В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мурат Зязиков: `Моя партия - это народ Ингушетии` Назад
Мурат Зязиков: `Моя партия - это народ Ингушетии`

Мурат Зязиков: `Моя партия - это народ Ингушетии`Может ли процесс укрупнения субъектов федерации затронуть Северный Кавказ? Как справляются в Ингушетии с наплывом беженцев из Чечни и Северной Осетии? Насколько сильны националистические настроения в республике? На эти и другие вопросы Страны.Ru ответил президент Ингушетии Мурат Зязиков. Интервью подготовлено при поддержке информационного агентства `Ингформ бюро` .

- Мурат Магометович, полномочный представитель президента в РФ в Южном Федеральном округе Дмитрий Козак выступал за ограничение самостоятельности дотационных регионов. В частности речь шла о введении в них временной финансовой администрации. В числе прочих, в `черный список` полпреда попала и Ингушетия. Считаете ли вы, что реализация инициативы Козака поможет решить экономические проблемы республики?

- Насчет `черных списков` нам на Юге России ничего не известно. Разом, в одночасье решить все проблемы региона и отдельных республик невозможно. Каждый из регионов имеет свою социально-экономическую специфику. Особая ситуация - в Ингушетии, которая в 1992 году воссоздала свою государственность, прерванную десятки лет назад, не унаследовав при этом ни инфраструктуру, ни хозяйственно-промышленный потенциал от бывшего СССР. Республика стала строиться, как говорится, с нуля, на базе полуаграрных районов бывшей ЧИАССР. Более того, с самого начала своего развития Ингушетию сотрясали гигантские потоки беженцев из сопредельных республик. Для них Ингушетия была единственной мирной землей, которая их принимает безотказно до сегодняшнего дня. В результате, внутренние резервы республики, в основном, были направлены на стабилизацию общественной жизни, которая представляла собой непрекращающиеся массовые перемещения людей, подавленных острыми социальными проблемами. Так что, на мой взгляд, к каждой республике должен быть отдельный подход.

- Насколько принятие Госдумой закона, позволяющего партиям, победившим на местных выборах, выдвигать кандидатуры глав регионов, повлияет на активизацию политической деятельности в вашей республике?

- Надо отметить, что степень политической культуры, а, следовательно, и рациональная политическая активность в российских регионах, к сожалению, достаточно низкая. Политическая культура, если это не привнесенный феномен, базируется на устоявшихся социокультурных ценностях и выражает общенациональные интересы государства и народов. Политическую активность населения, сопряженную с политической культурой и приоритетными государственными интересами (с ее локальными особенностями) можно только приветствовать. С одной стороны, я приветствую решение Госдумы, с другой - считаю, что и другие партии имеют право выдвигать своих кандидатов. С учетом того, что мы строим в России гражданское общество.

- Поддерживаете ли вы принятие Госдумой закона о парламентском расследовании, насколько, на ваш взгляд, депутаты смогут помочь в выявлении корней терроризма и борьбы с ними?

- Все зависит от того, участвуют ли в расследовании именно профессионалы. Трудно предположить, что среди парламентариев можно собрать специалистов по борьбе с терроризмом. Конечно, можно таковых привлекать или, наконец, создать действующую группу профессионалов. Однако не стоит забывать, что опыт борьбы с этим злом не только в нашей стране, но и во всем мире не столь совершенный, чтобы, к примеру, качественно обеспечивать парламентскую практику расследования подобных преступлений. Вообще, создавать параллельные структуры не всегда целесообразно.

- В этом году решение об объединении приняли сразу несколько субъектов Российской Федерации. Как вы считаете, может ли этот процесс получить развитие на Северном Кавказе?

- Трудно исключить какие-то интеграционные процессы в будущем на Северном Кавказе. Это не изолированный островок, а неотъемлемая часть Российского государства и глобального мира. Однако, история развития Северного Кавказа свидетельствует о том, что, как и сотни лет назад, здесь интенсивно происходят непростые этнические процессы. Современность усилила некоторые аспекты этих процессов, в частности, политический. Везде, где социально-культурные и политические процессы сопряжены с этническими, различные модернизации должны проводится взвешенно и осторожно. Очень важны побудительные импульсы из самой этносоциальной среды, которые бы означали некоторую готовность масс к реформам. А волевые решения без учета этнокультурных, региональных особенностей могут только приумножить негативный опыт сохранения и развития многонационального государства.

- Ваше политическое долголетие недоброжелатели связывают с тем, что вы `ставленник Кремля`, который не имеет тесных контактов с местной элитой. Разве такое возможно на Северном Кавказе?

- Вы знаете, я давно состою в партии. Моя партия - добрый, многонациональный, мужественный и трудолюбивый народ Ингушетии. Естественно, я не ставленник `Белого дома`. Кому-то нравится быть ставленником Белого дома. Но чувство Родины для нас, ингушей, - не абстрактное понятие. В политике многое взаимосвязано. Трудно представить себе политического деятеля, который не выражал бы чьи-то интересы. Осуществлять политическую власть, действие законов Российского государства на Северном Кавказе, в частности, в Республике Ингушетия, согласитесь со мной, это - почетное и ответственное `ставленичество`, которое требует колоссальной отдачи. Что же касается моих контактов с местной элитой, то они с самого начала были только продуктивными. Я доволен этими отношениями, других бы и не желал.

- Как решается в республике проблема вынужденных переселенцев из Северной Осетии и Чечни?

- Республика Ингушетия приняла сотни тысяч вынужденных переселенцев, большей частью из Чечни и Северной Осетии. Еще в середине прошлого года здесь находилось более 70 тыс. человек, на территории республики действовало несколько лагерей для беженцев, которым власти при поддержке федерального центра оказывали всяческую помощь и содействие. Усилия ингушского народа были высоко оценены целым рядом международных гуманитарных организаций и ООН. Отмечалось, что Ингушетия является примером решения сложных проблем, связанных с вынужденной миграцией в сложных регионах. Мы находимся в постоянном контакте с ООН и ее представителями. В 2004 июне года состоялось добровольное закрытие последнего лагеря беженцев из Чечни на территории Ингушетии. При этом лицам, которые предпочли не возвращаться в Чечню, предложили альтернативу - в результате 23% временно перемещенных лиц получили жилье в Ингушетии.

- Националистические силы вашей республики делают заявления о том, что `не оставят ингушские земли` в составе Северной Осетии. На ваш взгляд, может ли ситуация выйти из-под контроля, в частности, принять форму открытого конфликта, как 13 лет назад в Пригородном районе?

- В Республике Ингушетия нет националистических сил. В Ингушетии живут граждане России, добровольно присоединившиеся к Великой России более 235 лет назад. Проблема Пригородного района сложная и уходит корнями в историю репрессий 30-40-х гг. Необоснованно затянувшееся на 13 лет разрешение последствий конфликта 1992 года - это, прежде всего тысячи семей без крова и средств к существованию. Население преимущественно молодого возраста на протяжении многих лет вынужденно скитаться, решая проблемы выживания, вместо того, что бы планировать завтрашний день: получать образование, работать. Думаю, что до конца 2006 года будет выполнено поручение президента РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, полностью обеспечены конституционные права ингушских беженцев.

- Могут ли, на ваш взгляд, в Ингушетии повторится события, которые произошли в Нальчике? Насколько власти республики готовы к отражению террористической угрозы?

- Нужно сделать все, чтобы нигде и никогда подобное не повторилось.

- Евросоюз выделил для Ингушетии 5 млн евро. Собираетесь ли вы консультировать европредставителей по вопросу, на какие цели лучше направить эти средства.

- Думаю, что да. Это целесообразно по двум позициям, во-первых, всегда полезно взаимодействовать с представителями Евросоюза, которые имеют опыт финансирования регионов, в которых наблюдается большое скопление беженцев. Ингушетия работает с Евросоюзом. Приоритетные направления - здравоохранение, образование, решение других социальных проблем.

- Недавно появилась информация о том, что в вашей республике был похищен Ахмед Цечоев, который является родственником председателя правительства Ингушетии. Действительно ли это так? Какие меры власти Ингушетии предпринимают для борьбы с киднеппингом?

- По данным правоохранительных органов, Ахмед Цечоев находится у себя дома. Закон должен защищать всех граждан одинаково.

23.11.05.

МОСКВА Ангелина Тимофеева, Евгений Евдокимов, Страна.Ru.


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 240907
Опублик.: 24.11.05
Число обращений: 469

  • Зязиков Мурат Магометович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``