В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глеб Павловский: `К власти в Восточной Европе приходят националисты` Назад
Глеб Павловский: `К власти в Восточной Европе приходят националисты`
Лех Качиньский, один из лидеров правоконсервативной партии `Право и справедливость`, по предварительным данным, одержал победу на президентских выборах в Польше. Что означает для Москвы смена власти в Варшаве? Будут ли и дальше ухудшаться ее непростые отношения с Польшей? Об этом, а также о значении всего восточноевропейского региона для России корреспонденту Страны.Ru Ивану Преображенскому рассказал президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

- Глеб Олегович, каков ваш прогноз развития отношений Москвы и Варшавы после президентских выборов в Польше?

- Ухудшаться они уже вряд ли будут, поскольку процесс при Квасьневском дошел до некоторого устойчивого взаимного невосприятия. Проблема-то была не столько в каких-то конфликтах, сколько в отсутствия какого-либо общения между двумя странами. Однако есть простое правило: с правыми консерваторами разговаривать в политике проще, и они, как правило, понятнее и предсказуемее. Сложности создают перекрасившиеся коммунисты, превратившиеся чудесным образом в евроатлантистов, как Квасьневский, пытающийся выступать лицом Европы, повернутым на Восток. Качиньский точно никаким образом не может выступить от имени Европы, это, по-моему, достаточно очевидно. Это будет просто неубедительно и смешно. Поэтому он будет лицом Польши, а тогда мы будем, говоря с Польшей, знать, что мы разговариваем с Польшей, а не с Кондолизой Райс, с Польшей, а не с НАТО, не будет попыток выступить посредником и представителем ЕС, что, собственно, портило отношения с Квасьневским.

- Не будет ли Польша с приходом Качиньского еще активнее защищать в Европе интересы США?

- Ну, в Польше почти все атлантисты, во всяком случае, в легитимном поле основные силы выступают как евроатлантисты, поэтому с этой точки зрения нужно их рассматривать. А вот то, что он будет проамериканцем - ну и что? Во-первых, проамериканцем Качиньский может быть ровно в той степени, в которой он будет прополяком. Он просто подорвет собственную базу, если будет выступать каким-то евроатлантическим утопистом и сторонником какой-то польской экспансии, потому что эта экспансия не будет принята. Качиньские по определению не могут даже пытаться выступить лидерами так называемой новой Европы - стран, вступивших в Евросоюз и в НАТО. Так что их будет, я думаю, все равно сносить, с одной стороны, к более умеренной позиции, как всегда бывает с правыми консерваторами после выборов, а с другой стороны - произойдет естественное обновление, так сказать, перезагрузка российско-польских отношений. И не только российско-польских, я думаю, потому что в Восточной Европе возникает новая конфигурация. В свете прихода к власти Качиньских, если посмотреть на Украину, на Белоруссию, на Грузию, то мы увидим, что в Восточной Европе приходят к власти националисты. Конечно, Лукашенко пришел к власти через демократические выборы, Ющенко и Саакашвили - через выборы, совмещенные с революционным переворотом, Качиньский - и вовсе через выборы вполне европейского типа. Но, тем не менее, все они националисты. И вот этот тренд значительно более существенен, я думаю, и фундаментален. И в свете его Путин, я бы сказал, выглядит, честно говоря, более европейским, чем все они. Он тоже умеренный консервативный националист, но, понятно, что тренд носит универсальный характер в Восточной Европе. И в этом смысле это риск конфликтов на русско-польском направлении.

- То есть речь будет идти об обсуждении исключительно национальных вопросов в двусторонних отношениях. Какой-то глобальной политики просто не будет?

- Национальных интересов, да. Актором глобальной политики в Восточной Европе реально является, может быть, только Россия. Это просто некий факт в данном наборе лидеров. Русский национализм не имеет глобального видения, он просто маргинален и быстро фашизируется. Поэтому национализм в России не может быть национализмом в узком или даже вот в таком восточноевропейском смысле слова. Он обязательно работает с мировым горизонтом, потому для России регион Восточной Европы - это только один из регионов. Для Украины, или Белоруссии, или Польши это единственный, в принципе, регион, а для нас это один из многих мировых регионов, которые по нашему периметру, поэтому Россия будет выстраивать баланс регионов, безопасность регионов, архитектуру разных регионов. Поэтому и национальные интересы у нас сильно различаются от региона к региону.


24.10.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 239774
Опублик.: 24.10.05
Число обращений: 857

  • Павловский Глеб Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``