В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Надеждин: ЦИК - это не министерство, а председатель - это не министр Назад
Борис Надеждин: ЦИК - это не министерство, а председатель - это не министр
Построить все избиркомы в единую вертикаль, подчиненную Кремлю, можно. Но не при председателе ЦИКа Александре Вешнякове. Так считает зампред думской фракции СПС Борис Надеждин, с которым беседовал обозреватель `Полтибюро` Виктор Хамраев
- Вы лично много и основательно поработали над обновлением избирательных законов. Скажите, вас не настораживает, что новые законы выстраивают своеобразную вертикаль избиркомов, превращая ЦИК в некое министерство по выборам?

- Да, заложен еще один мощный рычаг, обеспечивающий так называемую управляемую демократию. ЦИК вправе рекомендовать двух человек - в том числе председателя - в избирком каждого субъекта Федерации, те в свою очередь могут рекомендовать двух в каждый теризбирком и так далее до каждой участковой комиссии. Если учесть, что региональные избиркомы до сих пор полностью контролировались губернаторами, то вся это конструкция очень похожа на вертикаль, которая теперь настроена на исполнение распоряжений Кремля.

- Разве это нормально?

- Нет, конечно. Я с этим боролся, но при нынешнем раскладе сил в Думе ничего не получилось. Зато удалось заложить другую норму. Комиссии теперь формируются на равных: половину назначает губернатор, другую половину - законодательное собрание. Нижестоящие избиркомы формируются ветвями власти в таких же пропорциях. Я вообще-то настаивал, чтобы комиссии формировались только законодательными органами, поскольку эти органы представляют интересы разных партий. Но поддержки думского большинства не получил. Зато всем понравилась другая идея: чтобы законодательные органы всех уровней избирались так же, как и Дума, - наполовину по партийным спискам.

- Да какая разница? ЦИК все равно формируется по-старому. Значит, Кремль сможет управлять всеми избирательными процессами и процедурами.

- Видимо, вы не поняли, какую конструкцию мы заложили. Что ж, послушайте еще раз. Законодательные органы сверху донизу выстраиваются по партийному принципу. То есть депутаты на всех уровнях власти в стране становятся партийными, причем разнопартийными. А партии, по закону, у нас могут быть только федеральные. Уже одно это обстоятельство подрывает всевластие губернатора, мэра, любого главы исполнительной структуры. Плюс к тому - вот эти самые разнопартийные депутаты пошлют своих представителей в избиркомы, которые лишь наполовину формируются исполнительной властью. Пройдет пара выборных циклов - и вертикаль избиркомов будет просто неработоспособной.

- Пара циклов - восемь лет. И все это время выборы будет проводить подконтрольный Кремлю ЦИК?

- Не обязательно все восемь. Законы о выборах у нас обновляются обычно под каждую федеральную кампанию. И вполне вероятно, что через четыре года избиркомы будут формироваться совсем иначе, без всякой вертикали.

- Допустим, вы правы и все у нас в конце концов будет хорошо. Но вот в ближайшие полтора года должны обновиться абсолютно все избиркомы. Где, по-вашему, тот же ЦИК возьмет по два человека, чтобы отрекомендовать их в избиркомы 89 регионов? ЦИК - это же не властная структура, у которой может быть кадровый резерв.

- Нет у него, конечно, никакого резерва. Будут просить у регионов, чтобы подобрали кандидатуры.

- Это опять у губернаторов, что ли?

- Отчего же? Могут обратиться и к партиям. Но к кому бы ни обратились, глава ЦИКа Александр Вешняков, уверен, будет отбирать специалистов, настоящих профессионалов, которые уже успели поработать на выборах, безукоризненно владеют выборными законами, знают цену избирательным технологиям и проч.

- Почему вы уверены, что председателем вновь станет Александр Вешняков?

- Иначе он не избирался бы в ЦИК от президентской пятерки. Сейчас не буду говорить хорошо или плохо - это тема отдельной беседы, но просто жизнь такова, что если хочется, чтобы вас сделали председателем ЦИКа, вопрос нужно согласовывать с президентом. А раз так, то лучше быть выдвинутым от него.

- Но кремлевская администрация относится к своим выдвиженцам в ЦИКе, как к чиновникам, которые обязаны исполнять все распоряжения.

- Относиться Кремль может как угодно. Это не имеет ровно никакого значения. ЦИК - это не министерство, а председатель - это не министр, которого президент назначил и может в любой момент снять. В ЦИК можно только назначить. А дальше все зависит от личной порядочности каждого члена ЦИКа.

- Но согласитесь, новый состав Центризбиркома заметно управляем в отличие от старого.

- Соглашусь. Однако меня это не пугает. Новые законы в отличие от старых не позволяют ЦИКу по своей воле снимать с выборов кандидатов и партии: только через суд. А это самое главное. Во всем остальном я полагаюсь на порядочность Александра Вешнякова. Я с ним хорошо знаком, видел его в работе и потому уверяю вас: Вешняков на посту главы ЦИК - главный гарант демократии на выборах. Настоящей демократии, а не управляемой.



журнал `Политбюро` 10.03.2003

Док. 238961
Опублик.: 29.09.05
Число обращений: 518

  • Надеждин Борис Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``