В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Белов: `Шредер не опустится до работы в транснациональной корпорации` Назад
Владислав Белов: `Шредер не опустится до работы в транснациональной корпорации`
В понедельник стало известно имя нового канцлера Германии. Им стала председатель ХДС, лидер коалиции ХДС/ХСС Ангела Меркель. Насколько очевидным было это решение? Что ждет бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера? На эти и другие вопросы корреспонденту Страны.Ru Ангелине Тимофеевой ответил директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

- Владислав Борисович, Меркель заняла место канцлера по итогам переговоров. Можно ли говорить о том, что это был однозначный выбор? Мы стали свидетелями, например, того, что по мере заключения договоренностей с социал-демократами на Меркель оказывалось все большее давление из собственной партии.

- Скажем так, сомнений не было с июля по 18 сентября 2005 года, до 18 часов по немецкому времени, до результатов выборов. Действительно, все аналитики, эксперты, все результаты опросов показывали, что вне зависимости от исхода выборов все-таки Меркель станет основным кандидатом на пост федерального канцлера. А потом это было поставлено под сомнение, потому что 35,2%, набранные ХДС/ХСС, - это, конечно же, был провал лично для Меркель, которая не смогла, в отличие от Шредера, обеспечить необходимое преимущество, которое позволило бы ей без проблем занять место канцлера. Поэтому, в принципе, с 19 сентября по 10 октября были определенные сомнения, насколько коалиции ХДС/ХСС удастся убедить своих будущих возможных партнеров по кабмину, что именно Ангела Меркель должна стать федеральным канцлером, тем более, что из рядов `черных` звучала жесткая критика. Были сомнения вплоть до того, что госпожа Меркель и господин Шредер должны быть, как в шахматной партии, убраны с доски для того, чтобы появились другие кандидаты.

- А с чем вы связываете то, что ей не удалось собрать необходимый кворум? У нее нет харизмы, ее программа очень спорна, она не пользуется достаточной поддержкой в рядах собственной партии? С чем там было связано?

- Я думаю, что злую шутку с голосами ХДС сыграл второй голос, который призывали отдавать за свободных демократов. В Германии очень сложная система подсчета голосов. Первый голос отдается за прямого кандидата, второй голос отдается за партию, и в том случае, если второй голос отдается за ту же партию, что и кандидат, при определенном количестве голосов этот голос партии не засчитывается. Поэтому ХДС/ХСС призывали своих сторонников второй голос отдавать за свободных демократов. И это прибавило последним голосов. Естественно, это и просчеты коалиции в целом. Меркель лично составила ту команду компетентных профессионалов, которые выступали вместе с ней в рамках предвыборной борьбы. В налоговой сфере это был господин Кирхоф, известный профессор, который предложил модель отмены определенных льгот, введение `плоской` ставки налога в 25%. Это оттолкнуло от партии достаточное количество голосов. Плюс к этому, я так предполагаю, удачная критика СДПГ политики ХСС в отношении ликвидации последствий наводнения в Баварии летом этого года. Ведь в 1999 году Баварию уже затопило один раз, и Штойбер и ХСС ничего реально не сделали, чтобы предотвратить негативные последствия таких наводнений.

- А сама Меркель как лидер партии и официальный кандидат в канцлеры - разве она не проиграла Шредеру?

- Да, отсутствие харизматичности. Харизма господина Шредера подавила такую вот невзрачную внешность и недостаточное ораторское искусство госпожи Меркель. К этому надо добавить, что она из семьи протестантов. Естественно, традиционная вотчина ХДС/ХСС - юг страны, где проживает католическая часть электората, которая негативно восприняла евангелизм госпожи Меркель. Знаете, впервые в субботу перед выборами 17 сентября партии, участвующие в предвыборной гонке, договорились о том, что они будут продолжать агитацию. Раньше предвыборная борьба заканчивалась за сутки до выборов. И вот митинг на Площади жандармов в центре Берлина собрал 15 тысяч сторонников СДПГ. Мне кажется, что речь Шредера была гораздо более убедительной, более пламенной, более содержательной, более программной, чем речь Меркель, которая в другом месте собрала гораздо меньшее число сторонников. Этот окончательный рывок Шредера тоже отобрал определенные голоса у ХДС/ХСС.

- То, что ХДС/ХСС победят на выборах, до некоторой степени было предопределено. А с чем это связано? Немцы хотят ротации? Ведь социал-демократы все-таки отсидели в Берлине два срока подряд.

- Да, у немцев вообще так принято. Такой маятник. И при этом злую шутку с немцами сыграли опросы общественного мнения основных ведущих институтов, которые четко гарантировали победу ХДС/ХСС и свободным демократам. И, по всей видимости, какая-то часть электората не пришла, которая хотела бы их поддержать. Не случайно Штойбер, предчувствуя это `поражение`, недобор того процента, который у них был, призывал своих партийных функционеров реально работать с избирателями, потому что он предчувствовал, что часть избирателей опять останутся дома. В 2002 году буквально единицы решили исход выборов в пользу Шредера и Йошки Фишера. Я прекрасно помню, когда первые результаты были в 2002 году на стороне ХДС/ХСС и свободных демократов, когда они праздновали победу, а через час эту победу забрали, когда пересчитали все эти голоса. Опять недобрали. И опросы общественного мнения провалились полностью.

- Еще вопрос: Шредер заявил, что уходит из политики... Можно сделать предположение, чем бы он мог заняться?

- Я бы сказал так: сейчас неблагодарное дело прогнозировать, какой пост мог бы занять Герхард Шредер. Потому что, естественно, в борьбе за пост федерального канцлера лично Шредер проиграл, это ясно, и он принял мужественное решение, о котором он заранее заявлял: он сделал так, как сказала партия. Партия выбрала, по всей видимости, модель федерального канцлера с основными министерскими постами у социал-демократов и, соответственно, попыткой согласовать реформы все-таки в том русле, как они были начаты в 2003-м. И поэтому я не буду гадать, какой пост займет господин Шредер, в любом случае он остается членом бундестага, он остается одним из видных деятелей СДПГ. Вне зависимости от поста он останется одной из определяющих фигур в Социал-демократической партии, которая нуждается в реформировании, которая волей-неволей будет пытаться согласовать теперь в рамках коалиционных переговоров с ХДС/ХСС те реформы, которые они начали. Я думаю, что как прагматик, как политик с практическим опытом он обладает большим капиталом именно в рамках своей Социал-демократической партии вне зависимости от того, какой пост он мог бы занять, потому что в рамках спекуляции самое большое, что ему предлагается сейчас, это пост вице-канцлера и министра иностранных дел. В любом случае, я не стал бы его опускать до консультанта какой-либо транснациональной корпорации, будь то ЕОН или `Газпром`. Это не его уровень. Все-таки, на мой взгляд, он останется в политике.

- Тем более, что одно российское издание уже умудрилось написать, что Шредер может пойти на работу в российский `Газпром`!

- Да, это такой `вброс`. Больше никто об этом не писал. Видимо, это так, шутки ради.


10.10.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 239361
Опублик.: 11.10.05
Число обращений: 368

  • Белов Владислав Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``