В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид СУМАРОКОВ: Юбилейные мероприятия, связанные с сетью Рунет, и некоторые вопросы, имеющие отношение к ее истории. Назад
Леонид СУМАРОКОВ: Юбилейные мероприятия, связанные с сетью Рунет, и некоторые вопросы, имеющие отношение к ее истории.
Читаю в материалах Интернета, посвященных пресс-конференции `Рунет-2005` от 30 сентября (информационный портал Страна.Ру, автор публикации С.Рублев): `Как известно, российский Интернет начал свое развитие 15 лет назад именно с Курчатовского института (ныне РНЦ), занимающегося исследованиями в области ядерной физики. Сначала на базе РНЦ в 1990 году была создана компьютерная сеть `Релком`, которая соединила около 30 научных организаций по всей стране, а впоследствии ее с помощью сеансов международной телефонной связи начали соединять с Финляндией, что стало первым интернет-подключением на территории СССР. В этом году 10 ноября РНЦ намеревается провести приуроченную к 15-летию регистрации закрепленного тогда же за СССР доменного имени верхнего уровня .su Всероссийскую юбилейную научно-практическую конференцию `Наука и Интернет: 15 лет пути`. При этом как отмечает Михаил Сеславинский - руководитель Роспечати (бывшее Министерство печати), который председательствовал на мероприятии, его важнейшей целью явилось `развитие научно-образовательного сегмента`, или, иначе говоря, роль интернет-среды в научно-информационном обеспечении дальнейшего развития страны.

Выскажу свое мнение. Формально, если речь идет о чисто юридической подоплеке - сроках регистрации, то здесь вопросов нет, и сказанное выше (с учетом того, что позднее .su пришлось заменить на .ru) совершенно верно. Ну, например, в случае нашего подключения к Киотскому протоколу, можно говорить, что оно состоялось после одобрения Думой, тогда-то в таком-то году, так давайте в нужный момент отмечать теперь эту важную годовщину. Но здесь-то вопрос должен ставиться несколько иначе, и приведенная выше ссылка на `Релком` совершенно уместна. В том то и штука, что если бы не было `Релкома`, то нечего было бы и подключать к Интернету, и никакого Рунета не было бы вовсе, а было бы нечто иное. Тогда, если полагаться на приведенные выше слова Рублева о том, с чего все началось, значение приобретает вопрос об истории формирования системы `Релком`, включая факторы, которые способствовали ее появлению и развитию. Позволю, пользуясь аналогией с божественным представлением, такую шутку: - в начале ничего не было. Потом был создан Релком, его подключили к Интернету, и так появился Рунет... Но так или иначе, уже, наверное, возникает мысль, что все началось с неких более ранних, чем факт юридической регистрации, событий. А это значит, что в интересах формирования справедливого общественного мнения отсчет в известном смысле должен вестись от неких более ранних событий. И вот именно об этом, а точнее о релевантных событиях и фактах, которые имели место еще задолго до `Релкома` и пойдет речь ниже.

Итак, многое зависит от того, что считать `точкой отсчета`. Но тогда, на чем основывается приведенная выше фраза Рублева `как известно...` и следует ли так категорично говорить, имея в виду, что первые в нашей стране теледоступы, причем имеющие практическое значение, к базам данных по трассам МИФИ-МЦНТИ-ИАЭ, состоялись значительно раньше, еще в конце 70-х годов? Не знаю, нужно ли это, но на всякий случай напомню, что МИФИ - Московский инженерно-физический институт (государственный университет); МЦНТИ - Московский Международный центр научной и технической информации, созданный в 1969 году; а ИАЭ - знаменитый Институт Атомной энергии, ныне РНЦ `Курчатовский институт`. Основная цель данной публикации: не пытаясь дискутировать по вопросу о приоритетах, напомнить о работах, которые имели место в стране еще примерно за 10 лет до появления сообщений об официальной регистрации Рунет. Что же касается оценки в целом задачи и материалов пресс-конференции, хочу отметить, с одной стороны, удовлетворение тем пониманием которое в конце концов пришло в наше общество в отношении роли информационных ресурсов (достигнуть этого, и прежде всего, если говорить о представителях бюрократии, было отнюдь не легко - см., например, ссылки на факты, отраженные в следующих ниже публикациях), а с другой - определенное недоумение в связи с впечатлением, что из истории развития систем доступа в стране к знаниям на пути создания информационного общества исчез целый пласт более ранних, но очень важных и далеко продвинутых работ, где участвовали сотни людей и десятки научных коллективов.

То, о чем пойдет речь ниже, и связанные с этим публикации - стало уже пусть не столь давней, но историей. И все же это наша история, и было бы просто не справедливо, если бы в свете организуемой юбилейной конференции все это вдруг по непонятной причине оказалось забыто и `исчезло` из сферы внимания научной общественности. В своих публикациях `Страницы истории системных исследований (МИФИ, МЦНТИ и несколько шире)`, вышедшей в портале `Наследие`, а также специальном издании в связи с мероприятиями, посвященными 50-летию факультета `Кибернетика МИФИ` (декабрь 2004г., ISBN 5-7262-0546-4), автор обращается к исторической аналогии и напоминает соответствующие этапы и эпизоды из воспоминаний 20-х годов нашего известного радиотехника проф. Бонч-Бруевича - отца распространения в стране радиовещания. А далее пишет: `Если вам приходилось читать мемуары Ж.Сименона `Я диктую`, то вы найдете там восторженные оценки, относящиеся к периоду, когда, например, в Европе впервые появилась возможность слушать концертные выступления симфонического оркестра из США. Несмотря на не всегда высокое качество трансляции, люди специально планировали свое время для того, чтобы иметь возможность слушать эти выступления (с учетом разницы в часовых поясах) по ночам`. Что-то подобное происходило в нашей стране в конце 70-х - начале 80-х годов в плане удаленных поисков информации в базах данных МЦНТИ, хотя, понятно, с учетом специфики дела, в более скромных масштабах.

Первая система (кстати, созданная на базе техники стран-членов СЭВ) стационарного доступа из ИАЭ к базам данных МЦНТИ и организованное на этой основе регулярное информационное обслуживание, заработала уже в начале 80-х годов. Примерно тогда же для теледоступа начали использоваться спутники связи. Соответствующие сеансы проводились для многих регионов бывших СССР и других стран СЭВ. В начале 1983 года состоялся памятный сеанс поиска в базе данных МЦНТИ по трассе Гавана-Москва, где в то время проходило заседание руководителей комитетов по науке и технике (КНТС) стран СЭВ. Поиск из Гаваны по интересующей его тематике, связанной с иммунологией, проводил Председатель комитета по науке и технике СССР (позднее - Президент АН СССР) академик Марчук. Сразу вслед за этим он позвонил в МЦНТИ, поздравил коллектив и подтвердил, что сеанс глобального уровня прошел успешно и произвел большое впечатление. И тогда же газета `Правда` на первой странице опубликовала об этом информационное сообщение, как о важнейшем результате и новом этапе в области систем доступа к информации на базе современных информационных технологий. Были и другие всякого рода отзывы и звонки. Любопытно, что после упомянутого сообщения в `Правде` автору данной публикации позвонил академик Мишин. Поздравив с успехом, мягко упрекнул: -надо было подавать этот важнейший результат по-другому, более основательно, что ли..., ну как мы в свое время делали в области космоса... Позднее, при встрече пояснил свою мысль, при этом, кстати, обсуждались факты из известных периодически выходивших американских сборников, посвященных основным мировым тенденциям (`Mega Trends`). Там, когда речь шла о тенденциях и достижениях 50-х годов, в качестве важнейших отмечались два знаменательных события в развитии общества: в области структуры занятости - впервые в истории количество `белых воротничков` в США превысило число `синих`, а другое - грядущая революция в области систем телекоммуникации в связи с запуском первых советских спутников. Что я мог тогда ответить академику на его справедливое замечание? Позвал к себе в кабинет основных разработчиков, положил перед ними несколько экземпляров изданного в связи с этим событием цветного буклета, попросил расписаться, потом все это заламинировали, раздали участникам, послали с сопроводиловкой начальству, ну и кому-то из гостей. А еще выразил уверенность, что реальное понимание и оценка значения происшедшего придут позднее...

Отмечу, что содержание, отдельные этапы и возникающие при этом проблемы реализации соответствующих работ я не в состоянии описать здесь в 2-3 -х абзацах. Сошлюсь, что несколько более подробно об этих фактах и событиях, а также других вопросах, связанных с основной идеей пресс-конференции `Рунет-2005` интересующиеся, помимо упомянутой публикации, могут прочесть в тогдашних выпусках журнала `Проблемы Международной системы научной и технической информации МСНТИ`. Так что, в известном смысле, сегодня впору говорить о четверть вековой, а не о 15-летней истории подобных работ в стране. Впрочем, этим своим мнением автор ни в коей мере не собирается преуменьшать роль всех последующих работ и достижений, как и значения и важности факта юридической регистрации, о которых шла речь на пресс-конференции.

Разумеется, с позиций сегодняшнего дня, Рунет, как часть Интернета - это, образно говоря, `новая эра`. И все же хотелось бы, чтобы и результаты, о которых пойдет речь ниже, получили общественную оценку в свете мероприятий по линии Агентства печати. И уж никак не хотелось бы, чтобы их замолчали или вовсе забыли. Это как с историей в самом общем понимании: нынешний отсчет времени идет по календарю `новой эры`, но это вовсе не означает, что история началась с `нуля`, и до этого ничего существенного в развитии не было.

Остановлюсь еще на одном принципиальном вопросе. Попытка придать информации статус важнейшего, хотя и специфического `товара` начались задолго до установления в стране рыночных отношений. Характерно, что во время многочисленных презентаций по этому поводу на разного уровня и рода обсуждениях формально никто вроде бы и не протестовал против такого подхода. Вполне объяснимо, однако, что в условиях, когда рыночные отношения официально игнорировались, реальное признание, понимание и главное - выводы из этого были непосильной задачей (см. в частности эпизод, описанный в публикации автора `Я - заместитель министра СССР`, также размещенной в портале Наследие). В ней среди других проблем и фактов описывается печальный опыт выступления автора на Президиуме СМ СССР в связи с проектом постановления ЦК КПСС и СМ СССР по поводу использования некоторых рыночных механизмов повышения эффективности использования имеющихся в стране и зарубежных информационных ресурсов. Создавалось впечатление, что ведущий - уважаемый Н.И.Рыжков вообще не понял, о чем идет речь и найдя недостаточным число привычных `милых сердцу` формулировок: `обязать`, `обеспечить`, `поручить`, `представить к такому-то сроку ` и т.п., снял, едва выслушав доклад, вопрос с дальнейшего обсуждения.

Возможно, что важнейшим импульсом в практическом применении сетевых информационных технологий в нашей стране явилось посещение МЦНТИ тогдашним Президентом АН СССР ак. Александровым и её первым вице-президентом ак. Логуновым, имевшее место в 80-м году. После демонстрации поисков в базах данных по проблемам атомных реакторов, вызвавших нескрываемый интерес и комментарии Президента, уже на следующий день МЦНТИ посетил направленный туда Александровым его первый заместитель по ИАЭ академик (тогда член-корреспондент) Легасов. Рабочие контакты с другими сотрудниками ИАЭ и в первую очередь с нынешним директором Курчатовского центра, в то время вице-президентом АН СССР академиком Велиховым, начались еще ранее. Кстати, Велихов вскоре занял пост руководителя вновь созданного в 1983г. в АН СССР Отделения информатики, и его содействие проекту ИАЭ-МЦНТИ - значительно активизировалось. В ИАЭ была укреплена группа, связанная с автоматизацией информационного обеспечения. Большую роль в реализации проекта со стороны ИАЭ сыграл также его руководитель по линии института В.Попов. Вскоре, преодолев барьер `секретности` (доступ к атомному институту строго регламентировался) и добившись вынесения помещения, из которого осуществлялся теледоступ к базам данных МЦНТИ на близлежащую соседнюю с ИАЭ `нейтральную` территорию, в самом начале 80-х годов система теледоступов начала работать в стационарном режиме. Думаю, что соответствующий опыт принес впоследствии определенную пользу и при создании системы `Релком`.

-Среди видных ученых, побывавших в тот период в МЦНТИ академики Кадомцев (направленный специально по поручению Президиума АН СССР для оценки работоспособности системы и давший свое положительное заключение), Кириллин, Велихов, Легасов, Семенихин, Н.Красовский, К.Фролов, Челомей, Авдуевский, Мишин, В.И.Кузнецов, Коптюг, Ершов, Сагдеев, Самарский, Ишлинский, Ю.Осипов, Куржанский, Поспелов, Дородницин, Моисеев, Е.Попов, Валиев, И.Макаров, Емельянов, Шейндлин, Михалевич, Глушков (последний - на начальном этапе, к сожалению, он рано ушел из жизни) и др. Все они бывали в МЦНТИ, иные неоднократно в связи с проблемами систем информационного обеспечения науки, интересовались и как могли поддерживали. Были установлены рабочие контакты с известными авторитетами в области мировых информационных систем Гарфилдом, Р.Максвеллом, Богшем (директор WIPO), учеными и специалистами из стран бывшего СЭВ и др. К сети МЦНТИ в соответствии со специальными договорами были подключены несколько десятков организаций, которые пользовались услугами системы (в том числе, помимо ИАЭ, ИМАШ, ИВТАН, ИКИ, МИФИ, научные институты Перми, Новосибирска, Дальнего Востока, некоторые предприятия из так называемой `девятки`, отраслевые и тогдашние республиканские центры информации, а также информационные центры стран СЭВ: Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Вьетнама, Монголии.

Касаясь вопроса о `развитии научно-образовательного сегмента` на базе современных информационных технологий и самого замысла Всероссийской юбилейной научно-практической конференции `Наука и Интернет... `, хочу отметить важное значение идеи формирования, обеспечения интегральных поисков и использования в интересах информационного обслуживания потребителей вышеупомянутых так называемых комплексных информационных баз, или КИБов. Реализация этой идеи принадлежала сотруднику МЦНТИ (МИФИ) Горностаеву, а его роль в создании и развитии систем теледоступа к сети МЦНТИ, думаю, можно считать на том этапе определяющей. К тому времени в МЦНТИ удалось накопить самые представительные на том этапе в стране базы данных, включая некоторые научные, технологические и коммерческие западные - INSPEC; SCI; CAS, PROMPT (что было абсолютно новым тогда делом), международную БД INIS, базы данных ВИНИТИ, ВНТИЦ и некоторые другие.

Среди проведенных в соответствиями с поручениями с помощью комплексных информационных баз работ: -Анализ тенденций и причин сокращения темпов развития атомной энергетики США (с последующими выступлениями автора данной публикации на заседании Ученого совета ИАЭ и на Президиуме АН СССР); участие в работах по моделированию возможного распространения загрязнений в Чернобыле (совместно с Киевским институтом Кибернетики им. Глушкова, - академики Патон, Михалевич, Морозов, соответствующие результаты также упоминались в докладе Михалевича на Президиуме АН СССР); оценка ситуации и уровня работ в области МГД-генераторов (совместно с ИВТАН) и др. Подготовлены десятки специализированных сборников по различным проблемам науки и техники, где, помимо результатов поисков по отдельным направлениям, определяемым заказчиками, публиковались аналитические обзоры и оценки перспектив развития данного направления (следует отметить, что этими работами особо интересовался и поддерживал ак. Марчук). Одновременно предпринимались усилия по популяризации значения и роли новых информационных технологий. В качестве иллюстрации отмечу, что по предложению проф. С.Капицы, побывавшем в свое время в МЦНТИ, автор принял тогда участие в выступлении вместе с ним по проблемам информатизации общества в телевизионной передаче `Очевидное-невероятное`.

Заканчивая еще раз повторю, что ни в коей мере не отрицаю значения оценок, прозвучавших на чрезвычайно важном и нужном мероприятии по линии Роспечати, в основном согласен с ними, и все же считаю важным полнее осветить значимые вопросы и этапы, скажу так, `предыстории Рунет`. Здесь действительно ключевую роль сыграли ИАЭ, МЦНТИ и МИФИ, и будет справедливо отметить при этом также поддержку и роль ГКНТ СССР и АН СССР. А в заключение приведу такой эпизод, описанный в одной из вышеупомянутых публикаций. Как-то, дело было в конце 2003 года, в Вену, где сегодня работает автор публикации, для участия в мероприятиях МАГАТЭ в очередной раз приехал академик Велихов, и мы встретились в обществе еще одного нашего коллеги, болгарского профессора А.Попова. Академик, который в своих поездках не расстается с компьютером, демонстрировал одну из систем - плазменная очистка мусора, уникальная разработка ИАЭ с возможным ее строительством в Болгарии. В связи с необходимостью обмена информацией завязался разговор об Интернете. Евгений Павлович высказал мнение о том, как неожиданно и стремительно возможности Интернета ворвались в нашу жизнь. Это так, согласился я, но в отношении `неожиданности` для людей, которые уже многие годы ранее занимались этим профессионально, в том числе по линии специализированных рабочих групп в рамках ЮНЕСКО (система ЮНИСИСТ), позволь мне сохранить другое мнение...

Член-кор. РАН, журналист Леонид СУМАРОКОВ

viperson.ru

Док. 239481
Перв. публик.: 14.10.05
Последн. ред.: 12.11.10
Число обращений: 1284

  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``