В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин: `Главы регионов смогут работать сколь угодно долго` Назад
Виктор Гришин: `Главы регионов смогут работать сколь угодно долго`

Виктор Гришин: `Главы регионов смогут работать сколь угодно долго`Во время своего ежегодного обращения к Федеральному собранию весной этого года, президент Владимир Путин заявил, что политические партии, победившие на региональных выборах, могут получить возможность представлять кандидатуру губернатора. Сейчас Государственная дума готова к рассмотрению законопроекта `О повышении роли партий в политической системе страны`, который призван не только сделать глав субъектов Федерации партийными выдвиженцами, но и активизировать деятельность партийных структур. О грядущих законодательных переменах в механизме формирования органов государственной власти в интервью корреспонденту Страны.Ru Марии Чегляевой рассказал глава комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин.

- Виктор Иванович, как бы вы могли прокомментировать законопроект о повышении роли партий, который во вторник обсуждался вашим комитетом? С чем подходит Государственная дума к первому чтению этого документа?

- Мы рассмотрели этот законопроект и считаем, что он достаточно серьезно проработан, то есть к концепции больших замечаний нет. В ней есть три основных момента. Первое - это то, что партия, победившая на выборах, имеет право представлять президенту кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Следующий тезис концепции, что если победили две партии, набрав одинаковое количество голосов, то каждая из них представляет свою кандидатуру, выбор же будет зависеть от того, как проголосует парламент соответствующего субъекта Федерации. Третий тезис концепции - что партия, победившая на выборах, может предоставить право своим региональным отделениям определять кандидатуру будущего губернатора.

Также в законопроекте есть момент, предусматривающий, что политические блоки, которые пока существуют (их можно было создавать до июня текущего года, когда был принят закон, запрещающий на выборах по спискам идти блоком), также в случае победы на выборах, смогут представлять кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вот, собственно, основные положения документа.

В целом по концепции у нас больших замечаний нет. Тем не менее, есть моменты, которые, на наш взгляд, нужно рассмотреть на этапе второго чтения. Во-первых, - есть смысл уточнить процедуру согласования кандидатуры губернатора в двухпалатных парламентах субъектов Федерации (у нас таких четыре региона). Эта процедура пока в законопроекте не прописана. Возможно, надо норму законопроекта о блоках перенести в раздел переходных положений. Мы считаем, что блоки уходят, существующее законодательство их не признает, поэтому есть смысл на определенный период ввести эту норму именно как переходную.

Есть предложения отдельных депутатов внести в закон положение о возможности отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации со стороны победившей на выборах партии. Также депутаты предлагали дать возможность не одной, а нескольким партиям представлять кандидатуру на голосование законодательного органа власти для представления этой кандидатуры президенту Российской Федерации, поскольку партии недостаточно сильны и во многих регионах не набирают больше 30-40% голосов.

Наш комитет принял решение рекомендовать рассмотреть данный законопроект в первом чтении. Эту инициативу уже поддержал 31 субъект Российской Федерации. Видимо, Думой этот законопроект будет рассмотрен на заседании в пятницу, и я думаю, что в первом чтении мы его примем.

- В законопроекте говорится, что кандидатуру предлагает победившая на выборах партия. Имеется в виду победа по партийным спискам или совокупность избранных депутатов по мажоритарной и пропорциональной системам?

- Пока я бы сказал, что это вопрос достаточно неопределенный. Мы долго думали, кого же считать победившей партией: то ли партию, которая имеет наибольшее число в своей фракции в парламенте, то ли партию, победившую только по пропорциональным спискам. Этот вопрос пока будет решаться в рамках наибольшей фракции, которая создана партией в соответствующем парламенте. Дальше, если мы будем переходить при формировании парламентов субъектов Федерации только на пропорциональную систему выборов, как мы это делаем на выборах в Государственную думу, то можно будет более четко определять партию, победившую на выборах.

- В этом законопроекте как-то предусмотрено ограничение количества сроков губернаторов, на которые они могут подряд представляться?

- Нет. Это не касается данного законопроекта. В основном тексте законопроекта его нет.

-То есть эта схема позволит одному и тому же губернатору быть избранным три и более сроков подряд?

- Как угодно долго. Однако я думаю, что пока у нас есть ограничения на сроки, которые находится на своей должности президент Российской Федерации, это в определенной мере касается и губернаторов, если они назначаются президентом. Хотя, если они работают хорошо, то и следующий президент может одобрить их кандидатуру. Если плохо, то здесь имеются вопросы.

- При досрочном роспуске парламента губернатор, назначенный этим парламентом, тоже слагает с себя полномочия?

- При роспуске парламента... Кем? Губернатором? Он не слагает с себя полномочия в любом случае. Ну, парламент у нас может по нынешнему законодательству распускаться по определенным основаниям губернатором по решению суда, он может распускаться президентом, но, в общем-то, это разные ветви власти, и одна другой не касается. Губернатор тоже может быть в данном случае отозван со своего поста, но это не коснется законодательного собрания. То есть законодательное собрание имеет право отозвать со своего поста, в основном через судебные процедуры, высшее должностное лицо. При этом губернатор имеет примерно симметричные возможности по роспуску законодательного органа власти.

- Когда можно ожидать принятие этого законопроекта и, соответственно, вступление его в силу?

- Думаю, до 1 января 2006 года.

- То есть с Нового года будет работать уже новая схема избрания глав регионов?

- Мы считаем, что с пятницы пойдет еще один месяц, это у нас будет 11-е число. В районе 13 декабря мы его примем во втором чтении, примерно так. Числа до 15-17 декабря - в третьем. Я думаю, что еще через неделю его может рассмотреть Совет Федерации, и дальше он пойдет на подпись к президенту. Так что в течение времени, оставшегося до конца нынешнего года, по-моему, реально принятие этот законопроекта и вступление его в силу.


08.11.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 240330
Опублик.: 09.11.05
Число обращений: 655

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``