В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Плигин: `В рамках Конституции мы не можем говорить о парламентской республике` Назад
Владимир Плигин: `В рамках Конституции мы не можем говорить о парламентской республике`
Одним из приоритетных направлений работы Госдумы в октябре станет рассмотрение внесенного президентом России законопроекта, позволяющего победившим на региональных выборах политическим партиям предлагать главе государства кандидатуры на пост губернатора. Как рассказал в интервью парламентскому корреспонденту Страны.Ru Елене Земсковой председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин (фракция `Единая Россия`), этот закон будет выгоден любой партии, которая в том или ином регионе получит большинство в местном законодательном органе.

- Владимир Николаевич, на ваш взгляд, кому в первую очередь выгоден закон о `партийных` губернаторах, `Единой России` или другим партиям тоже?

- Мне представляется, что этот закон, если говорить серьезно, выгоден всему обществу в целом. Это один из элементов масштабной реформы, которая в настоящее время предлагается обществу, - направленный на формирование в России серьезной, развитой партийной системы. Таким образом, закон будет выгоден любой партии, которая в том или ином регионе получит большинство в местном представительном законодательном органе.

- Законопроект лишь предоставляет партиям право выдвинуть свою кандидатуру на пост главы региона, после чего окончательное решение будет принимать президент. На ваш взгляд, как на практике будет реализовываться эта процедура?

- Речь идет о том, что победившая политическая партия через свою фракцию в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации будет добиваться, чтобы регион возглавил ее кандидат. В рамках реальной политики мы понимаем, что такого рода шаги обычно являются результатом целой серии консультаций. Поэтому при обычной процедуре это будут взвешенные, выверенные позиции, которые дадут позитивный результат. Но в любом случае на этой стадии развития политического процесса мы должны исходить из наличия системы сдержек и противовесов, поэтому в законе заложена соответствующая рациональная система, которая, с моей точки зрения, не позволит тот или иной политический процесс направить в деструктивное русло.

- Как вы думаете, в перспективе партии могут получить право отзывать своих губернаторов в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, или это будет нарушать эту систему сдержек и противовесов?

- Дело в том, что законодательный орган власти имеет право ставить перед президентом вопрос об отстранении того или иного должностного лица. То есть косвенно в законе этот механизм уже содержится. Партии через свои фракции в представительных органах власти это право могут реализовать.

- Сейчас очень много говорят о том, что в будущем Россия может придти к парламентской форме правления. На ваш взгляд, с принятием закона о `партийных` губернаторах можно будет говорить о том, что эта идея постепенно реализуется?

- В функционировании любого государства мира наблюдаются постоянные шаги тех или иных ветвей власти, связанные с усилением своей компетенции. В этом и заключается политическая жизнь, это динамичный механизм. Эти процессы нормальны. Но, тем не менее, эти процессы обычно не затрагивают существа, принципа функционирования того или иного государства. На сегодняшний день этот принцип определен действующей Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет компетенцию различных ветвей власти. В частности, компетенцию президента Российской Федерации, которая, так же как и у других ветвей власти, может быть дополнена иным федеральным законодательством. Однако только лишь в вопросах, не носящих исключительно принципиальный характер. То есть принципиальные положения Конституции другим федеральным законодательством затрагиваться не могут. Действующий Основной закон страны определяет структуру власти в Российской Федерации как президентскую республику, и мне неизвестно, что предпринимаются какие-то шаги, связанные с изменением этого положения. Другими словами, в рамках действующей Конституции мы не можем говорить о парламентской республике.

- Тем не менее, как вам кажется, общество созрело для перехода к такой форме правления?

- Думаю, что развитие в этом направлении может идти. Однако этот процесс займет долгие годы. Поэтому в настоящее время целесообразно функционирование именно, скажем так, более четко структурированной вертикали власти в рамках президентской республики.

- При этом свою роль играет и незрелость самих партий?

- Очень хочется верить, что в рамках следующего политического цикла, который начнется в 2008 году, партийная структура будет выстроена.

- Каким образом в законе решена проблема политической устойчивости власти на местах? Речь идет о том, что выборы исполнительной и законодательной властей в регионах проходят в разное время, то есть может сложиться ситуация, когда, к примеру, избрано новое заксобрание, а срок полномочий прежнего губернатора истекает еще не скоро. Его будут переизбирать?

- Нормальная совершенно ситуация. Новый парламент имеет право ставить вопрос перед президентом Российской Федерации о смене руководителя субъекта Российской Федерации. Таким образом политические партии получают право воздействия на парламент, а сам парламент получает определенную, установленную законом форму воздействия на институт губернаторства. Это нормальный политический процесс, и здесь я никакого рода катаклизмов не вижу. Естественно, вы можете поставить вопрос, будет ли все проходить безболезненно и гладко. Да, могут быть разные обстоятельства, которые в том числе предполагают `негладкое` функционирование политического механизма. Но на то он и политический механизм, чтобы иногда возникали кризисы. Самое главное, чтобы эти кризисы урегулировались в рамках законодательного конституционного поля.

- Думе предстоит принять еще один важный закон, внесенный президентом, - о парламентском расследовании. На прошлой неделе появилась информация, что думский комитет по безопасности предлагает направить его на доработку. Будет ли закон принят в запланированные сроки?

- Прежде всего, у меня нет письменной точки зрения комитета по безопасности. Наш комитет будет рассматривать данный законопроект во вторник, 18 октября. При всех проблемах, которые есть в этом документе и которые могут быть решены в рамках доработки его ко второму чтению, я считаю крайне необходимым для парламента его принять, поскольку он задаст правовые рамки функционирования парламентских расследований. А если уж что-то в дальнейшем, в том числе после доработки, кому-то не понравится, то на стадии реальной практики расследований все это можно будет выверить и скорректировать.


18.10.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 239532
Опублик.: 18.10.05
Число обращений: 707

  • Плигин Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``