В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Батанов: `Пенсионная реформа сегодня - крупнейший социальный проект` Назад
Геннадий Батанов: `Пенсионная реформа сегодня - крупнейший социальный проект`
- Геннадий Николаевич, как вы оцениваете работу Пенсионного фонда на сегодняшний день?
- 2005 год богат на события. Он знаменателен для Пенсионного фонда России прежде всего тем, что в декабре исполняется 15 лет со дня его образования. В июне прошла Международная конференция по информационным и коммуникационным технологиям в области социального обеспечения (МАСО), которую подготовил и провел Пенсионный фонд России. Август отмечен десятилетним юбилеем со дня внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета.
Должен заметить, что создание 15 лет назад ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
Сегодня ПФР - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Пенсионный фонд был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому ПФР изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день. И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями за застрахованных лиц. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
Говоря о современной российской пенсионной системе, нельзя не отметить крупнейший на сегодня социальный проект - пенсионную реформу, начавшуюся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства. Осуществляя реформу, Пенсионный фонд выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны.
Следует отметить, что Пенсионный фонд России осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одним из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Во всех краях, областях созданы Отделения ПФР, которые реализуют государственную политику в области пенсионного обеспечения.
Региональные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, со средствами массовой информации, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, `горячие линии`, общественные пункты сбора вопросов населения.

- В этом году Пенсионный фонд дважды проводил индексацию пенсий. Насколько это улучшило материальное положение россиян?
- Августовскую индексацию можно справедливо назвать большой - она коснулась практически всех групп пенсионеров, а также тех, кто еще только собирается на пенсию. Сразу три постановления правительства регламентировали повышение размеров пенсий.
Размер базовой и страховой частей трудовой пенсии повысился на 6 процентов. Также дополнительно увеличена страховая часть трудовой пенсии на 4,8 процента. Таким образом, страховая часть возросла на 11,1 процента (потому что коэффициенты 1,048 и 1,06 умножаются).
С 1 августа 2005 г. повысился средний размер пенсии вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны.
Как видите, масштаб повышения действительно большой. В его результате повысился уровень обеспечения 38,2 млн. пенсионеров. А суммарные затраты на реализацию настоящего постановления составят 42,29 млрд. рублей до конца года.
Характеризуя августовское повышение, я должен подчеркнуть, что оно коснулось и тех, кто еще только собирается на пенсию. Правительство приняло решение и об индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц. Их пенсионный капитал, определенный на начало 2004 года, возрастет на 11,4 процента.

- Геннадий Николаевич, какие еще меры помимо регулярного проведения индексации пенсий предпринимает Пенсионный фонд России для поддержания нынешних пенсионеров, улучшения их уровня жизни?
- Мы пятый год финансируем социальные программы, направленные на повышение уровня жизни пенсионеров. В среднем мы тратим на эти цели до 10 миллиардов рублей в год. Сюда входит обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, адресная помощь, ремонт, закупка оборудования для домов-интернатов и домов престарелых.
На проведение празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Пенсионным фондом России был направлен в региональные отделения ПФР 1,1 миллиарда рублей. Они были использованы в регионах на организацию поездок ветеранов к местам боевой славы, на встречи с однополчанами, оказание единовременной материальной помощи ветеранам войны, приобретение для них предметов первой необходимости, подписку на столь популярную среди людей старшего поколения газету `Достоинство`.

- Геннадий Николаевич, вернемся к теме юбилея службы персонифицированного учета. Учитывая ее огромную роль в пенсионной системе, прошу Вас подробнее рассказать о службе, благодаря стараниям которой россияне получают информацию о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов.
- Десять лет назад вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР была внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.
В 1995 году Пенсионный фонд предложил Правительству РФ Концепцию организации индивидуального учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, и в 1996 году был принят Федеральный закон No27-ФЗ `Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования`, а в дальнейшем ряд других нормативных актов, которые закрепили законодательную и нормативную базу по персонифицированному учету.

- Напомните, пожалуйста, об особенностях системы индивидуального учета страховых взносов граждан.
- В соответствии с законом в Пенсионном фонде на каждого работающего открывается персональный (индивидуальный) лицевой счёт для учёта перечисляемых предприятием, организацией страховых пенсионных взносов. В отличие от прежней практики теперь работодатель делает отчисления поимённо на счёт каждого работника в зависимости от его заработка и установленного государством размера отчислений.
Личный счёт - это возможность проконтролировать перечисленные работодателем-страхователем средства на счет гражданина.

Персонифицированный учет страховых взносов ПФР позволил обеспечить социальную справедливость, упростить систему назначения и перерасчета пенсий, исключить зависимость будущего пенсионера от сохранности архивов, наличия документов после ликвидации или реорганизации работодателя. Учет ведется на каждое застрахованное лицо в течение всего его страхового стажа, начиная с первого дня работы. Он предполагает регистрацию всех граждан, начинающих свою трудовую деятельность; своевременное представление сведений о месте работы, заработной плате, профессиональных и других льготах; учет страховых взносов, уплачиваемых за данное страховое лицо; назначение пенсий с учетом всего страхового стажа и относительных размеров страховых платежей; индексацию пенсий.
О масштабности работы службы персонифицированного учета говорит одна лишь цифра - информационная база персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет свыше 110 млн. индивидуальных лицевых счетов россиян.

- Недавно появилось сообщение о завершении рассылки извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан. Уложился ли Пенсионный фонд в срок, определенный законодательством? Были ли сбои в работе? - Согласно действующему законодательству Российской Федерации на Пенсионный фонд России возложена обязанность ежегодно изготовить и направить не позднее 1 сентября застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов. Пенсионный фонд Российской Федерации эту задачу полностью выполнил в срок. На Технологическом комплексе печати и рассылки Пенсионного фонда изготовлено и передано органам федеральной почтовой связи для доставки адресатам 54 660 288 заказных писем с извещениями, в том числе и застрахованным лицам, за которых начиная с января 2005 года страхователи не должны перечислять страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. В случае отсутствия адресата в соответствии с почтовыми правилами письма хранятся на почте в течение 1 месяца, затем осуществляется их повторная доставка.

- Иногда люди не получают так называемых `писем счастья`. Чем вызван этот факт? - Письма не могут быть доставлены гражданам, сменившим место жительства, призванным в ряды Вооруженных Сил, а также в случае смерти адресата. Сюда же относятся случаи, когда работодатель-страхователь, предоставляя отчет в Пенсионный фонд России по установленной форме, указывает адрес, по которому данный гражданин не проживает. В случае невозможности доставки заказного письма оно будет возвращено в Пенсионный фонд Российской Федерации. Изготовление извещений согласно законодательству будет продолжено с октября текущего года. До конца года пенсионные извещения из ПФР получат и те работающие граждане, которые имеют только страховую часть индивидуального лицевого счета и не имеют накопительной.

- Как отразится на правах застрахованного лица не предоставление или несвоевременное предоставление страхователем сведений? - Не могут быть сформированы в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о пенсионных правах, используемые в дальнейшем при назначении или перерасчете пенсий. Среди причин, вызывающих неполное разнесение страховых взносов по лицевым счетам, я бы назвал самую существенную: не предоставление или несвоевременное предоставление страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета в связи с ликвидацией, банкротством, реорганизацией, изменением юридического адреса, а также из-за недостаточной исполнительской дисциплины. Так, в 2004 году несвоевременно были представлены в ПФР индивидуальные сведения более, чем на 7 млн. застрахованных лиц. Проблема требует дальнейшего разрешения. В этой связи Пенсионный фонд поддерживает инициативы депутатов Государственной Думы о законодательном закреплении более жестких норм ответственности страхователей по безусловному представлению в органы ПФР отчетности по каждому работающему застрахованному лицу.

- Накопительная составляющая пенсионной системы развивается медленно и трудно. Что, по Вашему мнению, сегодня необходимо сделать для ее развития? Как повысить заинтересованность людей в эффективном управлении их пенсионными накоплениями? - Хотелось бы с Вами не согласиться. Формирование накопительной составляющей началось с 2002 года. На сегодняшний день более 1 млн. человек передали свои средства пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, и в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурса. В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет передачу страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2004 год, в негосударственные пенсионные фонды и в доверительное управление управляющим компаниям, в том числе государственной управляющей компании, в соответствии с волеизъявлением застрахованных лиц. Наличие в распоряжении застрахованных лиц указанной информации во многом предопределит выбор застрахованных лиц, и будет способствовать формированию активной позиции населения при выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование. Необходимо отметить, что Пенсионный фонд Российской Федерации с каждым годом представляет все больше информации застрахованным лицам о средствах пенсионных накоплений. Так, в 2003 году застрахованные лица получили от Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов, состоящую только из сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплаченных за них работодателями. В 2005 году застрахованные лица впервые вместе с информацией об уплаченных за них страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии получают информацию о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в 2004 году в соответствии с их заявлениями в доверительное управление управляющим компаниям, в том числе государственной управляющей компании. Также, следует отметить, что в целях реализации права застрахованных лиц на получение информации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений необходимо принятие нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающего стандарты раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений. В ближайшее время ожидается появление такого нормативного правового акта Минфина. Говоря о развитии накопительной составляющей, следует особо отметить обостряющуюся в настоящее время проблему размещения средств пенсионных накоплений. Учитывая снижение потребности бюджета в заемных средствах для обеспечения сбалансированности федерального бюджета и снижение доходности по государственным ценным бумагам, в целях недопущения негативных последствий при инвестировании средств пенсионных накоплений и обеспечения эффективности их размещения, необходимо в возможно короткие сроки расширить перечень активов. Ипотечные ценные бумаги в силу своей надежности и оптимальной доходности могли бы стать наиболее привлекательным активом для размещения пенсионных накоплений. Учитывая законодательно установленные требования по инвестированию средств пенсионных накоплений, исходя из принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации, расширение перечня активов должно производиться за счет стимулирования выпуска новых типов долгосрочных долговых финансовых инструментов. Эмитентами указанных ценных бумаг должны являться: эмитенты, которые соответствуют жестким требованиям, утверждаемым отдельным нормативным правовым актом; эмитенты - специализированные компании с доминирующим участием государства, деятельность которых направлена на решение важнейших народно-хозяйственных задач, и реализацию приоритетных долгосрочных государственных программ. Решение вопроса о расширении перечня активов для размещения средств пенсионных накоплений позволит оставить без изменений законодательно закрепленные принципы и механизмы пенсионной реформы и не допустить при этом негативных последствий для дальнейшего развития пенсионной системы.

- Как вы относитесь к инициативе Комитета Госдумы о внесении изменений в законодательство, направленных на увеличение отчислений в страховую часть пенсии? - Пенсионному фонду России известно об инициативе Комитета Государственной Думы . В настоящее время этот вопрос прорабатывается, и после детальной проработки, я полагаю, будут приняты взвешенные решения, способствующие дальнейшему развитию пенсионной реформы.

-Как обстоит ситуация с соотношением `работающий - пенсионер` в регионах сейчас? - Она складывается везде по-разному в зависимости от региона. Например, в Северной Осетии количество пенсионеров больше чем работающих, собственных средств не хватает, мы их дотируем из средств ПФР. Таких регионов-доноров сейчас у нас десять, в том числе крупных. В Краснодарском крае, например, где 1 миллион 300 тысяч пенсионеров, на финансирование их пенсий средств собирается в крае только 54%. Во многих регионах баланс `работающий - пенсионер`, если можно так сказать, нарушен. При этом в среднем по России на 1 пенсионера уже приходится 1,67 работающих. Есть регионы, покрывающие 100% расходов на финансирование пенсий, но основная масса находится на дотациях. Это для Пенсионного фонда очень тяжелая нагрузка.

- В последнее время много говорят о дефиците бюджета Пенсионного фонда. Что предпринимается для решения проблемы? - Сейчас на всех уровнях ведутся расчеты вариантов, каким образом сохранить пенсионное страхование и стабилизировать пенсионную систему. Но при этом хочу заверить всех получателей пенсий: они ни в коем случае не пострадают. Права граждан нарушены не будут. Краха пенсионной реформы нет и не ожидается. Более того, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным провозглашен курс на улучшение жизни россиян.

- Спасибо, Геннадий Николаевич! Разрешите пожелать Вам успехов.


Аналитический журнал `Пенсионные деньги`

No5-6 (15-16), 2005

Док. 239843
Опублик.: 26.10.05
Число обращений: 578

  • Батанов Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``