В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Федор Бондарчук: `В основе `9 роты` лежит образ, а не четкое описание реальных событий` Назад
Федор Бондарчук: `В основе `9 роты` лежит образ, а не четкое описание реальных событий`
Премьера дебюта в большом кино режиссера Федора Бондарчука назначена на 29 сентября. "9 рота" - это фильм-эпитафия погибшим в горах Афганистана советским солдатам. Об истории создания картины, реальных событиях, вошедших в фильм, а также о том, почему режиссер картины не пошел на эту войну корреспонденту Страны.Ru Ольге Павлюченко рассказали Федор Бондарчук и молодые "ротные" актеры Иван Кокорин, Артем Михалков и Сослан Фидаров.

Федор Бондарчук (режиссер, в фильме - Хохол):

- Федор, почему вы сняли фильм именно про Афганистан, а не про Чечню?

- Изначально я хотел снимать фильм про Чечню. Сценарий начал писать Петр Луцик. Это должен был быть римейк отцовского фильма 1959 года "Судьба человека". Андрей Соколов попадает в чеченский плен и находится там с первой по нынешнюю чеченские кампании. Но Петя ушел из жизни, написав только 20 страниц. А только он знал, как ответить на вопросы по поводу присутствия Соколова на чеченской войне. Я не знал.

И проект перестал существовать. Потом, слава Богу, появился Юра Коротков и спросил: "Что ты хочешь?". Я ответил: "Я хочу снять большой фильм". Если говорить об инструментарии, о моем отношении к кинематографу, мне нравится Ридли Скотт, мне нравится Коппола, Оливер Стоун. Мне нравятся большие-большие проекты. И начинать карьеру (потому что "9 рота" - это все-таки мой дебют) с блокбастера, где два идиота гоняют, я не хотел. Тогда Юра сказал: "Хорошо, война. Афганская война". Я согласился.

Еще меня привлекло то, что нас не будут ставить в один ряд с другими фильмами про Афган, ведь про те события чрезвычайно мало снято. Есть "Афганский излом" Бортко, "Пешаварский вальс" Тимура Бекмамбетова. Еще была "Нога" с Ваней Охлобыстиным, но это постафганский фильм. По большому счету, страна, которая воевала 10 лет в Афганистане, где погибло чертово количество людей, имеет всего около десяти картин о ней. Потом случилось так, что ко мне подошли мои товарищи: "Слушай, мы тоже готовы снимать кино". Я отвечаю, что уже снимаю. Они в ответ: "Про войну". Я говорю: "И я про войну". Они: "Про афганскую войну". И я про афганскую. Тогда мы объединили свои силы.

"9 рота" - это история афганской войны не со слов генералов и офицеров, а глазами простых солдат, что принципиально. С нами прожил пять с половиной месяцев кавалер Ордена Красной Звезды Андрей Кузнецов - один из восьмерых, оставшихся в живых после боя на высоте 3234. Именно от Андрея я узнал, что люди действительно по полтора года сидели на дальних высотах, охраняя их.

В основе второй половины фильма, естественно, лежит операция "Магистраль". Можно было ее снять так, как Ридли Скотт снял "Падение "Черного ястреба" - по часам. Откуда наступали, какое конкретное число военных. Но в основе "9 роты" лежит образ, а не четкое описание реальных событий. Если внимательно посмотреть фильм несколько раз, можно заметить тщательно проработанные детали, например, на бронежилетах бойцов есть надписи, сделанные ручкой.

- Вы сказали, что фильм основан на реальных событиях. А вошли ли в сценарий фильма истории, рассказанные ветеранами 9-ой роты?

- Конечно, эпизод с пластидом - это реальная история, рассказанная бойцом Русланом, - она с точностью воспроизведена Коротковым. История с кишлаком тоже реальна. Только в жизни боец ходил не за спичками, а за "Мальборо", и послали его не днем, а в 3 часа ночи:

- Достань мне пачку "Мальборо"

- Где же я ее достану?

- Мне срать, где ее достать. Хочешь роди, хочешь иди.

В сцене финального боя были звуки из настоящей перестрелки. Мы узнали, что у арабов с собой практически всегда были диктофоны, они записывали каждый бой, чтобы потом слушать. Как-то из кармана одного убитого араба вытащили такой диктофон. Потом его нам передали. А в последнем бою 9-я рота действительно столкнулась с провинившимися, с так называемым арабским "штрафбатом". Те не могли назад вернуться, потому что их расстреляли бы свои. И они все непрерывно наступали, шли, не сгибаясь под пулями, потому что так у них было положено.

- Как вы думаете, почему молодые ребята так охотно шли в Афганистан, на войну?

- Это удивительно, но если спросить служивших в Афганистане, не найдется ни одного человека, кого заставили бы туда пойти. Только на моем сборном пункте двое собирались в Афганистан. Я их тогда спросил: "Почему вы пишите заявление?". Один ответил: "Ты что, сумасшедший что ли? Смотри, я прихожу из Афганистана, у меня сразу столько благ: я льготник по квартире, мне дадут "Жигуленок" шестой модели. В Афганистане я вступаю в партию, я прихожу партийным, значит, поступаю в МГИМО или в МГУ на любой факультет без конкурса. А потом у меня две медали и орден, и девушка". "А если ты не вернешься из Афганистана?". - "Да ты че? - Отвечает. - Все будет нормально".

Кстати, таких, написавших заявление, меньше всего брали. А второй - мальчик, совсем еще молодой. По-мальчишески хотел доказать себе, что он настоящий мужчина, хотел ответить на миллиард вопросов. Так что только мне лично пришлось встретиться с двумя персонажами, мы с ними пили самогон на этом самом контрольно-сборочном пункте.

- Во время войны в Афганистане вы были призывного возраста. Почему не воевали?

- Я в это время служил в армии. Весной улетел в Красноярск, и прослужил там в учебке полгода. Из Красноярска ребят отправляли в Афганистан. Меня не пустил туда отец. Он сказал: "Пойдешь служить в полк имени меня".

И меня перевели в Москву в "роту Мосфильма". Если бы отец меня не забрал, я бы обязательно пошел в Афганистан - хотел пойти.

- Вы решили сыграть Хохла, потому что хотели хотя бы таким образом поучаствовать в афганской войне, если уж в жизни отец не позволил?

- Изначально я не должен был его играть. Я долго уговаривал продюсеров взять на эту роль одного известного артиста. Они мне говорили: "Ты сумасшедший! Он работает совершенно в ином жанре". Потом под мою ответственность все-таки согласились. Однако за три дня до афганских съемок ко мне подошел второй режиссер и сказал, что артиста этого у нас не будет, потому что он занят на каком-то телевизионном проекте.

Тогда я предложил эту роль Володе Машкову. Он сначала согласился, а потом так получилось, что наши съемки совпали с его работой над американской картиной, и я начал искать артистов по пробам, но никак не мог найти. Тут уж ко мне подошли коллеги и сказали: "Ты что делаешь? Снимись сам". Так я в итоге и сделал.

- Что было самым трудным во время съемок?

- Самым трудным было создать на съемках атмосферу товарищества и любви среди артистов. Каждый из них очень индивидуален и абсолютно экстремален из-за возраста. Как в театре говорят: давайте сговоримся. Мы все ходили в одинаковых кепках, все качались гантелями, купленными мною в спортивном магазине. Как могли, старались создать команду, жить единым таким коллективом. Вот это было самое сложное и самое важное.

Если это удалось, то это должно быть видно на экране. Я лично надеюсь, что нам все-таки удалось.

- Вы не думаете, что вас начнут сравнивать с вашим отцом? Он ведь снял много отличных фильмов про войну.

- Не боюсь ли я? В 38 лет я с ума сойду бояться. А если начнут сравнивать, так пусть. Что же мне теперь, ничего не снимать?

Иван Кокорин (Чугун):

- Иван, вас удивил выбор Бондарчука, когда он предложил вам роль Чугуна?

- Да, очень. Я сначала вообще не находил у себя никаких точек соприкосновения с этим персонажем. Просто не понимал, как я должен его сыграть. Даже хотел отказаться от роли, но потом все как-то пошло. Я дважды его "нашел", если так можно выразиться. Первый раз я почувствовал Чугуна, понял, что он за человек и что я хочу сказать этой ролью, за пять дней до съемок. А второй раз ощутил "попадание в персонажа" где-то через месяц после начала съемок. Ты можешь представить героя, можешь оправдать его пластику, внешние проявления, но этого мало - им надо практически жить.

Кстати, вжиться в роль очень помогло то, что я служил в армии.

- Что, по-вашему, представляет из себя Чугун как человек?

- В нем есть отрицательные черты, но, на самом деле, он неплохой человек. Все его "цепляния" к Воробью есть следствие каких-то жизненных стрессов, происходивших с ним на гражданке (в жизни, правда, у нас с Алексеем Чадовым, сыгравшим Воробья, хорошие приятельские отношения).

- Вы встречались с ветеранами афганской войны. Что вы ощутили?

- Меня больше всего поразили их глаза. Я даже не могу объяснить, что в них не так, но они совсем другие, чем у нас. Они видели такие вещи, которые нам с вами не дай Бог увидеть. Общаясь с ними, я в очередной раз понял, что человек не создан для войны. Я так же понял, насколько смешно пытаться сыграть судьбы этих людей. А если все же попытаться, то надо выложиться по полной.

- Если бы в то время вы сами были в призывном возрасте, пошли бы в Афганистан?

- Это очень трудный вопрос. Как бы я себя повел? Даже не знаю.

- Как вы думаете, роль в "9 роте" - хорошее начало карьеры для вас как для начинающего актера?

- Начало-то хорошее, а вот будут ли приглашать - не знаю. Но, естественно, надеюсь, что меня заметят.

Артем Михалков (Стас):

- Артем, вы часто играли военнослужащих. В роли Стаса для вас было что-то новое? Использовали ли вы какие-то старые актерские наработки и опыт?

- Да, юнкером я был, подводником был, теперь вот в Афганистане повоевал. Я безумно благодарен Федору, что он пригласил меня на роль Стаса. Этот персонаж, в отличие от других, был не совсем прописан. И мне прямо во время съемок приходилось находить какие-то образы, которые бы подчеркивали моего героя. Периодически перед съемками какой-нибудь сцены мы с Федором делали небольшие изменения, чтобы четче обрисовывать характер Стаса. Удалось мне это или нет, судить только вам, зрителям.

- А какой он, ваш Стас?

- Он, прежде всего, друг. Хороший такой, надежный. На войну его провожает сестра. Видно, что он любит ее, любит свою семью. Через весь фильм он проносит преданность и любовь к тем, кто его окружает и к тем, кто ждет его на гражданке. Это было для меня особенно в нем важно.

- А могли бы, как ваш герой, отправиться служить в Афганистан?

- Я думаю, что все зависело бы от внутреннего состояния. Если бы я чувствовал, что надо пойти, то пошел бы. А сейчас, 16 лет спустя, мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Когда мы общались с ветеранами-афганцами, они тоже толком не могли ответить, почему пошли туда. Мне кажется, что многое определял юношеский возраст. Молодым ребятам всегда хочется "экстрима". Определенную роль играют и жизненные обстоятельства.

Сослан Фидаров (Пиночет):

- Пиночет - ваш дебют в полнометражном кино. Трудно было работать над ролью?

- Мне было очень сложно, потому что, в отличие от моих партнеров, я никогда не служил в армии. Приходилось привыкать к армейскому быту. Однако, как и любой человек с Кавказа, о войне я знаю не понаслышке, хотя Афган, конечно, не Чечня. Мне сильно помогал в работе над ролью Федор Бондарчук - вместе мы сделали Пиночета таким, каким вы видели его на экране.

- Что вы увидели в вашем герое?

- Он очень добрый. Он душу и жизнь готов отдать за своих друзей. Для него все эти ребята из учебки стали братьями. Он пошел на войну, потому что иначе было нельзя. В Грозном, откуда он родом, считается, что кто не служил в армии, тот не мужчина. А Пиночет хотел доказать (прежде всего себе), что он - настоящий мужчина. К тому же в нем говорил интернациональный долг. Правда, в конце на него находит озлобление. Он дичает от всего того, что увидел на этой бессмысленной войне.

Будь я сам в то время призывного возраста, и я бы пошел в Афган. Из рассказов очевидцев тех событий я понял, что тогда было другое время, люди по-другому думали.

Но, если бы это происходило сейчас, в настоящее время - ни за что.

27.09.05.

Ольга Павлюченко


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 238836
Перв. публик.: 28.09.05
Последн. ред.: 20.03.08
Число обращений: 397

  • Бондарчук Федор Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``