В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Сванидзе: `Наш проект просто уникален` Назад
Николай Сванидзе: `Наш проект просто уникален`
На церемонии `ТЭФИ 2005` в номинации `Лучшая историческая программа` приз завоевала программа Николая Сванидзе `Исторические хроники. 1937 год. Дети террора`. Представляющая организация - ГТК `Телеканал `Россия`. Страна.Ru поздравила ведущего программы-призера, который поделился своими мыслями как о перспективах своего проекта, так и о состоянии исторических передач на телевидении в целом.

- Николай Карлович, скажите, пожалуйста, для вас это была ожидаемая награда?

- Как вам сказать... В принципе, ожидаемая - в том смысле, что это проект огромный, беспрецедентный, поэтому признание нашей программы лучшей было совершенно справедливым. Если не в отношении меня, то в отношении ребят, которые со мной работают.

- Как вы оцениваете своих конкурентов?

- Своих конкурентов я оцениваю очень высоко и профессионально. Но, тем не менее, объективности ради следует отметить, что проект, которым занимаемся мы, он просто уникален. У нас уже вышло в эфир почти 50 серий, и от профессиональных историков не было рекламаций по фактическим ошибкам. Кроме того, мы имеем стабильный общественный интерес к этому проекту. Поэтому наш проект и все, кто его делают, объективно говоря и без ложной скромности, заслуживает профессиональной награды.

- Вы сейчас упомянули историков, но в вашей программе очень часто используются архивные документы. Как строятся ваши отношения с архивами?

- Нормально. Есть грамотные коллеги - редакторы. Один из них - человек, который `сто лет` с нами работает, историк по образованию, - Олег Трушин. Он шеф-редактор программы `Зеркало` и одновременно работает над `Историческими хрониками`. Люди шуруют в архивах, шуруют мемуарную литературу и подбрасывают все время материал Марине Жуковой, моей жене, которая, собственно, и пишет сценарии, а я их редактирую.

- Не было случаев отказа в предоставлении тех или иных архивных материалов?

- Были, конечно, такие случаи, причем иногда очень обидные. Старые-старые документы по неизвестной причине вдруг оказывались засекреченными. Но дело в том, что в наше время, в эпоху Интернета и в общем-то прозрачности информации, все засекретить очень трудно. Все равно какие-то сведения пробиваются.

- Какие исторические передачи вы бы выделили из всех, которые существуют на современном телевидении?

- Наверное, я не буду оригинален и выделю передачи Леонида Парфенова, которые очень интересные. Вначале, когда выходил наш проект, я задавался вопросом - как мы будем отличаться?. Теперь этот вопрос никто не задает, потому что ясно, что ничего общего нет. Все очень разное, наши передачи отличаются всем. Он, конечно, талантливый человек, у него талантливые программы, он больше внимания уделяет форме, а мы - содержанию. И то, и другое имеет право на существование, на мой взгляд.

- Чем вы в ближайшее время порадуете своих зрителей?

- Мы порадуем их буквально на следующей неделе. В ближайшую среду выходит серия `1945 год. Маршал Жуков`. Потом мы сделаем перерыв, так как нам необходимо подготовить еще несколько серий, и следующий выход в эфир будет уже где-то в конце зимы или весной. Это будет уже послевоенная история.

- Вы не собираетесь расставаться с этой передачей, с этой тематикой?

- Нет, нет. Мы будем делать весь ХХ век. На весь XXI век нас, к сожалению, не хватит, но ХХ век мы, по задумке проекта, хотим `окучить`.

- Сколько примерно вам на это потребуется?

- Трудно сказать. Мы работаем третий год, и пока что сделали половину века. Я думаю, что годика четыре мы еще поработаем, если Бог даст, над этим проектом.

- Николай Карлович, а вы не скучаете по политологии?

- Ну, программа `Зеркало` от меня никуда не делась. Программа на радио моя никуда не делась. Поэтому вся политология со мной. Здесь никто у меня ничего не отнимал.

- То есть вы нашли счастливый симбиоз?

- Как мне кажется, да.

- А как вам это удалось, Николай Карлович?

- Да, вы знаете, так получилось просто. Еще надо сказать, что Олег Борисович Добродеев - сам профессиональный историк, поэтому его тоже тянет в эту сторону, поэтому здесь наши интересы сошлись.

- Что для вас неприемлемо в подаче исторического материала? От чего вы жестко дистанцируетесь?

- Для меня неприемлемо заведомое вранье. Вот это для меня неприемлемо совершенно. Заведомое вранье, иногда вранье конъюнктурное - это особенно неприятно. Но и неконъюнктурное тоже плохо. К сожалению, большая часть аудитории достаточно исторически безграмотна. И не только нашей аудитории, любой - и в Америке, и в Швейцарии, и в Китае, - где хотите. Подавляющая часть аудитории всегда исторически безграмотна, поэтому ей легко продать за правду древний исторический анекдот, и кое-кто этим пользуется. В результате в головах застревает, например, то, что, как пелось в известной песне группы `Любэ`, Екатерина II продала Америке Аляску. Я не обвиняю группу `Любэ`, это замечательная группа, я их очень люблю, это я просто пример привел.


21.11.05.

Наталья Елисеева

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 240837
Опублик.: 22.11.05
Число обращений: 775

  • Сванидзе Николай Карлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``