В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
префект ЦАО Сергей БАЙДАКОВ: Надо учитывать интересы населения Назад
префект ЦАО Сергей БАЙДАКОВ: Надо учитывать интересы населения
Накануне Нового года в нам в редакцию приезжал префект ЦАО Сергей БАЙДАКОВ. Повод был серьезный - районной газете исполнилось 15 лет. Но визит префекта был не только торжественным - мы договорились с Сергеем Львовичем об интервью, но в тот день из-за недостатка времени завершить его не смогли. И вот недавно такая встреча состоялась. Предлагаем вниманию читателей ответы С.Л. Байдакова на вопросы нашего корреспондента.

- Какие основные задачи вы планировали решить, вступая в должность префекта? Какие из них удалось решить, какие - не удалось?

- Главную задачу я определил для себя таким образом: обеспечить баланс социальных и экономических интересов округа. Понятно, что развитие центра столицы неизбежно, но при этом здесь нужно создать комфортные условия для проживания москвичей. Надо учитывать интересы населения, и это я считаю основным в работе исполнительной власти. В то же время, как префект, я должен обеспечить условия экономического развития округа для реализации социальных программ. Конечно, я осознаю меру своей ответственности и за сохранение исторического наследия, и культуры города. Можно привести много примеров по округу, когда мы принимаем компромиссные решения, и жители с пониманием к этому относятся.

Вместе с тем считаю, что мы неудовлетворительно, заорганизованно работаем с населением. Некоторые вопросы сводим к противостоянию власти и жителей, которые на самом деле должны быть нашими помощниками и единомышленниками. Решать проблемы населения необходимо с максимальной оперативностью. Я регулярно провожу совещания с работниками управ районов по поводу различных конфликтных ситуаций, и решаем мы их сегодня преимущественно в пользу москвичей. Вплоть до отмены ранее принятых решений. Это касается в первую очередь вопросов строительства в центре. Хотя бывают ситуации, когда некоторые люди или группы лиц подогревают конфликты, но мы и с этим спокойно разбираемся. Хочу заметить, что мы порой не уделяли проблемам москвичей того внимания, какое они требуют, но эту ситуацию мы переломим, потому что работа с населением - это для нас главное.

Но для этого необходимо, чтобы те люди, которые работают в команде вместе со мной, в большей степени стали реформаторами. Бывает, что стабильная и хорошо отлаженная система работы чиновников отторгает реформы, но я рассчитываю на поддержку коллег. Надеюсь, что 2005 год для префектуры ЦАО будет переломным.

- В последнее время депутаты Мосгордумы, правительство Москвы активно обсуждают вопрос о разделении властных полномочий между округами и районами города. Как, на ваш взгляд, должна быть выстроена эта схема?

- Я твердо убежден, что максимальное количество полномочий надо передавать в районы. Округ должен решать вопросы отраслевого характера, представлять интересы города на территории, координировать работу на местах. Другое дело, что процесс передачи полномочий не должен носить революционный характер, а идти эволюционно. Считаю, что районы сегодня вполне могут в большей мере решать многие вопросы, в том числе и в области инвестиционной политики. Причем речь идет не просто о передаче какой-то бумажной работы, а об ответственности за принятие решений по развитию района.

- Издержки приватизации 90-х годов привели к исчезновению доступных продовольственных магазинов. Сегодня все предприятия торговли - частные. Понятно, что магазин должен приносить прибыль, иначе он не сможет работать. Как заинтересовать предпринимателей, чтобы они открывали социальные магазины?

- Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы мы отработали комплекс экономических, правовых и организационных мер, чтобы правительство города установило определенные преференции для социальных магазинов. Это прежде всего снижение арендной ставки. Аккредитованный социальный магазин имеет 50-процентную льготу на аренду. Сегодня он имеет потребительскую корзину из 37 наименований товаров первой необходимости: хлеб, молоко, овощи, мясо, рыба и т.д. Уровень цен на эту корзину на 10-15 процентов ниже средних по Москве. А дополнительно инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют на них 10-процентную скидку. Кроме того, заключаем договора социального партнерства, где в качестве основных критериев выступают не только ограничения по ценам, но и оказание конкретной помощи тем жителям округа, которые в этом нуждаются.

Чтобы подобрать помещения для социальных магазинов, мы сотрудничаем с Департаментом имущества, работаем с арендаторами, которые по различным причинам не в состоянии продлевать договорные отношения с городом. Или, например, выкупаем у владельцев нежилые площади и возвращаем их в городскую собственность, расселяем коммунальные квартиры, расположенные на первых этажах зданий. Даем возможность магазинам развернуть дополнительно лотки и павильоны, чтобы дать им возможность окупить торговлю дешевыми продуктами. Уже несколько собственников открыли на своих площадях социальные магазины. Работаем по этому вопросу и с сетевиками.

- Серьезная проблема для Центра - ликвидация ветхого и аварийного жилья, которая подразумевает отселение с последующим сносом или реконструкцией. Принятые депутатами городской Думы и правительством Москвы нормативные документы, регламентирующие порядок отселения, не дают четких гарантий получения нового жилья в том же районе или хотя бы в пределах Центрального округа при отселении из аварийного дома. А многие жители ЦАО не хотят уезжать на окраину. Как решить эту проблему?

- Прежде всего, замечу, что никакой программы по `выдавливанию` жителей из центра не существует. Численность населения в округе стабилизировалась на привычном уровне: около 600 тысяч человек. К 2006 году, возможно, произойдет даже рост - тысяч на 10. В 2004 году новые квартиры в центре получили в среднем около 65 процентов жителей. Но мы планируем в дальнейшем оставлять в округе 100 процентов переселенцев, естественно, если они того пожелают. В 2005 году - 80-85, в 2006-м - 100 процентов. Жилья с деревянными перекрытиями с износом 60 и более процентов в Центральном округе больше всего. Так что основная проблема в центре - ликвидация ветхого жилья. Но это не поголовный снос. Сначала проводится индивидуальное обследование каждого дома. Если он признается аварийным, то либо происходит отселение с последующим сносом, либо реконструкция с перепланировкой, заменой перекрытий и инженерного оборудования.

Но дома в Центре в основном построены не кварталами, а `точечно`. Поэтому невозможно везде организовать переселение жителей, чтобы они получали новое жилье в том же дворе или через дорогу от старого. Нужен стартовый дом, а лучше несколько, с которых и начнется `волна` переселения. И нам, чтобы расселить ветхие дома, нужно искать площадки под новостройки. Это сложная задача. Основные ограничения - градостроительная и экономическая ситуации: в округе нет свободных площадей для кварталов муниципального жилья. Но есть резерв. К примеру, в Таганском, Басманном районах, а также на Пресне, в Замоскворечье и Хамовниках имеется много пятиэтажек так называемых несносимых серий.

Условия жизни в них по сути такие же, как и в `хрущобах`. Наши архитекторы посчитали на примере двух кварталов, расположенных в Таганском районе: если снести их, то в новых домах, построенных на этом месте, можно получить 200 тысяч квадратных метров жилья. Можно две трети из них отдать жителям снесенных пятиэтажек, оставшуюся треть - под расселение обитателей той самой ветхой точечной застройки, разбросанной по всему центру.

При этом комплексно обновляется целый квартал, и у жителей появляется возможность получить отдельное благоустроенное жилье в пределах нескольких улиц. Это перспективное направление, которое значительно увеличит объемы возводимого в центре муниципального жилья. Такая схема позволит освободить десятки тысяч метров ветхого жилья, разбросанного по всему округу. Только строить такие дома надо за счет городского бюджета.

- Создание условий для парковки автотранспорта - еще одна приоритетная задача в ЦАО. Известно, что обеспеченность машиноместами в центре ниже среднего показателя по городу в 1,5 раза. Утверждена программа гаражного строительства, в соответствии с которой к 2007 году 60 процентов автовладельцев-жителей округа будут обеспечены машиноместами. За счет чего это предполагается сделать?

- Во-первых, ведем поиск дополнительных площадок, поквартально `отрабатывая` территорию по каждому микрорайону в поиске резервов. Одновременно пересматривая нормативы строительства гаражей, подбираем современные инженерно-технические решения. Нам необходимы муниципальные гаражи, чтобы они были по карману жителям. Финансирование программы будет осуществляться из нескольких источников: средств городского бюджета, предусмотренных для подготовки документации на конкурсные объекты и доходов от строительства гаражей-стоянок с последующей передачей их в аренду жителям округа; собственных средств организаций, выигравших конкурсы по подбору инвесторов, а также личных средств автовладельцев, участвующих в программе `Народный гараж`. Мы предлагаем и городскую долю в муниципальных гаражах продавать по рыночной цене и эти деньги также направлять на строительство. Экономическая модель такого рода дает возможность построить даже больше, чем запланировано к 2007 году, и, кроме того, что очень важно, снижать стоимость машиномест. По Генплану Москвы планировалось 70 процентов населения обеспечить машиноместами к 2020 году. Но мы хотим добиться этой цели уже к 2008 году, хотя пока гаражи имеют всего четвертая часть жителей ЦАО. В прошлом году введено 10 тысяч мест, в 2005 году построим еще 15 тысяч, в 2006-м - 25 тысяч, к 2007 году - еще 30 тысяч. Планируем размещать гаражи и паркинги в откосах железной дороги, использовать продление тоннелей, пристройку к глухим стенам домов механизированных многоэтажных `этажерок`.

- В каких пределах может быть цена машиноместа по программе `Народный гараж`?

- Не более полутора-двух тысяч долларов. Согласитесь, для владельца даже недорогой машины сумма вполне реальная. За счет чего получается так дешево? Дело в том, что на период строительства арендная плата за землю с автовладельцев не взимается, а затем она устанавливается льготная для всех категорий участников программы.

- Сергей Львович, мы впервые печатаем интервью с вами в нашей газете. Понятно, что существует окружная газета, но жители привыкли к своей, районной. Может быть, стоит попробовать встречаться с вами на страницах газеты почаще?

- А какие проблемы? Есть потребность - можно и чаще. И если у редакции или жителей будут ко мне вопросы, всегда готов на них ответить.

No12 (532) от 1 апреля 2005 г.
www.napresne.info

Док. 239888
Опублик.: 27.10.05
Число обращений: 685

  • Байдаков Сергей Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``