В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Амнуэль Песах :`Летящий орел` Назад
Амнуэль Песах :`Летящий орел`
`Геркулес` не вернулся на Землю.
Рейс был нетрудным - Яворский летел к оранжевому карлику Росс-154,
чтобы заменить устаревшее оборудование наблюдательной станции. Он выполнил
задание и стартовал к Земле, но где-то в пути, когда звездолет вошел в
сверхсветовой режим, отказали генераторы Кедрина.
Это была чистая случайность - один шанс из миллиона, и Базиола,
знавший Яворского много лет, не мог примириться с его нелепой гибелью.
Одним из первых кибернетик прилетел на Лонгину - планету, существование
которой Яворский предсказал задолго до своего последнего рейса.
Базиола программировал Передачу. А вчера с последним рейсом на Базе
появился Надеин.
Базиола быстро ходил по комнате, от окна к окну - от голубого,
смягченного фильтрами пламени Альтаира к зеленому ковшу Лонгины. Пожалуй,
он слишком самоуверен, этот драматург, этот Андрей Надеин, знаменитый
автор `Диогена` и `Столетия крестов`. Он, видите ли, написал новую пьесу.
Пьесу о Яворском, о Киме, и он хочет, чтобы Базиола посмотрел запись. Ведь
Базиола близко знал капитана `Геркулеса`. Помилуйте, обсуждать пьесу
сейчас, за неделю до Передачи! Но драматург был настойчив, он умел
убеждать.
Базиола посмотрел пьесу. Кибернетик раздражен, он злится на
драматурга, выбравшего для обсуждения такое горячее время, и злится на
себя, потому что Яворский в пьесе ему нравится. Это не Ким, это другой
человек, символ, герой. Но есть в нем своя логика, его гибель неожиданно
приобрела смысл. Надеин не верил в случайности и убеждал всей силой
писательского мастерства: капитан `Геркулеса` непризнанный гений, люди не
понимали его, потому что его идеи казались не то чтобы слишком смелыми, но
просто ненужными современной науке. Яворский у Надеина и сам относился к
своим идеям очень беспечно. Нравился ему лишь процесс движения мысли, а не
результат.
Ким не был таким, и последнюю картину пьесы Базиола смотрел с
нараставшим раздражением. Он видел космонавта, совершавшего подвиг ради
своей мечты, но Яворский, живой Яворский, которого знал Базиола, не мог
быть этим космонавтом.


`Геркулес` приземлился в долине неподалеку от станции. На планете
была вечная зима, и драматург намеренно сгустил краски: в районе
приземления не прекращались ураганы. В просветы туч Яворский редко видел
солнце - тусклую багровую звезду в пятнах.
Смена оборудования была делом не очень сложным. Работа приближалась к
концу, когда с Земли поступила сводка новостей - ежемесячный бюллетень для
внеземных станций. Приемники `Геркулеса` записали лазерную передачу, и
Яворский посмотрел ее после утомительного дня. Экспедиция к Альтаиру на
звездолете `Ахилл`, говорилось в сводке, достигла цели. Открыта большая
планета, на которой корабль и совершил посадку. Планету назвали Лонгиной,
по имени астронома экспедиции. Состав атмосферы - азот с небольшой
примесью инертных газов. Лонгина оказалась безжизненной - только скалы,
горы, пропасти...
Передача с `Ахилла` обрывалась на середине фразы и не была повторена.
Что-то произошло в системе Альтаира, решили на Земле. Готовится вторая
экспедиция, она стартует через тринадцать месяцев на звездолете `Корсар`.
Яворский ходил по каюте, смотрел в слепой от пурги иллюминатор, еще и
еще раз слушал сообщение `Ахилла`. Он понял, что случилось в системе
Альтаира. В начале передачи, когда сообщили состав атмосферы Лонгины,
Яворскому стало ясно, что `Ахилл` погибнет. Это была его планета. Лонгина.
Планета-лазер. Его идея.
Надеину хорошо удалась последняя сцена. Человек сделал открытие. Ему
не поверили, да и сам он считал свою идею игрой ума, и только. Но
неожиданно идея обретает плоть, становится реальностью. Нужно
возвращаться, успеть на Землю до того, как уйдет к Альтаиру вторая
экспедиция. Предупредить ее. Лететь с ней. Он должен стартовать
немедленно. Если форсировать работу генераторов, он успеет, он будет на
Земле еще до отлета `Корсара`.
Яворский заканчивает сборку станции и стартует к Солнцу. Входит в
сверхсветовой режим, но скорость нарастает медленно, звездолет вернется на
Землю, когда `Корсар` уже будет в пути, его не догонишь, другие люди
исследуют планету, предсказанную им, Кимом. Другие - не он. Нужно успеть.
Генераторы работают на пределе...
Финал. Сине-зеленое небо Земли и голос, то ли самого Надеина, то ли
актера, играющего Яворского: он погиб не случайно, он погиб потому, что не
успел догнать свою мечту...


Что произошло на самом деле?
Базиола долго думал об этом. Он ведь был в комиссии, расследовавшей
причины гибели `Геркулеса`. Надеин чудовищно ошибается в оценках, но в
одном он прав: официальный подход к трагедии Яворского не позволил
выяснить истину.
Драматург утверждает: Ким был не только мечтателем, но и чело веком
действия. Надеин - хороший писатель, он не придумывая характера, он
восстановил его, исходя из опубликованных документов о жизни Яворского.
Надеин показал: Яворский не мог быть иным. Он не прав. Яворский был иным.
Бессмысленный героизм - нет, это не для Яворского.
А если подойти с другого конца? Базиола знал Кима. Мог вспомнить шаг
за шагом его поступки, его желания, его жизнь. И дальше - из модели
характера вывести модель ситуации.
Кибернетик закрыл глаза, задумался.

Док. 240536
Опублик.: 15.11.05
Число обращений: 428


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``