В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин: `Вся власть должна формироваться партией, победившей на выборах` Назад
Виктор Гришин: `Вся власть должна формироваться партией, победившей на выборах`
Во вторник совет Думы внес на рассмотрение нижней палаты российского парламента предложенный президентом законопроект, суть которого заключается в том, что победившие на региональных выборах партии получают возможность выдвигать кандидатуры на посты глав субъектов Федерации. О том, к каким изменениям в партийно-политической системе страны приведет реализация этого проекта, обозревателю Страны.Ru Марии Чегляевой рассказал председатель думского комитета по делам Федерации и региональной политике, член фракции `Единая Россия` Виктор Гришин.

- Виктор Иванович, накануне президент внес в Думу законопроект, позволяющий победившей на региональных выборах партии предлагать кандидатуру губернаторов. Согласны ли вы с вашими коллегами по `Единой России`, в частности, Вячеславом Володиным и Олегом Морозовым, что это лишь этап на пути к реализации идеи перехода к формированию правительства парламентским большинством? Еще говорят, что это шаг к формированию партийной исполнительной власти, которая включает в себя как партийное правительство, так и, в перспективе, партийного президента.

- Конечно. Я думаю, что партии как таковые, как институт демократического общества, должны на самом деле формировать исполнительно-законодательную власть, контролировать те решения, которые принимают органы власти на всех уровнях по выполнению тех обязательств, которые партия давала на очередных выборах. И, естественно, это предполагает, что вся власть должна формироваться той партией, которая победила на выборах.

-То есть вы имеете в виду как региональный уровень исполнительной власти, так и федеральный?

- Да, потому что если мы говорим о федеральных партиях, то, естественно, эти партии должны иметь возможность формировать власть не только в регионах, но и на уровне федерального центра.

- Как тогда быть с тем фактом, что у нас население, как правило, партиям как институтам очень мало доверяет? А вот как раз к исполнительной ветви власти есть доверие - и к президенту, и к губернаторам. Это как-то будет исправлено?

- Я думаю, обязательно. Те партии, которые желают остаться на политической сцене, должны стараться, чтобы население им доверяло. Чтобы люди доверяли не только президенту или правительству, но, в большей степени, партиям. К сожалению, предыдущие 15 лет сложились таким образом, что партийные структуры сами под себя формировали определенные задачи, которые не всегда, скажем так, согласовывались с задачами и государства, и граждан страны. Естественно, что у людей за это время возникло определенное отторжение партий. Но согласитесь, что в демократическом обществе, по сути дела, нет других общественных рычагов, кроме политических партий и общественных организаций, чтобы влиять в том числе на государство, на правительство, с целью представлять интересы людей. Пока у нас все это как бы стоит в определенной мере на голове. Но я думаю, что все последние шаги, которые предпринимаются в том направлении, направлены как раз на то, чтобы партии стремились стать во главе государства, продвигая туда своих людей. При этом с другой стороны само государство стремится к тому, чтобы сформировать такие партии, которые действительно могли бы представлять интересы людей, создать ту демократическую атмосферу, о которой мы уже 15 лет говорим. Не забывая, конечно, об исполнении тех законов, которые мы сами же формируем.

- Как вы считаете, этот законопроект выгоден всем партиям или все-таки в большей степени `Единой России`?

- `Единой России` как партии, которая на сегодня, пожалуй, наиболее сильна, естественно, этот закон выгоден. Но я считаю, что этот закон выгоден не только `единороссам`. Мы знаем, что у нас в ряде регионов есть сильные левые, есть достаточно активные ячейки у партии Жириновского, у `Родины` сейчас формируются. Другое дело, что этот законопроект - это один из стимулов, который предложен партиям, чтобы они стремились завоевать лакомый кусок в виде поста главы региональной власти.

- Могли бы вы дать прогноз относительно того, как будет проходить обсуждение и утверждение этого законопроекта в Государственной думе?

- Я не думаю, что здесь будут какие-то скандалы. Законопроект ничего особо нового не вносит. Я считаю, что уже сейчас на этапе выдвижения кандидатур губернаторов в регионах некоторые партии сумели сказать свое слово о том, стоит кого-то назначать или не назначать. К примеру, в Нижнем Новгороде сначала было намерение представить одного кандидата, однако партийные организации и законодательное собрание заняли другую позицию. В результате была предложена другая кандидатура, которая была воспринята президентом. Здесь есть интерес для всех, потому что все фракции однозначно выступают за то, чтобы у нас было в том числе и партийное правительство.

- Замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, говоря об этом законопроекте, отметил, что он направлен на реализацию тезиса о необходимости усиления роли партий. За счет чего, в первую очередь, будет происходить это усиление - путем избрания только лишь партийных губернаторов или же мобилизации самих партий, направленной на усиление межпартийной конкуренции на региональном уровне?

- Я думаю, как за счет первого, так и за счет второго. По сути дела, конкуренция должна обостриться, потому, что, помимо законодательного органа, есть ведь возможность сформировать и исполнительный орган власти. Основной задачей политических партий является завоевание власти, а раз количество этой власти увеличивается, значит, и стимул тоже должен быть больше. А раз стимул больше, значит, соответственно и конкуренция должна расти. Кроме того, усиление партий, увеличение их влияния и возможности выполнять свои обещания будут зависеть и от того, кто будет представлять исполнительную власть. То есть насколько партия будет влиять на исполнительную власть, настолько, в значительной степени, будет зависеть исполнение тех обещаний, которые партия дает на выборах. Другими словами, обе части вопроса, который вы задали, увязаны друг с другом, и мне кажется, что здесь никакого противоречия между ними нет.

- Каким вы видите в данной модели выборов глав субъектов Федерации механизм ответственности партии и губернатора перед населением? Позволяет ли законопроект партии применять императивный мандат или отзывать своего губернатора, если он не оправдывает надежд?



- Такие возможности есть. В этом законопроекте записаны две общих нормы - отзыв в связи с выражением недоверия или вследствие неисполнения губернатором своих полномочий. Партии, я думаю, будут этим пользоваться, если они на самом деле получат возможность отвечать перед избирателями за выполнение тех обещаний, которые они дают.

- Поясните такой момент. `Партийный` губернатор может лишиться своего поста за то, что он не справился со своими обязанностями. Но поскольку она победила на выборах, то и следующую кандидатуру губернатора опять будет выдвигать эта же партия?

- Конечно.

- То есть, в течение четырехлетнего срока, когда работает региональный парламент, каждый год можно будет менять губернатора?

- Можно и каждые полгода. А почему нет? Естественно, полгода это мало, если говорить о губернаторах, это чисто теоретические выкладки. На мой взгляд, чтобы губернатору, который пришел со стороны, сформировать сильную, понятную команду, нужно, как минимум, два года. Но у нас некоторые этого не понимают. Им кажется, что они пришли и сразу пришла команда, хотя ее с ними нет. Одному человеку поднять хозяйство региона очень непросто. Иногда мы осуждаем человека за то, что он приводит за собой во власть своих людей. С другой стороны, приходить во власть в регионе, не имея достаточно проверенных людей для ответственных участков работы, мне кажется, нереальное дело. Так что тем губернаторам, которые идут во власть, не понимая таких вещей, будет непросто. Два года - на формирование власти, а потом, может быть, год-два для того, чтобы что-то сделать, что-то сказать свое. И вот партии здесь могут оказать значительную помощь как в формировании команды, так и в разработке стратегии действий по различным направлениям: экономике, социальной сфере, здравоохранению, образованию и т.д. Те партии, которые не смогут этого сделать, распишутся в своей несостоятельности и непрофессионализме.


04.10.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 239178
Опублик.: 05.10.05
Число обращений: 549

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``