В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вилен Иванов: Кыргызстан в экономической и военно-политической стратегии запада Назад
Вилен Иванов: Кыргызстан в экономической и военно-политической стратегии запада
В настоящее время совершенно очевидно, что дезинтеграция Советского Союза и его распад на пятнадцать новых независимых государств - как бы кто ни относился к этому событию - явились геополитическим катаклизмом, кардинально изменившим картину современного мира. Следствием этого стало, с одной стороны, обретение суверенитета республиками, входившими в состав СССР, но, с другой - разрыв хозяйственных, культурных и иных связей, которые налаживались десятилетиями и даже веками, что неизбежно привело к ощутимому падению уровня жизни. Перед постсоветскими республиками во весь рост встала проблема нахождения своего места в мировой экономике и политике.

В особенно сложном положении оказались бывшие советские республики Центральной Азии, которые в течение долгого времени были - если говорить откровенно - `задним двором` сначала Российской империи, а затем и Советского Союза. Имеется в виду отнюдь не то, что они подвергались некоей колониальной эксплуатации или что проживавшее там население считалось людьми `второго сорта`, как в случае классических колониальных империй. Напротив, и официально декларированная политика советской власти, и практически проводимая политика были действительно направлены на подтягивание этих республик до уровня европейской части СССР в социальном, экономическом и культурном отношении, причем достижения в этой области неоспоримы. Но остается фактом и то, что они были отгорожены от остального мира как бы двойным `железным занавесом`, причем на присущую советской системе тенденцию к автаркии во всех сферах накладывались и гораздо более древние традиции изоляционизма. Это привело к тому, что вдруг оказавшись - во многом неожиданно для самих себя - лицом к лицу с окружающим миром, в непривычной ситуации, когда перестали поступать указания из Москвы, центрально-азиатским государствам пришлось совершенно самостоятельно налаживать отношения с другими государствами мира, не обладая ни опытом в этой сфере, ни достаточным количеством профессиональных дипломатических и научных кадров. Одним из этих государств является Кыргызская Республика.

На положении Кыргызстана, экономика которого была наиболее тесно интегрированна с экономикой России и других советских республик, распад СССР сказался особенно тяжело. Следует отметить, что участие Кыргызстана в Содружестве Независимых Государств, в Договоре о коллективной безопасности и Договоре о создании экономического союза и других структурах под эгидой СНГ, при всей их важности, лишь смягчило, но не сняло полностью возникшие в результате дезинтеграции СССР проблемы, и дополнительные ресурсы для преодоления ее последствий оставалось искать на путях налаживания всего присущего современным суверенным государствам комплекса внешних связей - по всем азимутам.

Приоритетами кыргызской внешней политики, являющейся согласно `Концепции внешней политики Кыргызской Республики` органичным продолжением ее внутренней политики, объявлены защита суверенитета и территориальной целостности, формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований демократической ориентации. При этом особый интерес здесь представляло развитие отношений со странами Запада, являющимися одним из важнейших, а порой и единственным источником получения кредитов и инвестиций, технической помощи, передачи технологий, рынками сбыта, партнером в сфере международной политики и безопасности и, наконец, в ряде отношений образцом для творческого заимствования опыта создания и функционирования социально-ориентированной рыночной экономики, гражданского общества, демократии, защиты прав человека и верховенства закона.

С другой стороны, развал советской сверхдержавы вызвал стремление ведущих стран Запада, прежде всего Соединенных Штатов Америки, заполнить образовавшийся в Центральной Азии относительный вакуум в смысле исчезновения в нем влияния какой-либо крупной внешней силы. Опасения, что его в будущем может заполнить либо стремительно модернизирующийся Китай, либо переживающий своеобразный ренессанс ислам, либо возродившаяся на какой-то новой авторитарной основе Россия, а также интерес к природным богатствам региона, чувство цивилизаторской миссии - утверждать повсюду в мире ценности рыночной экономики, демократии, верховенства закона и прав человека - обусловили то, что страны Запада с самого начала 90-х годов не оставляли этот регион без внимания.

Стратегия Запада во главе с США в отношении Кыргызстана и других стран Центральной Азии изначально была нацелена на укрепление демократии и содействие рыночным реформам, развитие сотрудничества в области энергетики, в частности создание энергетического и транспортного коридоров между Востоком и Западом и взаимодействие в вопросах обеспечения безопасности. События 11 сентября 2001 г. внесли в эту стратегию, не изменив ее по глубинной сути, существенные коррективы в плане расстановки приоритетов.

Именно анализу взаимодействия Кыргызской Республики с западными странами во всех сферах посвящена книга Г.К.Кулматовой `Отношения между Кыргызстаном и государствами Запада`, подготовленная в Дипломатической академии МИД России.

Ответственным редактором книги стал один из ведущих российских специалистов по проблемам международных отношений, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Е.П.Бажанов, автор большого числа трудов по многим аспектам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В работе рассматриваются различные аспекты политических, торгово-экономических, культурных и иных связей Кыргызстана с США, Великобританией, Германией, Францией и другими государствами региона, который ныне уже на официальном уровне, например, в документах НАТО, именуется Евро-Атлантическим. Особое внимание уделяется анализу сотрудничества в рамках деятельности международной антитеррористической коалиции. Автор делает совершенно справедливый и глубоко обоснованный вывод, что события 11 сентября 2001 г., когда террористический интернационал нанес удар по Америке непосредственно на ее территории и, тем самым, бросил вызов всей современной цивилизации, стали переломным моментом в отношениях Кыргызстана с государствами Запада и положили начало новому этапу этих отношений. На широком фактическом материале в книге показано развитие взаимодействия Республики с партнерами по антитеррористической коалиции при проведении операции в Афганистане.

Следует отметить, что автор, не только не разделяя, но и убедительно аргументируя свою позицию фактическими данными, опровергает продиктованную инерционной логикой `холодной войны` точку зрения, что усиление западного, прежде всего американского присутствия в Кыргызстане, якобы, ведет к ослаблению позиций России. По ее глубокому убеждению, в данной ситуации принципы `игры с нулевой суммой` не действуют. Напротив, учитывая бескомпромиссную позицию России в отношении необходимости сплочения всех стран в борьбе против новой беспрецедентной угрозы цивилизации и линию российской дипломатии на усиление взаимодействия с западными партнерами в этой области, шаги России и шаги Запада по оказанию помощи Кыргызстану и развитию сотрудничества с ним в целях победы над международным терроризмом взаимодополняют друг друга.

Работа Г.К.Кулматовой, делающая основной упор на события последних лет и основанная на широком фактическом материале, вносит хороший вклад в научное осмысление нынешнего этапа развития отношений Кыргызстана с государствами Запада и, вместе с тем, дает возможность вдумчивому читателю самостоятельно сделать некоторые новые выводы относительно гораздо более широкой и невероятно сложной проблемы формирования внешней политики всех постсоветских государств и определения ими своего места на мировой арене в новой геополитической ситуации, сложившейся в начале XXI столетия.


Кулматова Г.К. Отношения между Кыргызстаном и государствами Запада / Дипломатическая академия МИД России. М., `Научная книга`, 2003. 159 с.

Вилен Иванов,
профессор,
член-корреспондент РАН


Обозреватель - Observer No 4 (171) 2004 г.

Док. 238885
Опублик.: 28.09.05
Число обращений: 665

  • Иванов Вилен Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``