В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виталий Подшивалов: Серьезное ПО для торговли есть не только на Западе Назад
Виталий Подшивалов: Серьезное ПО для торговли есть не только на Западе
Выбор систем автоматизации для торговли на российском рынке сегодня достаточно велик. Это и специальные системы для управления товародвижением, и кассовый `софт`, и складские программы. Вместе с российским ПО активно рекламируются западные решения для управления торговым предприятием и холдингом. Между тем, по мнению Виталия Подшивалова, директора компании `Сервис Плюс`, реальная конкуренция с западными продуктами у российских разработчиков ПО для торговли начнется только через пять лет, вместе с реальной конкуренцией в самой торговле.


CNews.ru: Что для вас означают слова `развитие торговли в России`? Куда движется этот рынок?

Виталий Подшивалов: Помимо того, что он просто растет количественно, он изменяется и качественно: приходят новые торговые форматы, оттачиваются технологии внутри уже имеющихся. Так, сегодня уже никто не назовет супермаркетом магазин самообслуживания площадью 50 кв. м. В то же время, настоящие супер- и гипермаркеты приобретают все больше характерных для них черт. Но в целом, я считаю, российская торговля все еще развивается в условиях низкой конкуренции, Исключение составляют лишь некоторые крупные города, где розничные сети `заметили` друг друга.



CNews.ru: Сегодня в Москве только продуктовых торговых сетей больше 30 - верно ли в таком случае говорить, что конкуренция у нас только начинается?

Виталий Подшивалов: Все познается в сравнении. В Европе обеспеченность населения торговыми точками такова, что количество магазинов скоро приблизится к количеству покупателей. А теперь вспомните, сколько остановок на автобусе вам приходится ехать до магазина, который вам нравится и подходит по ассортименту и ценам, - даже в Москве. В провинции, особенно в маленьких городах, - в силу как объективных, так и субъективных причин - часто складывается ситуация практически монополистическая.

CNews.ru: Каковы ближайшие перспективы отечественной торговли и в связи с этим - задачи тех, кто ее автоматизирует?

Виталий Подшивалов: Дальнейшее развитие этого рынка будет весьма интенсивным - продолжится рост и расширение географии торговых сетей. По мере насыщения рынка торговыми предприятиями существенно больше внимания будет уделяться маркетинговой работе и акциям по привлечению и удержанию покупателей, что невозможно без работы с современным сложным электронным торговым оборудованием. Это ставит задачи разработчикам и системным интеграторам - оборудование, поставляемое в торговлю, должно быть функциональным, надежным, простым в обращении и весьма быстродействующим. Те же требования можно отнести и к ПО. Но главное - это появление стандартов предприятий, когда покупка еще одной торговой точки уже не служит поводом для пересмотра концепции автоматизации.


CNews.ru: Вслед за иностранными сетями и современными торговыми технологиями в Россию приходят и иностранные программные продукты. Сможет ли им составить конкуренцию отечественное торговое ПО?

Виталий Подшивалов: Конкуренции западного и российского ПО, на мой взгляд, реально еще лет пять не будет. Дело в том, что западные пакеты для розницы рассчитаны на другой стиль ведения бизнеса и другой уровень дисциплины и ответственности. Несколько лет назад мы занимались локализацией немецкого программного пакета для розницы. В этом весьма продвинутом продукте отсутствовала возможность оформления расходных накладных - их можно было сделать только при возврате товаров поставщику. Создатели системы (как и ее европейские пользователи) считали, что ПО для автоматизации розницы должно иметь все функции именно для розницы. У нас же магазин считает своим долгом не только обслуживать покупателей через кассу, но и выписать товар по безналу или оптом. Торговая сеть, помимо розничных продаж, имеет `кусочек` cash&carry, а часто - и опта. В большой мере это обусловлено `российской спецификой`, т.е. низкой конкуренцией и высокой рентабельностью бизнеса.

Давайте попробуем взглянуть на проблему с чисто финансовой точки зрения. Рентабельность продаж и доходность на вложенные средства в нашей розничной торговле кратно выше, чем, например, в Германии. Эта сверхдоходность и позволяет иметь `размытые` форматы и получать прибыль даже в случае непрофильной деятельности. При высокой конкуренции у каждого предприятия остается только тот формат, которым оно умеет управлять лучше всего. Именно поэтому, на Западе редки случаи управления предприятиями разного формата. Если они сходятся к одному владельцу или управляющей компании, то только на финансовом уровне. А у нас я уже несколько раз слышал об особом направлении в ИТ-автоматизации `разноформатных` сетей.

Именно это, а не мифические сложности российского учета дает отсрочку на массовое использование западного ПО. Я не согласен с мнением, что российский учет настолько сложен, что западные продукты не смогут в России работать. Так может говорить только тот, кто не видел налоговых систем других стран. Например, в Бразилии вообще невозможно сосчитать налоги в формально требуемые сроки. Их банки дают специальный налоговый кредит в конце каждого отчетного периода, чтобы избежать штрафов.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы применения для сетевой розницы управленческих систем класса ERP и специальных торговых систем, подобных системе `Супермаг-2000`, разработанной вашей компанией?

Виталий Подшивалов: У ERP и торговых систем разное предназначение. В отличие от торговых, ERP-системы рассчитаны на сложную обработку относительно небольшого количества данных: их место там, где консолидируется информация от различных бизнес-процессов. Торговая же программа может быть состыкована с ERP-системой (так же, как с бухгалтерским пакетом) и снабжать ее неким набором предварительно обработанных, агрегированных данных. В определенном смысле торговую систему можно интерпретировать как программу, управляющую торговым процессом, которая поставляет данные в другие части комплекса - в бухгалтерскую систему (для отчета перед государством), в ERP (для принятия решений менеджерами или владельцами) и т.п.

Кроме того, торговая система должна обладать рядом специальных свойств - иметь интерфейсы для работы со всеми видами стандартного торгового ИТ-оборудования и позволять проводить быстрые настройки и адаптации ПО и `железа`. Последнее качество для торговых предприятий весьма актуально - оно требует, чтобы система была именно `параметризуемая`, а не представляла собой программируемый `конструктор`, наподобие программ 1С.

Именно на возможность быстрой настройки и адаптации системы автоматизации я бы обратил внимание торгового предприятия в первую очередь. Сегодня на рынке ПО существует два класса систем для торговли: настраиваемые и системы-конструкторы. Многие операторы думают, что их технология уникальна. Чтобы автоматизировать ее, необходимо разработать программу с помощью системы-конструктора или подобрать набор параметров в готовой системе. Что окажется лучше - выбирать заказчику, но следует отметить, что срок внедрения у систем-конструкторов может быть на порядок больше, чем у настраиваемых. Система-конструктор не является готовым решением. Это - инструмент для его создания. Если проводить аналогию с покупкой мебели, то система-конструктор - это не готовый шкаф, и даже не набор для его сборки из ИКЕА. Скорее всего, это напоминает стопку древесины и набор столярного инструмента. Поэтому для изготовления шкафа вам обязательно понадобится специалист-столяр, а в случае систем-конструкторов это должен быть классный программист.

CNews.ru: Используются ли западные технологии управления розницей в отечественном ПО для торговли или системы базируются исключительно на российских разработках?

Виталий Подшивалов: В рамках международных проектов мы занимаемся локализацией западного ПО для торговли более 5-ти лет, как front-, так и back-office-программ. Разумеется, при создании продукта для российской торговли мы постарались учесть весь арсенал знаний в этой области и самые современные требования сетевой розницы. Это - автоматизированный заказ, широкие возможности работы с ценами, скидками, развитые аналитические функции для работы с поставщиками и большим ассортиментом, маркетинговые акции, программы лояльности, жесткие сценарии поведения персонала. Технология работы с распределительным центром, используемая в `Супермаг-2000` и сравнительно недавно начавшая применяться в России, на Западе уже давно является стандартом сетевой торговли.

В системной части мы также следуем западным стандартам - наша система изначально проектировалась как продукт для автоматизации сетевой торговли. Это - гибкая и масштабируемая система, она использует промышленную СУБД с распределенной архитектурой хранения данных, большинство параметров системы настраиваются под конкретный бизнес-процесс. В рамках системы работает аналитический модуль на базе OLAP. Он позволяет аналитикам и менеджерам `проникнуть в суть` накопленных данных за счет быстрого доступа к широкому спектру представлений и срезов информации. Эти и другие функции преследуют одну цель - сделать наш продукт эффективным инструментом оперативного менеджмента в торговле.

CNews.ru: Ваше ПО работает только на продовольственном рынке?

Виталий Подшивалов: Нет, наш сектор охвата рынка сегодня существенно шире. В настоящий момент в наших решениях нашла свое отражение практика управления товародвижением в различных отраслях торговли и во многих ее форматах. Хотя, исторически первый вариант системы действительно создавался для торговли продуктами, но дальнейшее ее развитие шло по пути создания решений для непродуктовой розницы, сетей супер- и гипермаркетов, бутиков и пр.

Среди наших заказчиков продовольственные магазины и сети составляют около 70%, однако причина этого кроется не в функционале системы, а в реалиях рынка - автоматизация этому сектору торговли нужна больше, чем каким-либо другим, ведь именно здесь необходима оперативность обслуживания большого числа покупателей, быстрая обработка огромного количества информации и возможности гибкого управления ценами, скидками и т.п.

CNews.ru: Какой из сегментов является для вас приоритетным - сети или одиночные магазины?

Виталий Подшивалов: Если говорить о масштабе нашего целевого заказчика, то это средние и крупные торговые предприятия и сети магазинов. Стоимость нашего комплексного решения, включающего оборудование, ПО и услуги, составляет в среднем $30-60 тыс., хотя есть примеры и менее затратных проектов. Исходя из процента затрат на ИТ у современного торгового предприятия, мы считаем, что наше решение может заинтересовать компанию с оборотом от $200 тыс. в год.

Понятно, что в магазине с одной кассой наш продукт вряд ли будет востребован. Самый массовый и типичный наш заказчик - сеть магазинов по 6-8 касс в каждом. Полнофункциональное внедрение `Супермаг-2000` в гипермаркетах `Монетка-Супер` (Екатеринбург), в приморской сети `ВЛ-Продукт`, в Казанском ЦУМе и др. показало, что мы можем масштабировать наши решения, внедрять их на предприятиях крупного и среднего масштаба и самого разного профиля торговли. Например, недавний наш проект - бутики, где интенсивность продаж невелика, но руководство планирует развивать сеть подобных магазинов по всей России, - в этом случае наше решение оптимально.

CNews.ru: Сегодня много говорят о проблемах с каналами связи при автоматизации розничных сетей в регионах? Насколько велики реальные риски простоев в данном случае?

Виталий Подшивалов: Для наших решений вид применяемой связи не имеет принципиального значения. Информация от торговых точек в центральный офис передается небольшими пакетами первоначально обработанных данных, которые, попадая в систему, автоматически `встраиваются` в нужное место базы данных. Не имеет значения, каким образом они туда попадают - по скоростному каналу, электронной почте или с дискеты, все зависит от потребностей заказчика в частоте обновления. Для продовольственных магазинов такой обмен данными нужен ежедневно и даже - по несколько раз в день. Но у нас есть заказчик (обувная сеть в Москве), где до сих пор сведения из магазинов собираются на дискете один раз в неделю. Для торговых точек, расположенных в разных городах или имеющих необходимость более частой передачи информации, вполне достаточно электронной почты. Другой наш заказчик имеет отдельные прилавки по продаже парфюмерии и косметики в 50 супермаркетах и универмагах, и все эти маленькие торговые точки, тем не менее, ежедневно передают информацию в центральный офис. Для таких и подобных случаев мы предлагаем очень экономичное и устойчиво работающее решение, а в случае больших сетей из маленьких магазинов наше решение - просто вне конкуренции.

CNews.ru: Каким образом происходит внедрение ПО систем автоматизации в торговле?

Виталий Подшивалов: Желания заказчика системы автоматизации из российской розницы можно выразить тремя основными требованиями: сжатые сроки, низкие затраты, минимальные риски. Для торговых предприятий с интенсивным товарооборотом самым критичным фактором является время внедрения системы. Большим плюсом для наших заказчиков является то, что наша система является `параметризуемой` - в ней уже заложено более 300 параметров настройки. Кроме того, мы разработали технологию быстрого внедрения (наше ноу-хау), которая позволяет создать локальную сеть, инсталлировать систему со всеми настройками и обучить персонал работе с ней за 1-3 недели, а для крупных сетей - за 2-3 месяца.

Разумеется, сам процесс внедрения системы в магазине или розничной сети - это только верхняя часть айсберга. Ему предшествуют техническое интервью, предпроектное исследование, согласование схем документооборота и т.п. Все эти этапы регламентируются, документируются и входят в план проекта. Системный подход к внедрению очень важен для компании, которая ведет постоянную и интенсивную работу в регионах - ведь для внедрения в других городах выезжает команда специалистов, которая должна за короткое время запустить систему практически с нуля и оставить после себя работающий супермаркет, универсам, распределительный центр.

Результатом `системной` технологии внедрения является также поэтапное освоение возможностей системы. Часто торговое предприятие приобретает для себя вначале минимальный набор функциональных модулей. Бывает, что это обусловлено просто нехваткой средств. Освоив `минимальный набор`, наладив учет и увидев эффект от применения системы, заказчик докупает и другие модули. В данном случае это разумно, т.к. уже имеется навык работы с системой, видны перспективы развития бизнеса, в том числе и с помощью автоматизации. Мы часто идем навстречу такому экономному, и в то же время грамотному подходу заказчика к автоматизации, и тогда результатом предпроектного обследования становится минимально необходимая для автоматизации магазина конфигурация системы. За два года, прошедших после выхода на рынок `Супермаг-2000`, мы автоматизировали 100 с лишним независимых магазинов и розничных сетей в 40 городах России, что подтверждает эффективность как выбранной нами технологии внедрения, так и идеологии самой системы.


CNews.ru: Повлияла ли такая широкая география проектов на бизнес компании?

Виталий Подшивалов: Разумеется. Во-первых, еще раз подтвердилась необходимость в развитии технологии быстрого внедрения. Во-вторых, работая в регионах, мы столкнулись со спецификой, которая подчас требовала от нас `региональной локализации` системы. Например, в Татарстане имеется свой порядок торговли алкоголем - там нужны дополнительные отчеты, установленные местным законодательством. В Кирове, где мы автоматизировали сеть магазинов, существует законодательно установленная фиксированная наценка для ряда товаров из потребительской корзины - эту функцию также пришлось вводить в систему. Кроме того, мы стали активно задействовать региональных партнеров - не только для поставок торгового IT-оборудования и его сервиса, но и для обучения персонала, консультирования. Фактически речь идет о создании новой сети партнеров, способных внедрять ПО и поддерживать заказчиков.

CNews.ru: Есть ли у компании планы по выходу на рынки других стран со своим ПО?

Виталий Подшивалов: Последняя версия системы `Супермаг-2000` локализована под требования законодательства нескольких стран СНГ. Мы только недавно вышли за границы России: у нас реализовано 2 проекта в Армении, идет внедрение в белорусской сети супермаркетов `Седьмой Континент`, открыто представительство на Украине, которое занимается продвижением нашего ПО.

CNews.ru: Спасибо.


CNews.ru

Док. 240001
Перв. публик.: 28.10.05
Последн. ред.: 14.10.09
Число обращений: 163

  • Подшивалов Виталий Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``