В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава ОАО `РЖД` Владимир Якунин призвал смотреть дальше 2010 года Назад
Глава ОАО `РЖД` Владимир Якунин призвал смотреть дальше 2010 года
Для развития транспортной инфраструктуры и обновления основных фондов железнодорожникам необходимы огромные средства, которые они не могут получить при нынешних тарифах на свои услуги. Государство же заинтересовано в снижении инфляции и развитии экономики, поэтому не будет поднимать стоимость перевозок. О том, как руководство российских железных дорог планирует выйти из этого тупика, в среду на брифинге журналистам рассказал президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин.

Перед ОАО `Российские железные дороги` все четче проступает перспектива сложных экономических проблем. Несмотря на то, что первоначально предполагалось оставить за `РЖД` около половины объема перевозки высокодоходных грузов, реально ее доля упала значительно ниже этого предела. Развитие экономики требует новых железнодорожных маршрутов и радикального увеличения пропускной способности старых. Компании срочно нужны новые локомотивы и подвижной состав. На прошлой неделе прозвучало тревожное заявление министра транспорта Игоря Левитина о том, что без существенных капитальных вложений транспорт России вскоре может стать `узким местом` в решении задачи удвоения ВВП. Железнодорожников это касается в первую очередь. `Компания после третьего этапа реформирования должна быть инфраструктурно-перевозочной, - заметил президент ОАО `РЖД` Владимир Якунин. - Но за счет чего мы получим деньги, чтобы остаться серьезной компанией? Нужны локомотивы и подвижной состав, а сколько я могу выделить по решению правительства - это значительно меньше, чем нужно. Мы до 2010 года смотрим, а дальше уже хоть трава не расти?`.

По мнению Якунина, РЖД необходимы средства `в массированном объеме, чтобы радикально изменить ситуация со стареющими фондами`. Однако пока у нее есть на это только собственные средства. А необходимо создавать международные транспортные коридоры, которые могли бы конкурировать с традиционными морскими путями и приносить ежегодный доход стране в миллиарды долларов. Сейчас в Казахстане идет строительство железной дороги в центральный Китай. И если китайская железная дорога соединится с корейской, то Россию обойдут и она потеряет перспективнейший рынок перевозок из азиатско-тихоокеанского региона в Европу.

С другой стороны, ясно, что в тариф не заложишь все расходы на модернизацию, - это просто убьет российский бизнес. С привлечением сторонних средств также проблемы. Во-первых, само ОАО `РЖД` не может по закону выходить на рынок заимствований. Во-вторых, оно не может привлечь средства на инфраструктуру в рамках частно-государственного партнерства: за счет тарифов инвестиции не покроешь, а сдавать инфраструктуру в концессию запрещено.

В то же время по всем мировым стандартам ОАО `РЖД` - первоклассный заемщик. В отличие от `Газпрома` или РАО `ЕЭС России`, компания не обременена долгами и может взять много и под низкий процент. Как сообщил журналистам Владимир Якунин, на международный рынок заимствований будет выходить не сама `РЖД`, а ее дочерние компании. Это законом не запрещено. Первоначально дочерние компании будут полностью подконтрольны материнской: 100 процентов минус одна акция. И первая может появиться уже в конце этого года. Правда, сам руководитель компании признал, что выйти на рынок IPO - задача все-таки сложная.

Представляется, что зарубежные кредиторы тоже хорошо отдают себе отчет в том, что отвечать по долгам придется все-таки материнской компании, а ей это будет сделать затруднительно в силу тех же законодательных ограничений. Тем самым, им придется рассчитывать только на бизнес-окупаемость. А кроме того, выделение `дочек` из себя самой уменьшает возможности `РЖД`. С другой стороны, в выделении дочерних компаний есть и положительный момент. Сейчас частные компании-операторы занимают все большую долю рынка. На данный момент она составляет около 15%. Их преимуществом является то, что они могут позволить себе везти выгодный груз и не везти невыгодный. ОАО `РЖД` должно везти все, оно не имеет права отказать экспедитору. Как считает Якунин, дочерних компаний не коснутся те ограничения, которые сейчас накладываются на монополиста. Представляется, правда, что решающее слово здесь будет все-таки за Федеральной антимонопольной службой (ФАС). И `РЖД` с ней еще не раз столкнется в своей деятельности, если уж компания решила `восстановить бизнес-справедливость на рынке перевозок`, по словам ее руководителя.

Справедливости ради нужно признать, что пока государство играет не на стороне железнодорожников. За его счет строятся автомобильные дороги, вкладываются средства в авиацию - а это все прямые конкуренты `РЖД`. И этот аргумент можно использовать при спорах с ФАС, только, разумеется, на более высоком уровне. Очевидно, руководство монополиста рассчитывает, что и железнодорожники не будут обойдены стороной: во всяком случае, у `РЖД` есть проекты, куда можно вложить деньги Инвестиционного фонда если не сейчас, то после детальной проработки планов по созданию международных транспортных коридоров.

02.11.05.
Сергей Плетнев

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

viperson.ru

Док. 240235
Перв. публик.: 03.11.05
Последн. ред.: 28.05.12
Число обращений: 918

  • Якунин Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``