В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Поликанов: `Шансы на второе место есть у коммунистов и `яблочников` Назад
Дмитрий Поликанов: `Шансы на второе место есть у коммунистов и `яблочников`

Дмитрий Поликанов: `Шансы на второе место есть у коммунистов и `яблочников`В столице ведется активная кампания по выборам депутатов Мосгордумы. Город запестрел плакатами, призывающими прийти на выборы или разъясняющими, зачем и почему это надо сделать, и, конечно же, партийной агитацией. Хотя последняя, пожалуй, `нарядила` Москву еще не в полной мере. Тем не менее, осведомленность москвичей о выборах и их участниках довольно высока, а их предпочтения на данный момент уже относительно определены. О том, какие изменения в рейтингах политических партий произошли за последние две недели, а также об оценках москвичами предвыборных лозунгов политический партий, обозревателю Страны.Ru рассказал директор по международным и общественным связям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Дмитрий Поликанов.

- Дмитрий Валерьевич, произошли ли какие-нибудь существенные изменения в электоральных рейтингах за последние две недели, какие на данный момент прослеживаются тенденции?

- Изменений практически никаких, у большинства партий показатели остались на прежнем уровне. Проблема, что чуть меньше стало тех, кто твердо уверен в том, что будет голосовать. За счет этого (при перерасчете на намеренных участвовать в голосовании) получился небольшой рост рейтингов всех партий. Пока парадигма остается неизменной - есть безусловный лидер, `Единая Россия`, который идет с сильным отрывом от всех, а остальные борются друг с другом за второе место. Как видно по нашим данным, наибольшие шансы есть у коммунистов и `яблочников`. В то же время можно сказать, что рейтинг `Родины` чуть-чуть просел, они потеряли в районе 1,2%. Об этом говорят и результаты еще одного, проведенного нами контрольного опроса, который мы пока не анонсировали. В то же время коммунисты очень хорошо пока выступают. `Яблочники` тоже держат планку, но рейтинг ни одной из партий так и не доходит до 10%, необходимых для преодоления электорального барьера.

Еще один момент, который нам представляется важным. Мы изучили также отношение к лидерам предвыборных списков и к партийным лозунгам. Здесь очень хорошо видно, что большинство партий поставило в свои списки людей, которые не пользуются доверием у москвичей. Да, многие из них `раскручены`, многих относительно хорошо знают, (по крайней мере, на уровне `что-то слышали`). Но при этом доверие к ним довольно низкое. В этом смысле `Единая Россия` находится в более привилегированном положении. Во-первых, потому что у них есть мэр Юрий Лужков, во-вторых, спикер Мосгордумы Владимир Платонов - чуть ли не единственный, у кого плюсовое соотношение `доверяете - не доверяете`. Третий момент касается лозунгов. Здесь видно, что, например, популистские, националистические лозунги `Родины`, на которых она хотела сыграть, сильно актуальными москвичам не представляются. Ну, да, есть лозунг `Москва для москвичей` и `Долой этническую мафию`, которые до четверти жителей города считают актуальными, но при этом практически такое же число выступают против этих призывов. То есть, соотношение положительных и отрицательных оценок здесь не в пользу `родинцев`.

- Число тех, кто сейчас затрудняется сказать, за кого он будет голосовать, а также тех, кто не знает, пойдет ли он на выборы, сокращается. Однако показатели основных политических партий остаются почти неизменными. Может ли это свидетельствовать о том, что `электоральное болото` распределяется примерно в тех же пропорциях, что и все остальные избиратели?

- Да, `болото` рассасывается приблизительно по той же системе, что и те, кто определился заранее. Мы видим, что основная масса все равно уходит в сторону, условно говоря, партии власти. Стоит сказать, что с партийными программами основная масса населения не знакома. Всего 17% сказали, что им известна программа `Единой России`, 5% - `Родины`, 5% - `Партии жизни`. Эти показатели хорошо коррелируют с тем, чью рекламу наблюдали респонденты. О знании программы ЛДПР и `Яблока` сообщили по 3%, КПРФ - 4%, и т.д. Что касается рекламы, то на вопрос `Рекламу каких партий вы встречали?` 32% говорят, что `Единой России`, 16% - вспоминают рекламу `Родины`, 15% - `Партии жизни`. Рекламу всех остальных партий видели менее 10% избирателей. Хотя, возможно, что такие результаты получены из-за того, что опрос проводился еще до того, как началась телевизионная агитационная кампания. Таким образом, вопрос в том, за что люди голосуют. Понятно, что если они воспринимают какие-то лозунги, это уже хорошо. Если они знают лидеров партий и доверяют им, то это тоже очень позитивный результат. Однако продолжает действовать та же система, что и раньше, и, собственно говоря, `болото` в данном случае, не рассасывается, люди детально не изучают программы партий и ориентируются при голосовании на какие-то свои эмоции

- В вашем документе есть также рейтинг лозунгов. Расскажите, каким образом вы их предлагали людям?

- Мы предлагали нашим респондентам список лозунгов и спрашивали, какие, по их мнению, наиболее актуальны для Москвы. Стоит сказать, что мы не говорили, какая партия какой из лозунгов выдвигает. Просто попросили оценить, какой лозунг им ближе. Выяснилось, что и здесь `Единая Россия` всех обходит, их лозунги ближе сердцу москвичей. То есть, они не просто пользуются, как их часто в том обвиняют, административным ресурсом. Эта партия правильно распознала проблемы, актуальные для города.

- О чем на данный момент говорят рейтинги доверия политикам которое возглавляют партийные `тройки`?

- Во многом рейтинги доверия - это некое отражение узнаваемости. Однако, если смотреть на соотношение `доверие-недоверие`, то здесь становится видно, что в таких кандидатах, как, к примеру, Поплавская или Арбатова, москвичи не видят политиков-профессионалов.

10.11.05.

Мария Чегляева


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 240423
Опублик.: 11.11.05
Число обращений: 610

  • Поликанов Дмитрий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``