасть под лупу финансового мониторинга. Нет, к счастью, новая конструкция значительно проще, она практически не предусматривает проведение никаких банковских операций. Декларирование доходов будет проводиться без обозначения источников происхождения финансовых ресурсов, сроков их обретения. Уплата платежа в размере 13% от задекларированной суммы фактически будет являться покупкой индульгенции на эту сумму. Эта `индульгенция` защитит физлиц от преследования по подоходному налогу, а индивидуальных предпринимателей - еще и по единому социальному налогу.

- На днях президент страны публично признал желательным снижение налога при операциях с драгоценными металлами. Минфин уже работает над этим вопросом?

- Я думаю, что этот вопрос мы рассмотрим самым внимательным образом. Сегодня у нас в стране существуют 2 ставки налога на добавленную стоимость - 20 и 10 процентов. Введение какой-то специальной ставки ради операций с золотом представляется мало перспективным. Саму эту тему нужно еще внимательно проанализировать, в том числе, с точки зрения целесообразности. Насколько я понимаю, президентом было выдвинуто предложение, которое будет поручено проанализировать. Такой анализ мы непременно проведем.

- Не планирует ли правительство уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес?

- Современное российское законодательство в области малого бизнеса является, по-видимому, одним из самых либеральных в Европе. Система его налогообложения в целом, упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход позволяют налогоплательщикам реально снизить налоговую нагрузку примерно в 3-3,5 раза по сравнению с теми компаниями и организациями, которые работают в обычных условиях и не применяют специальных налоговых режимов. За последнее время число организаций, перешедших к использованию этих режимов, увеличилось более чем втрое. Хотя пока я не имею результатов 2005 года. Возросло количество налогоплательщиков, как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, которые пользуются этими упрощенными системами. И, что самое важное и, может быть, самое интересное, это то, что доля в ВВП малых предприятий и организаций, которые используют упрощенные схемы, увеличилась примерно вдвое. Это позитивно. Мы видим определенные недостатки реализации этих правил налогообложения, но миримся с ними, полагая, что преимущества и плюсы перевешивают минусы. Начиная с 2006 года, в этой сфере также ожидаются новации. К малому бизнесу могут быть отнесены предприятия или организации, показывающие не более 20 миллионов рублей годовой выручки, а не 15 миллионов, как сегодня. Интересное новшество - появляется налогообложение на основании вмененного дохода некоторых видов деятельности, связанных с торговлей на рынках, с предоставлением жилья в найм, фактически гостиниц - это довольно популярный бизнес. Для некоторых видов деятельности возрождается патентная система налогообложения.

- Сергей Дмитриевич, сильно ли будет меняться отечественная налоговая система в ближайшие годы?

- У нас уже заканчивается налоговая реформа. Я имею в виду, что основные базовые принципы и структура налоговой системы уже определились. Мы понимаем, какие будут действовать налоги, как они примерно будут архитектурно оформлены, и поэтому можно говорить, что само здание налоговой системы уже почти завершено. Готовы не только фундамент, не только стены, но уже и крыша, в хорошем, конечно, смысле этого слова. Тем не менее, доводка этого здания, косметический ремонт, наверно, будут продолжаться всегда. Я не знаю налоговой системы ни одного государства, в которую ежегодно не вносились бы какие-то изменения. Потому что налоговая система вслед за развитием экономики решает новые потребности. У нас в стране будет еще много задач, которые предстоит решить. В том числе, и вопрос о трансфертном ценообразовании. Если мы решим эти вопросы, нам удастся решить вопросы, связанные с введением принципиально новых механизмов налогообложения добычи природных ресурсов. Еще ряд задач возникает, связанных с иностранными контролируемыми компаниями, с налоговым резидентством, как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Если мы решим эти задачи, у нас появятся возможности сделать Россию страной, привлекательной для создания холдингов. Этот факт очень важен, поскольку позволит российскому бизнесу осуществлять экспансию на сопредельные территории, прежде всего, на территории государств СНГ. Это нормальный, разумный процесс, который требует внесения изменений в налоговое законодательство. Со временем в России будет введен налог на недвижимость, а до того появится налог на имущество физических лиц. Для того чтобы ввести эти налоги, предстоит проделать большую техническую работу. Я уж не говорю о том, что поправки в первую часть Налогового кодекса в рамках совершенствования процедур налогового администрирования также изменят налоговую систему очень сильно.

- Скоро ли у нас будет реализована идея о сборе налога на доходы физических лиц не по основному месту работы налогоплательщика, а по месту его жительства, по месту, где ему оказываются бюджетные услуги.

- Интеллектуально это очень привлекательная идея. Но, несмотря на ее привлекательность, технически эти задача решается очень и очень трудно. И вполне возможно, мы обсуждали это, по крайней мере, с губернатором Пермского края, о том, чтобы подготовить такие предложения и. я не исключаю, чтобы провести, может быть, даже эксперимент подобного рода, посмотреть, как это будет работать. Это дополнительная нагрузка на организации, на тех бухгалтеров, налогоплательщиков, которые удерживают налоги с доходов налогоплательщиков и перечисляют в бюджет. Понятно, что если нужно будет отслеживать по каждому работнику тот адрес, по которому нужно направлять соответствующие средства и привязывать это к муниципалитетам, то технически это будет, конечно, значительно сложнее. Плюс это будут вопросы еще и с тем, чтобы правильно определять место жительства. Чем более подвижно население, чем больше миграции в обществе осуществляется, тем сложнее это технически делать, в том числе и применительно к вычетам, когда в течение года налогоплательщик переезжает, например, из одного региона в другой регион. Поэтому неспроста практически все государства. ну, вот, может быть, Швейцария единственное исключение, имеют налог на доходы физических лиц, или подоходный налог, в качестве федерального налога, который уплачивается в федеральный бюджет. Это снимает все проблемы. У нас немножко другая конструкция. Тема, еще раз подчеркиваю, очень интересная, но реализовать ее, скажем, в течение одного или двух лет вряд ли возможно.


28.11.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 241027
Опублик.: 29.11.05
Число обращений: 1071

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``