В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Аксаков: `Полномочий достаточно!` `Главное - справиться` Назад
Валерий Аксаков: `Полномочий достаточно!` `Главное - справиться`
Областной закон о перечне полномочий новых муниципальных образований на переходный период, установленный Госдумой до 1 января 2009 года, руководители вновь образованных поселений восприняли, понятное дело, неоднозначно... Больше всего не удовлетворены руководители богатых поселений, которые полагают, что заслуживают большего доверия.
- Так вы пожадничали или поосторожничали, наделяя новых муниципалов полномочиями? - спросили мы у председателя Московской областной думы Валерия Аксакова.
- Судите сами... Если в первоначальном варианте закона (а именно его, к сожалению, поначалу и комментировали на местах и в прессе) значились девять полномочий, то в окончательной версии закона их стало ровно вдвое больше - 18. И это отнюдь не мелкие задачи... Вот лишь некоторые:
- владение и распоряжение имуществом, находящимся на территории поселения;
- участие в организации строительства и содержания жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций и обеспечение первичных противопожарных мер в границах поселений;
- создание условий для обеспечения работы транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства территорий;
- согласование генпланов поселений...
Я не буду перечислять дальше... Но, как говорится, дай бог на местах и с этим-то управиться так, чтобы жители не почувствовали каких-то сбоев... Зима ведь наступает. И, согласитесь, было бы необдуманным именно сейчас передавать из районов на места такую функцию, например, как `организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом`.
- Но все же несколько самых важных вопросов - формирование бюджета, установление местных налогов, земельные дела - остаются пока в ведении муниципальных районов, как и прежде. Значит, все-таки не доверяете?
- Ну, во-первых, доверяй, но проверяй... А вот с проверкой и правда могут возникнуть на начальном этапе большие сложности. Ведь на муниципальном уровне нет собственной полноценной системы финансового контроля, а деньги из федерального бюджета и из бюджетов регионов в муниципалитеты пойдут немалые: без должного контроля может оказаться порядка 2 триллионов бюджетных рублей...
Во-вторых. К моменту, когда появилась ясность с порядком вступления в действие 131-го закона (`О реформе местного самоуправления`. - Прим. ред.), бюджет Московской области был уже сформирован. Поэтому новые муниципалитеты будут финансироваться из бюджетов старых муниципальных районов по сметам расходов.
Но даже не это самое главное. Главное - муниципалитетам необходимы время и условия, чтобы сформировать свои бюджеты. Вообще самое сложное во всей муниципальной реформе - это формирование финансово-экономических основ местной власти. В большинстве же муниципальных образований муниципальная собственность либо не сформирована (если это не города), либо она должна сейчас быть разграничена по-новому в соответствии с перечнем вопросов местного значения.
- Многие новые муниципальные руководители сокрушаются, что областной закон о вопросах местного значения не передает им полномочия явно и однозначно. Во многих важных пунктах закона указано так: `участие в организации...` или `создание условий для...`. Отсюда и сетования: как, мол, мы будем выполнять данные избирателям обещания, если полномочия размытые?
- Еще раз подчеркну, что разработчики закона о полномочиях муниципалитетов в переходный период исходили из того, чтобы жители как минимум не получили каких-то проблем от реформы, а как максимум - ощутили от нее пользу. Именно поэтому мы решили, что и новые, и старые муниципальные власти самые сложные вопросы должны решать сообща, так же как вопросы совместного ведения сообща решают регионы страны и федеральный центр.
Некоторые муниципальные руководители говорят, что готовы взять все полномочия. Но разговоры - вещь такая... обтекаемая. А когда команда бежит эстафету, то важен результат не только первого, но и последнего. В ходе этой реформы мы стараемся делать так, чтобы у сильных не пропала охота чего-то добиваться и стараться, а слабым - помочь, поддержать. Именно поэтому, кстати, законом особо предусмотрено, что если какие-то новые муниципалитеты не потянут передаваемые им полномочия, то они будут иметь право вернуть их муниципальному району. И наоборот - муниципальные районы смогут еще больше поделиться полномочиями с теми, у кого дело пойдет успешно.

Московский Комсомолец
от 16.11.2005
Виктор СОКОЛОВ.

Док. 240622
Опублик.: 16.11.05
Число обращений: 642

  • Аксаков Валерий Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``