В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Галина Ратникова: `Культура - богатая отрасль` Вот только денег на нее не хватает Назад
Галина Ратникова: `Культура - богатая отрасль` Вот только денег на нее не хватает
`Будьте так добры...`, `Простите, а вас не затруднит...`, `Извините, пожалуйста...` - похоже, что подобное обращение в ближайшее время заменят традиционный фольклор жителей Подмосковья, где преобладали словосочетания: `Да пошел ты...` или `Иди ты...`. Дело в том, что 2005 год объявлен в Московской области Годом культуры, и, значит, все сознательное и местами не очень сознательное население области приобщается к великому и прекрасному.
- Галина Константиновна, а чем, собственно, год культурный отличается от иных?
- Год культуры в Подмосковье - это не столько мероприятие (мы и так их проводим достаточно), сколько идеологический момент, время больших реформ и начало серьезных перемен в культурной сфере. Речь идет прежде всего о других принципах финансирования, которое отныне будет зависеть от конечного результата той или иной работы. На этом пути нас ожидает много проблем.
- Например...
- Например, театральные коллективы. Конечный их `продукт` - не просто спектакль, а спектакль, продаваемый и окупаемый. С выставками примерно то же самое. А вот с оценкой результата занятий детей в различных кружках домов культуры куда сложнее. Как, скажем, оценить результат занятий ребенка каким-нибудь декоративно-прикладным ремеслом? Что является в таких случаях конечным продуктом и каким образом его определить?
- `Вложения` в детей дают результат со временем, но этот эффект по-любому бесспорен... Вместе с тем, насколько известно, предполагается сократить число культурных учреждений области.
- Безусловно. Но речь не идет о целых домах культуры. Ведь часто в одном таком учреждении творчества существует несколько сетевых единиц. Вот их-то финансирование уменьшится значительно.
- С чем связаны столь жесткие реформы в сфере культуры, которая, называя вещи своими именами, всегда считалась малобюджетной?
- Культурная сеть учреждений выросла, но количество еще не есть качество. Реформирование - это в первую очередь попытка изменить ситуацию, при которой отдельные люди пытаются получить из нашего бюджета денег больше, чем они зарабатывают. Яркий пример - с областной филармонией, вокруг которой долгое время разыгрывались целые баталии. Но не все знают, как многие известные эстрадные артисты бессовестно `зарабатывали` на ней деньги.
- Какие именно учреждения культуры будут упраздняться?
- Так вопрос вообще не стоит. Мы все сделаем для того, чтобы обойтись без кардинальных шагов: вот эту библиотеку мы упраздняем, а вот эту оставляем.
- Какие еще перемены ожидают областную сферу культуры?
- Еще одно важное направление, в котором мы работаем, - вопрос собственности. Я убеждена, что культура - это богатая отрасль. Другое дело, что мы не имеем представления о нашем богатстве. И что еще хуже - не имеем методик оценки. Взять, к примеру, объекты культуры. Не разработана даже методика оценки того или иного памятника. Музеи оценивают и страхуют просто как объекты недвижимости.
На сегодняшний день в области 6 тысяч памятников, которые разрушаются. Нередко бывает, что мы не можем вложить в реконструкцию деньги, потому что нет разграничений собственности на федеральном уровне. Но без этого мы не имеем права ставить памятник на баланс. И, как следствие, не имеем права сдавать в аренду, принимать помощь от тех же меценатов. Потому что первый вопрос, который они задают: во что мы вкладываем деньги?
- В реформах учитывается мнение населения? Оно вам известно?
- Мы вложили деньги в исследования, которые помогли выявить запросы населения на те или иные виды культурных услуг. Для этого разделили людей на возрастные категории: с 10 до 14 лет, с 14 до 20 и с 20 до 40 лет. Нам важно знать, что они читают, что понимают под духовными ценностями, какие у них идеалы, ориентиры. Это же все ответы на нашу работу. Это помогает понять, по тем ли направлениям мы работаем. Нам важно знать `болевые` точки. Определить их нам помогают экспертные советы.
- А если исследования выявляют значительно меньшие запросы населения, опускаетесь до их уровня?
- Наоборот. Именно туда вкладываем наибольшие средства. Развитие - вещь не всегда добровольная. При этом мы ни на кого не давим. Мы просто пытаемся научить, заинтересовать. И если грамотно это делать, работа напрасной не будет.
Например, я считаю, что надо кардинально менять систему работы с детьми в музеях. Ребенка надо не просто просвещать, а заинтересовывать. Здесь важен психологический подход, и его нельзя не учитывать. Надо найти тот способ передачи информации детям, который был бы для них и интересен, и полезен. Это не страшно, если новая методика в какой-то степени будет напоминать игру.
- Какие мероприятия проходят под знаком Года культуры?
- Ну, во-первых, мы хотим сделать праздник непосредственно для работников культуры, устроить им настоящий бал. Они его заслужили. Но главное, конечно, - это демонстрация достижений области в культурной сфере. Мы готовим выставку, которую планируем показать в конце года. Это будет огромная экспозиция, где будут представлены все достижения Подмосковья в культурной области - от живописи и скульптуры до дизайна упаковки.
БАЗА ДАННЫХ - СОКРОВИЩНИЦЫ КУЛЬТУРЫ
СЕРГИЕВ ПОСАД
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Лучшие художественные достопримечательности древнего города сосредоточены в музее-заповеднике. Он организован 20 апреля 1920 года на основе художественных сокровищ Троице-Сергиевой лавры. Располагая большими богатствами, авторитетом, тесными связями с Москвой, монастырь привлекал для работы выдающихся зодчих, художников, мастеров прикладного искусства и книжного дела, возможно, заложивших здесь основы многих художественных ремесел. За 85 лет своего развития музей значительно пополнил свои коллекции, его фонды увеличились с 10 до 120 тыс. экспонатов. Сегодня этот уникальный музейный комплекс дает яркое представление о национальном своеобразии русской культуры, о бережном сохранении и творческом развитии лучших традиций прошлого в современном искусстве.
ДМИТРОВ
Музей-заповедник `Дмитровский кремль`.
Детский театр `Белоснежка`.
Дмитровский драматический театр `Большое гнездо`.
КЛИН
Государственный дом-музей П.И.Чайковского.
С именем великого русского композитора связаны четыре старинные усадьбы, располагающиеся на небольшом удалении друг от друга: Майданово - в северном районе города, Демьяново и Музей Чайковского - в южном, Фроловское - примыкает к южной границе города. Музейный комплекс дает представление о многосторонней деятельности композитора и современном ему музыкальном мире.
ИСТРА
Историко-архитектурный и художественный музей `Новый Иерусалим`.
Истринский муниципальный драмтеатр.
СОЛНЕЧНОГОРСК
Музей `Путевой дворец`
Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока.
Музей расположен в 20 км от Солнечногорска. Его центром является усадьба Шахматово, которую в 1874 году купил дед поэта, ученый, ботаник, ректор Санкт-Петербургского университета А.Н.Бекетов по совету друга и соседа Д.И.Менделеева. Блок приезжал в Шахматово в летние месяцы на протяжении 36 лет. Здесь поэтом было задумано и написано около 300 произведений. В 1921 году усадьба сгорела. В настоящее время восстановлены главный усадебный дом, флигель, постройки парадного двора, парк, усадебный пруд. Посетители заповедника могут увидеть сохранившуюся в первозданности природу Подмосковья, где рождались прекрасные стихи Блока.
Мытищинский р-н
Московский областной музей народных художественных промыслов (село Федоскино).
Мытищинский театр кукол `Огниво`.
Мытищинский театр драмы и комедии `ФЭСТ`.
Пушкинский р-н
Музей-усадьба `Мураново` имени Ф.И.Тютчева.
Этот уникальный памятник истории культуры XIX века не случайно пользуется славой `жемчужины русской усадебной культуры`, а его главный усадебный дом уже 160 лет имеет всемирно известное название `Дом поэтов`. Главный усадебный дом хранит память о Тютчеве, Аксакове, Гоголе, Давыдове и многих других выдающихся деятелях русской культуры.
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.
Поэтической родиной Александра Сергеевича Пушкина называют подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы - ведь здесь прошло детство юного Пушкина. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни. Приехав в эти места, можно не только побродить по тропинкам старинных парков, где гулял великий поэт, и подышать волшебным воздухом, но и дотронуться до немых свидетелей детства поэта - великолепных памятников архитектуры, которые объединены в целый дворцово-парковый ансамбль XVI-XIX веков.
КОРОЛЕВ
Мемориальный музей-квартира Марины Цветаевой в Болшеве.
ХИМКИ
Химкинский муниципальный драматический театр `Наш дом`.
Химкинский театр `Апрель`.
Красногорский р-н
Государственный музей-усадьба `Архангельское`.
Мемориальный музей немецких антифашистов.
ОДИНЦОВО
Театр песни Натальи Бондаревой.
ЗВЕНИГОРОД
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.
Один из древнейших городов Московской земли широко известен архитектурным комплексом Саввино-Сторожевского монастыря, основанного в 1398 году учеником преподобного Сергия Радонежского Саввой. Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, окруженный мощной крепостной стеной с семью башнями, представлен редким образцом древнерусской архитектуры - белокаменным Рождественским собором (1405 год) с сохранившимися фресками XV века. Центральное место в собрании музея занимают около 300 произведений темперной живописи XVI-XIX веков.
Рузский р-н
Музей Зои Космодемьянской.
Ленинский р-н
Государственный исторический заповедник `Горки Ленинские`.
БАЛАШИХА
Детский музыкальный театр юного актера `Орфей`.
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД
Музей истории русского платка и шали.
Подольский р-н
Государственный музей-усадьба `Остафьево` - `Русский Парнас`.
МУК `История усадьбы Щапово`.
Историко-мемориальный музей-заповедник `Подолье`.
Театр `Вечерний звон`.
Театр поэзии.
Детский музыкальный театр.
Чеховский р-н
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П.Чехова в Мелихове.
В экспозицию музея входят главный усадебный дом, мемориальный флигель, большая садовая территория, школа, построенная Чеховым, музей писем. Спектр выставок постоянно меняется: от чеховской тематики до пушкинской, с привлечением экспонатов из фондов музея, а также с участием детских художественных студий.
СТУПИНО
Муниципальный театр `Откровение`.
ВОСКРЕСЕНСК
Театр ростовых кукол `Софит`.
Серпуховский р-н
Серпуховский историко-художественный музей.
Основной коллекцией музея являлось собрание местной фабрикантши Мараевой, национализированное в 1919 году. Оно состояло из произведений западноевропейской и русской живописи. В 20-30-е годы художественные ценности из закрытых в городе Высоцкого и Владычного монастырей и церквей района составили коллекцию древнерусского искусства.
Камерный молодежный театр `Зазеркалье`.
СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ
Мемориальный Дом-музей маршала Чуйкова.
Можайский р-н
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.
НОГИНСК
Ногинский государственный драматический театр Московской области.
ЗАРАЙСК
Государственный историко-архитектурный, художественный и археологический музей `Зарайский кремль`.

Московский Комсомолец
от 28.09.2005
Мария АНОХИНА.

Док. 238850
Опублик.: 28.09.05
Число обращений: 690

  • Ратникова Галина Константиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``