В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Патрушев: `Фронт против террора` Назад
Николай Патрушев: `Фронт против террора`
Для решения серьезнейших задач по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, незаконной миграции и транснациональной преступности необходимо укрепление международного сотрудничества, объединение усилий спецслужб, российского общества и власти, СМИ. Об этом в опубликованном в четверг интервью `Российской газете` заявил директор ФСБ РФ генерал армии Николай Патрушев, комментируя актуальные проблемы борьбы с терроризмом.

- Николай Платонович, официальные представители ФСБ воздерживались от комментариев событий в Нальчике. При этом американский аналитический центр `Стратфор`, ссылаясь на свои источники, утверждает, что `российские спецслужбы в Нальчике предотвратили теракт, сравнимый по последствиям с атакой террористов-смертников на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года`. Так ли это на самом деле?

- В силу специфики работы спецслужбы не всегда сразу могут сообщать о своих успехах или неудачах. Операция в Нальчике - это лишь один из эпизодов деятельности силовых структур по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Она продолжается, и мы будем считать ее завершенной, когда Басаев и его сообщники, иностранные наемники, экстремисты всех мастей получат по заслугам.

Вместе с тем результаты действий федеральных органов в Нальчике показали, что мы находимся на правильном пути в построении государственной системы противодействия терроризму, которая начинает давать положительные результаты, позволяет работать на упреждение.

Там действительно готовилась масштабная террористическая акция, в ходе которой планировался захват зданий не только силовых структур, но и ряда органов исполнительной власти. Однако на этот раз наша работа была четко скоординирована, мы также ощутили поддержку местного населения, что чрезвычайно важно.

Большая заслуга в этом принадлежала Группе оперативного управления, сформированной в прошлом году в соответствии с распоряжением президента России. В итоге террористы не смогли захватить ни один из ключевых объектов в городе. К сожалению, эта бандитская вылазка привела к жертвам среди населения и гибели сотрудников силовых ведомств.

- В одном из интервью в конце прошлого года вы сказали, что ФСБ составила список главарей бандформирований, которые должны быть нейтрализованы. Тогда же вы заявили, что в основном этот список себя исчерпал, но пока не удалось достичь результата по Масхадову и Басаеву. Масхадов уничтожен. Остался один Басаев?

- У нас есть конкретные результаты. Пройден тот этап, когда, рискуя жизнями своих сотрудников, мы буквально гонялись по горам за каждым боевиком. Сейчас создана определенная система действий, при которой Басаев и ему подобные никуда не денутся.

На Северном Кавказе по бандитскому подполью, связанному с международными террористами `Аль-Каиды`, нанесен существенный удар. Только за 10 месяцев этого года органами безопасности совместно с другими силовыми структурами проведено более двух тысяч специальных операций, в том числе более 700 оперативно-боевых мероприятий по нейтрализации террористов и освобождению заложников.

Было предотвращено 110 подготовленных взрывов, пресечена деятельность более 20 бандформирований, 350 организованных преступных групп, 100 организаций террористической и экстремистской направленности, почти 600 организаций и групп, осуществлявших противоправную деятельность, в том числе содействие террористам.

Помимо того, нами изъято более 1300 единиц огнестрельного оружия, которого хватило бы для оснащения целого полка, свыше 11 тонн взрывчатых веществ и 300 тысяч штук боеприпасов, около 1700 взрывных устройств.

Нетрудно представить, что могло бы быть в случае использования террористами этого арсенала.

- Это, так сказать, дела сегодняшние. Вернемся на несколько лет назад. В чем вы видите истоки и причины возникновения терроризма на Кавказе, в новой России, ведь в СССР такое явление практически отсутствовало?

- История показывает, что терроризм проявляет себя там, где для этого имеются соответствующие условия. В обстановке экономической слабости и политической нестабильности после распада СССР именно на Северном Кавказе, важнейшем для нашей страны в силу его географического и военно-стратегического положения регионе, занимающем уникальное положение в евразийской транзитной инфраструктуре, наиболее ярко проявились и приобрели особую остроту многочисленные международные, военные, экономические, социальные, экологические, этнокультурные проблемы, а также ошибки национальной политики прошлого.

При этом национальная политика СССР подверглась суровому остракизму, взамен же не было предложено ничего, а такие понятия, как патриотизм и дружба народов, национальная и религиозная терпимость, стали едва ли не ругательными.

Этим умело воспользовались международные экстремистские и террористические организации, которые избрали Северный Кавказ в качестве плацдарма для расчленения России с целью реализации своих претензий на построение так называемого `Великого исламского халифата` от моря до моря. Таким образом, на территории Северо-Кавказского региона мы столкнулись не с экстремистскими проявлениями отдельных лиц и сепаратизмом локального характера, а с отлаженным и опробованным в других регионах мира механизмом разжигания кризисных очагов руками международных террористических структур. Устремления международного терроризма в этом случае совпали с геостратегическими задачами и планами ряда государств по подрыву территориальной целостности нашей страны.

Существенным дестабилизирующим фактором явилось также то, что в начале 90-х годов Россия фактически получила открытые южные границы, через которые широким потоком хлынули контрабанда, наркотики, нелегальные мигранты, оружие. По этим же каналам на Северный Кавказ с афганских баз подготовки боевиков стали проникать эмиссары международного терроризма.

Стоит отметить, что в период нахождения в Афганистане нашего воинского контингента, осуществлявшего поддержку дружественного нашей стране режима, там имелась определенная государственная стабильность, широко осуществлялась гуманитарная помощь населению, практически безвозмездно готовились национальные кадры в сфере управления, образования, медицины, обороны и других. Тем более не могло быть и речи о какой-либо сети террористических баз...

- И все же силовые структуры в последние годы достигли определенных успехов в борьбе с терроризмом. Можно ли сейчас говорить, что эта угроза на Северном Кавказе уменьшилась?

- Решение этой проблемы возможно только в комплексе. Необходимо устранить причины этой болезни и ее питательную среду. Пропаганда террористов и радикалов будет и впредь достигать своих целей там, где высок уровень безработицы, где нет возможностей просто нормально жить и работать, где нет таких условий, как в более благополучных регионах страны.

Преодолеть этот разрыв, улучшить социально-экономическую ситуацию на Кавказе - значит выбить почву из-под ног террористов, и это должно стать общенациональной целью. В борьбу с терроризмом и экстремизмом должны включиться все общество, все ветви власти, в том числе и средства массовой информации, причем эта работа должна быть согласованной.

Отдельно хотелось бы выделить такие сферы приложения совместных усилий, как противодействие попыткам обоснования терроризма религиозными догмами и профилактика религиозного радикализма в целом, особенно в молодежной среде Северо-Кавказского региона.

По моему мнению, важную роль в этом процессе должны играть авторитетные представители духовных управлений мусульман, которым органы власти должны оказывать всемерную помощь в воспитании и образовании верующих и служителей культа в духе традиционных исламских ценностей, воспрепятствовании попыткам зарубежных подрывных и террористических центров негативно на них воздействовать.

Особую актуальность данной проблеме придает происходящая в настоящее время в среде мусульманского духовенства смена поколений, в ходе которой к руководству исламскими общинами пытаются прийти антироссийски настроенные радикальные лица, прошедшие соответствующее обучение за рубежом.

Я также твердо убежден, что никакие героические усилия сотрудников спецслужб не смогут в корне переломить ситуацию, если мы не будем всем миром, с использованием жесточайших мер бороться с коррупцией и организованной преступностью. На сегодняшний день эти проблемы приобрели, особенно на Северном Кавказе, масштабы угрозы национальной безопасности России.

Получаемые оргпреступностью доходы от нелегальной миграции, торговли оружием и наркотиками являются основой финансовой базы терроризма, а там, где процветают коррупция и клановые интересы, сводятся на нет все усилия по борьбе с терроризмом на отдельных направлениях.

К сожалению, мы должны признать, что коррупция проникла и в силовые структуры. Иначе как предательство нельзя расценивать массовые факты выдачи поддельных паспортов, в том числе террористам. Борьбу с этим явлением мы считаем задачей государственной важности, делом чести. Считаю, что должностные лица обязаны нести повышенную ответственность за бездействие или личные упущения в реализации антитеррористических мер...

- То есть система мер по борьбе с терроризмом как явлением в России пока только формируется?

- Да, именно так. Многие годы как законодательная, так и исполнительная ветви власти в течение нескольких дней или недель бурно реагировали на совершенный теракт, высказывали различные предложения, которые впоследствии редко доходили до законодательного оформления.

Только в последние годы, после неоднократных требований президента России, у нас начала выстраиваться система эффективных мер борьбы с терроризмом, мы осознали необходимость пересмотра законодательной базы в этом вопросе.

В России в настоящее время создается единая государственная система антитеррористических мер. Принят ряд федеральных законов, имеющих большое значение для организации деятельности в сфере противодействия терроризму. Также подготовлены законопроекты `О транспортной безопасности`, `Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка`. Сейчас идет подготовка Государственной программы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

Вместе с тем важно, чтобы намеченные меры получали скорейшее реальное воплощение. Так, на наш взгляд, требуется активизация работы над принятым в первом чтении еще в декабре прошлого года проектом федерального закона `О противодействии терроризму`.

Мы готовим и другие предложения по совершенствованию законодательной базы по противодействию распространению политического, национального и религиозного экстремизма, выявлению и ликвидации источников финансирования террористической и экстремистской деятельности, по перекрытию каналов поступления финансовых средств незаконным вооруженным формированиям, террористическим и экстремистским организациям...

- Какие еще изменения в законодательстве необходимо принять для повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму?

- Сейчас одной из первоочередных является, как я уже сказал, задача выявления и ликвидации источников и перекрытия каналов финансирования террористических организаций и бандформирований.

И наш собственный, и зарубежный опыт свидетельствует, что одним из существенных условий эффективной правоприменительной деятельности по борьбе с терроризмом является наделение спецслужб и правоохранительных органов соответствующими процессуальными полномочиями по контролю над финансовыми потоками, замораживанию и аресту подозрительных счетов, вменение в обязанность финансово-кредитных организаций сотрудничать с ними.

В частности, в США `Пэтриот-актом` (Закон США `О предупреждении и наказании за совершение террористических актов в США и во всем мире, укреплении правоприменительных и следственных инструментов и других мер`. - Авт.) внесены поправки в законы о банковской и финансовой тайне, позволяющие в случаях, когда дело касается международного терроризма, получать в банковских и финансовых учреждениях соответствующую информацию.

ФСБ считает необходимым повысить ответственность кредитных организаций и их руководителей за финансирование террористической деятельности и тесно связанной с ней организованной преступности, а Банк России должен более оперативно и жестко реагировать на исходящие из правоохранительных органов тревожные сигналы. Недопустимо зарабатывать на крови.

Еще одной серьезнейшей задачей является обеспечение надежной безопасности нашей границы, соответствующее ее обустройство в целях противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, незаконной миграции и транснациональной преступности.

- Николай Платонович, Россия одной из первых осознала опасность международного терроризма и призвала мировое сообщество сообща бороться с этим злом. В какой степени российским спецслужбам удалось наладить международное сотрудничество? Удовлетворены ли вы его результатами?

- Если говорить о сотрудничестве в рамках объявленной международной антитеррористической коалиции, то его эффективность, на наш взгляд, пока не отвечает степени существующих угроз. Мы не ощущаем той международной поддержки наших усилий в борьбе с терроризмом, на которую рассчитывали.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся сложности, масштабы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом расширяются, проводится работа по гармонизации национальных законодательств в этой сфере.

Важным событием в этом плане стало подписание в сентябре этого года на заседании Генеральной ассамблеи ООН инициированной нашей страной Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.

В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу в нашей стране Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, целью которой является активизация государствами усилий, направленных на предотвращение терроризма и его негативного воздействия на осуществление прав человека. Ее подписание позволит российским органам безопасности более тесно взаимодействовать с зарубежными партнерами в сфере противодействия терроризму и будет способствовать расширению возможностей по заключению соответствующих соглашений между компетентными органами различных государств.

С этой же целью мы, начиная с 2002 года, проводим ежегодные совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ.

Интерес к сотрудничеству в рамках этого совещания постоянно растет. Если в первом совещании приняли участие 49 делегаций спецслужб из 38 стран, во втором - 60 делегаций из 43 стран, в третьем - 70 делегаций из 46 стран, то четвертом, прошедшем в марте этого года в Новосибирске, - уже 75 делегаций из 50 стран.

Уверен, что расширение круга участников совещания способствует объединению усилий всех членов международного сообщества в борьбе с терроризмом.

В общей сложности ФСБ сегодня взаимодействует с более чем 100 иностранными спецслужбами. Естественно, наиболее перспективным мы считаем развитие сотрудничества в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая, на наш взгляд, становится реальным фактором стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

В рамках этой организации мы создаем единый перечень террористических и сепаратистских организаций, список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами в международный розыск за совершение преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера, вырабатываем механизмы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Серьезным инструментом практической реализации этих мер стала созданная Региональная антитеррористическая структура ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте.

Вышеуказанные действия позволили создать условия для перехода на новый уровень международного сотрудничества. Если раньше оно ограничивалось консультациями и информационным обменом, то в последние годы мы начали проводить успешные совместные с иностранными партнерами оперативно-розыскные мероприятия и операции, результаты ряда которых широко освещались в средствах массовой информации.

- И все же, в какой степени, по вашему мнению, международное сообщество осознало необходимость общей борьбы с терроризмом. Нет ли здесь определенного лукавства, когда тех, кто захватил школу в Беслане, некоторые зарубежные СМИ называли `повстанцами`?

- Мы серьезно озабочены тем, что средства массовой информации отдельных государств, освещая трагические события в Беслане, избегали употребления слова `террористы`, заменяя его словами `повстанцы` и `вооруженные сепаратисты`.

К сожалению, уже упомянутая мной практика двойных стандартов в оценке тех или иных событий продолжается. Как иначе можно объяснить тот факт, что под покровительством официальных государственных структур в ряде стран нашли убежище пытающийся стимулировать антироссийские тенденции и финансирующий террористов Березовский, главари и идеологи терроризма на Северном Кавказе Закаев, Удугов, Ахмадов, Нухаев и другие?

Россия неоднократно призывала к тому, чтобы во всех странах было одинаковое отношение к лицам, причастным к терроризму и экстремизму. Как отметил на сентябрьском заседании Генеральной ассамблеи ООН президент Российской Федерации В. Путин, `любые попытки потакания террору, заигрывание с террористами, использование их в угоду тем или иным политическим пристрастиям или целям должны встречать всеобщее осуждение`.

Необходимо принять все возможные меры по подготовке и принятию Специальной резолюции Совета Безопасности ООН, которая обязывала бы государства не применять двойные стандарты в области борьбы с терроризмом.

- Как на фоне объявленной международным сообществом борьбы с терроризмом ведут себя на территории России иностранные разведки?

- Разведдеятельность не только не ослабевает, она усиливается. Поэтому, несмотря на то что значительные усилия органов безопасности сконцентрированы на борьбе с терроризмом, противодействие зарубежным разведкам по-прежнему остается одной из наших приоритетных задач. В этом году контрразведывательными подразделениями пресечена деятельность 20 кадровых сотрудников спецслужб иностранных государств. Из них 3 были захвачены с поличным. Была локализована деятельность 65 лиц, причастных к спецслужбам и организациям иностранных государств. В их числе - четверо граждан России.

Полностью интервью Николая Патрушева читайте в `Российской газете`.

1999 год: Совершено 585 взрывов, из них 14 - с признаками терроризма. Органами ФСБ и с их участием изъято 8305 единиц огнестрельного оружия, 2 млн. 525 тыс. штук боеприпасов, 351 взрывное устройство, 1500 снарядов, 126 тонн взрывчатых веществ.

2000 год: Совершено 574 взрыва, из них 150 - с признаками терроризма. Пресечена деятельность 52 организованных преступных групп. Изъято 1033 единицы огнестрельного оружия, 169 тыс. штук боеприпасов, 1424 взрывных устройства, 1,6 тонны взрывчатых веществ.

2001 год: Совершено 576 взрывов, из них 195 - с признаками терроризма. Изъято 451 единица огнестрельного оружия, 162 тыс. штук боеприпасов, 803 взрывных устройства, более 700 кг взрывчатых веществ.

2002 год: Совершено 488 взрывов, из них 110 - с признаками терроризма. Изъято 602 единицы огнестрельного оружия, 100 тыс. штук боеприпасов, 678 взрывных устройств, 33 тонны взрывчатых веществ.

2003 год: Совершено 635 взрывов, из них 210 - с признаками терроризма. Изъято 743 единицы огнестрельного оружия, 304 тыс. штук боеприпасов, 1624 взрывных устройства, более 15,4 тонны взрывчатых веществ.

2004 год: Совершено 520 взрывов, из них 180 - с признаками терроризма. Изъято 1115 единиц огнестрельного оружия, 605 тыс. штук боеприпасов, 34,3 тыс. взрывных устройств, 9,4 тонны взрывчатых веществ.

Январь-сентябрь 2005 года: Совершено 374 взрыва, из них 141 - с признаками терроризма.

24.11.05.


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 240906
Опублик.: 24.11.05
Число обращений: 999

  • Патрушев Николай Платонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``