В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Жарихин: `Россия не хочет быть бензоколонкой Европы` Назад
Владимир Жарихин: `Россия не хочет быть бензоколонкой Европы`

Владимир Жарихин: `Россия не хочет быть бензоколонкой Европы`Премьер-министр России Михаил Фрадков заявил в среду, предваряя встречу Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества, что в ШОС сформирована и утверждена `дорожная карта`, которая содержит такие важные элементы как программу торгово-экономического сотрудничества и расширение состава участников. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в беседе с корреспондентом Страны.Ru Ангелиной Тимофеевой объяснил, что это означает для развития России и почему нам выгодно углублять сотрудничество на азиатском направлении.

- Владимир Леонидович, действительно ли так светлы перспективы ШОС?

- Понимаете, ШОС - это организация, которая формируется одновременно с реальным перемещением центра экономического развития в мире на Восток. Поэтому формирование такой организации является не искусственным, а естественным. Потребности в энергоресурсах будут возрастать, в первую очередь, на восточном направлении. Эти ресурсы есть у некоторых членов ШОС. Другое дело, что, безусловно, в этом движении к сотрудничеству есть проблемы, я бы сказал, экономического и политического характера. Экономические проблемы состоят в том, что у России и Казахстана более 90% потоков энергоресурсов до сих пор движутся в западном направлении. И для того, чтобы сменить это направление, нужны очень значительные капиталовложения. Для этого нужны и совместные проекты, совместные инвестиции. Политические проблемы заключаются в том, что в центре ШОС лежит Центральная Азия. Мы знаем о политической нестабильности в этом регионе. Возьмите Киргизию... Для реального сотрудничества в ШОС Центральная Азия - это путь взаимодействия между странами. Тем более, недопустимо сохранение этих очагов нестабильности.

- Считается, что важной составляющей ШОС должно быть и военно-политическое сотрудничество?

- Проблема сохранения стабильности в Центральной Азии сейчас является ключевой для стран-участниц ШОС. Я это слышу, общаясь и с представителями Китая, и с представителями Узбекистана. Для выполнения этих задач, безусловно, предполагается и сотрудничество между силовыми структурами этих стран.

- Как скоро ШОС может начать расширяться? Известно, что на сегодняшней встрече присутствуют в качестве наблюдателей представители Индии, Пакистана, Ирана и Монголии. Не считая Китая, который представлен исполнительным секретарем ШОС и бывшим послом КНР в России.

- Индия является таким же быстрорастущим и энергетически недостаточным государством, как и Китай. И проблема обеспечения растущей экономики энергоресурсами там такая же, как в Китае. Иран заинтересован в том, чтобы выйти из международной изоляции, в частности в рамках этого объединения, и повысить тем самым свою безопасность. Пакистан в нынешних условиях пытается диверсифицировать свой проамериканский внешнеполитический курс, сделать его более многовекторным. Исламабад почувствовал, что привязка к одним США не оправдывает себя. Это очень крупная держава, которая должна иметь, кроме всего прочего, собственную внешнюю политику, в том числе и по отношению к соседям. Нужно учитывать, что сейчас идет очень интенсивный процесс сближения между Индией и Пакистаном, которые долгое время находились в состоянии необъявленной войны. А что до Монголии, то она вполне может стать энерготранспортирующей страной, которая находится, кстати говоря, между Россией и Китаем. Так что Монголия может, кроме мяса и дубленок, находить другие ресурсы для роста своей экономики.

- Иными словами, можно сказать, что негативное отношение у США и Западной Европы к ШОС - это не выдумка и не преувеличение журналистов?

- Конечно, Европа и США не заинтересованы в перенаправлении энергетических потоков России и Казахстана на Восток. Безусловно, те страны, которые заинтересованы в сохранении этого положения, должны противиться экономическому взаимодействию между странами ШОС, в том числе и создавая очаги нестабильности в Центральной Азии. С моей точки зрения, в российских деловых кругах сейчас нарастает разочарование по отношению к позиции Европы. Она явно стремится сохранить Россию для себя в виде внешнего поставщика энергоресурсов. Не более того. И когда, например, Блэр сказал по поводу Североевропейского газопровода, что это взаимовыгодно: мы вам деньги, а вы нам газ, - это не совсем так. Потребность в энергоресурсах всегда превышает наличие. Газ - не мобильные телефоны, им нельзя `затовариться`. Поэтому денег нам, вообще-то говоря, недостаточно. А обещанного потока технологий из Европы явно нет. Более того, после расширения Евросоюза стало понятно, что перенос технологий пойдет не в Россию, а в Восточную Европу. А Россия обречена на роль бензоколонки Европы, но ее это не устраивает. Она не хочет ей быть. При всей нашей любви к европейской культуре, экономические интересы России будут поворачиваться к центрам ускоренного экономического развития. А это Китай, Индия.


26.10.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 239866
Опублик.: 27.10.05
Число обращений: 770

  • Жарихин Владимир Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``