В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гульжан Молдажанова: `Базовый Элемент` станет частным инвестиционным фондом Назад
Гульжан Молдажанова: `Базовый Элемент` станет частным инвестиционным фондом
Генеральный директор `Базового Элемента` Гульжан Молдажанова рассказала корреспонденту `Интерфакса` о переходе компании от прямого управления активами к модели частного инвестиционного фонда.

Гульжан Талаповна, в феврале этого года вас назначили генеральным директором компании `Базовый Элемент`. Означает ли ваше назначение на эту должность изменение в стратегии развития компании?

- Стратегию нашей компании утверждает совет директоров и она, конечно же, не меняется со сменой менеджмента. Хотя могут вноситься некоторые коррективы, я не думаю, что мое назначение что-то кардинально поменяет в стратегии. В то же время, одной из задач, которая передо мной был поставлена акционерами при назначении на эту должность - это провести реструктуризацию управления нашим инвестиционным портфелем и, в конечном итоге, повысить стоимость наших активов. `Базовый Элемент` накопил обширный портфель разных бизнесов, который особенно значительно вырос за последние годы. И сейчас мы подошли к тому моменту, когда возник вопрос о необходимости структурированно ими управлять. Мы решили перейти в управлении активами от модели управляющей компании к модели частного инвестиционного фонда, которым станет `БазЭл`. Название `Базовый Элемент`, место регистрации и его организационно-правовая форма останутся прежними. Изменится его суть.

Классический фонд частных инвестиций, как правило, покупает активы с целью перепродажи. Будет ли стратегия `БазЭла` такой же?

- Не во всем. Вы правы в том, что классический фонд частных инвестиций при вхождении в новый бизнес имеет в виду некую стратегию выхода из этого вида бизнеса и срок, на который он туда входит. Мы в данном случае реформируем уже имеющийся набор активов. В каких-то из них мы являемся акционерами мало времени даже по меркам классического фонда, чтобы говорить о выходе, в каких-то бизнесах мы находимся гораздо дольше. В этом смысле, мы естественно не классический фонд. Но что мы хотим привлечь от классических фондов - это их классические управленческие процедуры, которые себя оправдали. Если возвратиться к вопросу о наших активах, то необходимо отметить, что основной составляющей нашей стратегии является долгосрочный характер инвестиций, то есть средний период нашего владения активом превышает семь лет. Есть и другое отличие от классических фондов - мы, как правило, заинтересованы в приобретении контрольного пакета акций предприятия, что обеспечивает возможность влияния на развитие актива через участие в его совете директоров.

В какой форме создается фонд, и возможно ли у него появление новых акционеров?

- В настоящий момент этот фонд закрытый. Но все в этой жизни возможно. Может быть когда-то будет принято решение о том, чтобы изменить его структуру, но это уже в компетенции его собственников. Что касается акционеров, то эту темы мы пока не обсуждаем. `Базовый Элемент` - это частный международный фонд, представляющий интересы частных инвесторов. Наши активы не только в России и СНГ, но и в Африке, Австралии, Европе и Латинской Америке. Интересы `Базового Элемента` там, где есть перспективное недооцененное предприятие в которое, мы знаем, что можем добавить стоимость, и эти интересы обусловлены не географией, а экономикой.

Не могли бы вы подробнее рассказать, как изменится структура управления активами? Каким образом фонд будет участвовать в их управлении?

- Есть стандартные корпоративные процедуры, посредством которых фонд будет контролировать свои инвестиции. В фонде будет инвестиционный комитет и совет директоров, председателем которого станет Олег Дерипаска. Совет директоров фонда будет исполнять все функции, стандартно ассоциируемые с функциями совета директоров. Он, в частности, назначает менеджмент `Базового Элемента`. Фонд не будет вмешиваться в операционную деятельность активов, он будет определять общую инвестиционную стратегию и его влияние будет реализовываться через участие в советах директоров бизнесов. Инвестиционный комитет будет выбирать активы для приобретения и следить за достижением инвестиционных параметров. Оперативное управление `Базовым Элементом` будет полностью лежать на его генеральном директоре.

В нашем случае мы разделили все активы на пять подразделений, которые условно назвали секторами, а часть венчурных бизнесов выделили в отдельную самостоятельную структуру - `Русско-азиатскую инвестиционную компанию`.

Пять секторов - это энергетический сектор, машиностроительный, ресурсный, финансовых услуг, а также строительный. Все они отличаются большой стоимостью и инвестиционными потребностями. В энергетическое направление входит `Русский алюминий`, `Евросибэнерго` и `Объединенная нефтяная группа`. В машиностроительное подразделение, получившее название `Русские машины`, включены `Руспромавто`, авиационный завод `Авиакор` и `Абаканвагомаш`. Сырье и добыча объединяют `Союзметаллресурс` и лесопромышленную компанию `Континенталь Менеджмент`. Сектор финансовых услуг включает в себя страховую компанию `Ингосстрах`, банк Союз, Элемент Лизинг и пенсионный фонд `Социум`. И, наконец, пятый, созданный этим летом сектор строительства объединяет наши новые строительные активы, среди которых, как вы знаете, `Главмосстрой`. Когда я говорю наши активы, то надо понимать, что в разных бизнесах наша доля владения разная.

Сама идея создания сектора заключается в том, чтобы бизнесы, которые в нем находятся и которые по своей природе родственны, управлялись с учетом взаимного влияния на их стратегические цели и возможности. Соответственно, порядок управления в бизнесах изменяется от зачастую прямого управления активами, которое раньше было в `Базовом Элементе`, до управления через классические корпоративные процедуры, через советы директоров. Как раз одна из задач - это формирование профессиональных советов директоров фонда, подразделений и бизнесов. И поскольку процесс принятия решений в бизнесах будет четко ограничен классическими корпоративными процедурами, мы думаем, что наличие профессиональных советов директоров с независимыми членами, принимающих в срок правильные решения, позволит нам добиться увеличения стоимости наших активов и `Базового Элемента` в целом.

Когда вы планируете завершить реструктуризацию `Базового Элемента` и кто возглавит основные направления?

- Реструктуризацию мы начали в феврале и планируем полностью завершить к июню будущего года. Но для нас серьезной вехой станет момент, когда мы пригласим последнего генерального директора одного из наших направлений, а именно энергетического. Руководители секторов - ключевые люди, которые и будут двигать корабль дальше. За полгода мы проделали огромную работу, и в компании появилось много новых профессионалов высокого класса. То, что проделано, уже значительно увеличило управляемость бизнесами. Я не могу сказать, что они управлялись плохо, поскольку, как мне кажется, плохо управляемый бизнес не дает результатов. Они управлялись хорошо. Но всегда есть к чему стремиться.

Именно поэтому вот уже несколько лет мы стремимся получить выгоду от лучшего иностранного опыта. В структурах `Базового Элемента` работает очень много иностранных специалистов. Объясняется это тем, что есть области, которые в нашей стране не были развиты так хорошо, как на западе, в частности, потому что к стадии капитализма мы пришли намного позже. С другой стороны, существуют решения, которые уже давно найдены другими людьми, и задача заключается в том, чтобы найти лучший опыт. Сейчас есть три руководителя наших секторов. Один из них из России, двое других - иностранцы. Первый - это генеральный директор компании `Русские машины`, руководитель машиностроительного сектора Петр Золотарев, есть руководитель в ресурсном секторе - это Дениэл Мейджер, финансовый сектор возглавил Вильям Поллард.

Пока ведется активный поиск руководителя энергетического сектора. Это будет западный человек с большим опытом в этой индустрии. Для нас принципиально важно, чтобы руководитель любого сектора был профессионалом высокого класса. В секторе недвижимости есть управляющий директор, но здесь мы находимся в первичной фазе формирования организационно-правовых структур.

Внутри самих бизнесов кадровых изменений на высшем уровне не предвидится. Также не планируется сокращение численности персонала.

Был ли сформирован совет директоров фонда и кто в него вошел?

- Пока что есть только наблюдательный совет и менеджмент фонда. Новый совет директоров - это еще один орган, который мы должны сформировать. Планируется, что совет директоров фонда может быть сформирован в январе, а советы директоров секторов - до конца года. Для совета директоров самого фонда мы берем некоторый разбег еще и потому, что категорическая цель - привлечь самых лучших независимых профессионалов, которых возможно. Мы очень подробно обсудили критерий независимости членов советов директоров фонда, секторов и бизнесов, и мы не хотим, чтобы вся наша идея была дискредитирована тем, что наш независимый директор на самом деле не является независимым. Помимо этого мы знаем, что лучшие профессионалы попадают в лучшие компании. Но на нынешней стадии реструктуризации мы пока не готовы предложить этим людям ту среду, в которой они смогут свой профессионализм полностью реализовать. Поэтому формирование непосредственно совета директоров `Базового Элемента` несколько отложено.

В какую сумму вы оцениваете объем активов фонда `Базовый Элемент` и каким вы ожидаете повышение их стоимости вследствие реструктуризации?

- Сейчас общая выручка наших активов составляет около $10 млрд. Соответственно, можно рассчитать их стоимость. Но надо понимать, что истинную оценку показывает рынок. Конечно, оценочные показатели стоимости активов у нас есть, но я пока не считаю необходимым их озвучивать. По поводу того, как именно вырастут эти активы в результате нашей реструктуризации, спекулировать было бы неправильно. Но материальная выгода от реструктуризации ожидается значительная.

Рассматриваете ли вы в качестве стратегии развития бизнесов IPO или продажу стратегическому инвестору?

- Стратегии развития каждого бизнеса будут формироваться и контролироваться на уровне сектора с тем, чтобы обеспечить их взаимодополнение. Одним из возможных сценариев может быть стратегия выхода, иными словами IPO или продажа части бизнеса стратегическому инвестору, либо привлечение партнера на уровне сектора. Какие-то из наших бизнесов уже очень близко подошли к IPO. Качество процедур в них и качество их менеджмента, по мнению квалифицированных уполномоченных организаций, практически соответствует требованиям бирж.

К примеру, `Русский алюминий` достаточно часто говорит о том, что IPO - это возможное развитие событий. И они по качеству своему к нему готовы. В этой компании корпоративное управление находится на международном уровне. Но это вопрос о необходимости реализовать тот или иной шаг. Для нас IPO и готовность к нему - это показатель нашего собственного соответствия ожиданиям нашего потенциального партнера. Я имею в виду инвестора. Это не самоцель, но как один из вариантов развития событий IPO тоже возможно. Вместе с тем, если говорить о `РусАле`, то он развивается и собственных резервов ему хватает, чтобы реализовывать свою стратегию, а дальше посмотрим.

Приведет ли реструктуризация `Базового Элемента` к повышению открытости его бизнеса? Например, тот же `Русский алюминий` не публикует финансовую отчетность по международным стандартам, которая была бы очень интересна журналистам и многим аналитикам.

- Любая частная компания имеет право принимать решение - открываться или нет. Это касается и `РусАла`. Тем аудиториям, которым необходима эта информация для их взаимодействия, она доступна. Под этими аудиториями мы понимаем финансовые институты и соответствующие государственные органы, которые получают доступ к этой информации на условии договора о конфиденциальности. Раскрывать эти данные для широких масс мы пока считаем преждевременным. Это применимо ко всем нашим бизнесам, за исключением тех активов, которые уже являются публичными компаниями.

Вы упомянули, что часть активов нынешнего `Базового Элемента` передается в `Русско-азиатскую инвестиционную компанию`. Какие это активы и какое отношения эта компания имеет к `БазЭлу`?

- Среди эти активов, которые мы для себя считаем `бутиковыми` бизнесами, можно назвать `Авиалинии Кубани`, сельскохозяйственные и медиа-активы. Инвестиционная компания не имеет прямого отношения к `Базовому Элементу`. Она является скорее дружественной структурой. Возглавляет ее Андрей Загорский.

`Базовый Элемент` высказывал интерес к получению контроля над `Силовыми машинами` и даже подавал соответствующую заявку в Федеральную антимонопольную службу. Но не так давно было объявлено о планируемой сделке между РАО `ЕЭС России` и `Интерросом`, в результате которой контроль над компанией перейдет к РАО. Насколько эти события повлияют на формирование машиностроительного подразделения `БазЭла`?

- Мы не скрываем, что у нас по-прежнему есть интерес к `Силовым машинам`. Мы считаем, что могли бы много полезного сделать и правильно управлять этим бизнесом. Да, ситуация изменилась, но мы по-прежнему декларируем свою готовность в нем поучаствовать. Если жизнь и ситуация позволят нам найти оптимальный вариант того, как мы могли бы в нем поучаствовать, в `БазЭле` к этому готовы.

Но наш машиностроительный бизнес в том состоянии, в котором он есть сейчас, с учетом автомобилестроения, не кажется нам маленьким. Выручка `РусПромАвто` составляет около $3 млрд. Исходя из этой суммы можно посчитать, какую долю в секторе могли бы занять `Силовые машины`. `Авиакор` - тоже большое предприятие. `Абаканвагонмаш` - поменьше, но единственный в России производитель железнодорожных контейнеров. У нас есть все основания гордиться своим машиностроительным бизнесом.

Нефтяной бизнес для `Базового Элемента`, как и недвижимость, является новым. Насколько он успешен и как вы планируете развивать его дальше?

- Да, пока для нас это совсем новый бизнес. В него входят Афипский нефтеперерабатывающий завод и сеть заправочных станций в Краснодарском крае. Уже за первый год нам удалось в два раза увеличить объем переработки на НПЗ. Мы провели большую работу по снижению себестоимости.

Заводу, естественно, необходим собственный источник сырья, но собственной добычи нефти у нас нет, хотя есть группа которая ведет разведку. Поэтому мы намерены участвовать в конкурсах на месторождения. Небольшие, так как сам завод по промышленным меркам небольшой и для него нужно немного нефти. Возможных вариантов много, поскольку тендеры и конкурсы на месторождения проходят очень часто. Но наша задача получить именно тот актив, который правильно встраивается в систему.

Ведь для нас большую роль играет рациональная доставка нефти к заводу. Мы с этим работаем и анализируем все ситуации, которые возникают на рынке.

В августе `Базовый Элемент` заявил о приобретении контроля над строительной компанией `Главмосстрой`. После этого в прессе появилась неофициальная информация о том, что в рамках сделки `БазЭл` приобрел еще ряд строительных компаний. Ожидаются ли новые приобретения в этом секторе? И как бы вы прокомментировали недружелюбную реакцию ряда московских девелоперов на появление `Базового Элемента` на московском рынке недвижимости?

- Любой инвестиционный фонд не только приобретает какой-то бизнес, не только меняет менеджмент и улучшает его текущее состояние, но и создает стратегию успеха для этого бизнеса. И если возникают возможности или необходимость приобретения активов для этого бизнеса, то он, естественно, это делает. Но, чтобы эту возможность не упустить, нужно очень хорошо мониторить рынок. Да, мы будем продолжать приобретать активы, как те, которых в нашей сегодняшней цепочке недостает, так и те, которые могут ее несколько удлинить.

Если говорить о `Главмосстрое`, то количество юридических лиц в подобной сделке очень длинное. Это характерно для любого бизнеса. Поскольку есть и торговые дома, и производственные предприятия и те, кто непосредственно строит. Сказать, что компания контролирует `Главмосстрой` - не означает, что речь идет лишь об одном юридическом лице.

Если же кто-то не рад приходу на рынок `Базового Элемента`, то надо напомнить, что мы действительно, приходя в любой бизнес, усиливаем конкуренцию. Мы считаем себя носителем знания по управлению компаниями. Каждый раз, входя в какой-то бизнес, мы приносим туда наш опыт и за счет него мы повышаем стоимость этого бизнеса. А новый опыт - это усиление конкуренции. Я не считаю, что в этом есть что-то плохое.

Возвращаясь к вопросу о реструктуризации `Базового Элемента` мне бы хотелось спросить о возможных рисках ее проведения, юридических или каких-то других?

- Юридических сложностей не существует. Разрешения регулирующих органов на создание компаний, которые мы условно называем секторами, будут получены в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными законодательством. Единственная сложность проведения реструктуризации - найти правильных людей, помочь им встроиться в структуру. Обеспечить такие условия, при которых мы можем получить от них максимальную отдачу. Наверное, в этом наша основная проблема. Мы большая структура, и как любое большое тело мы обладаем значительной инерцией, но я считаю, что справиться с нашими проблемами - в наших силах, и пенять на что-то мы не можем.

31 октября 2005 года
1991-2005 Interfax

Док. 240075
Опублик.: 31.10.05
Число обращений: 2156

  • Молдажанова Гульжан Талаповна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``