В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Сванидзе: `Мой фильм - обвинение не детям-`нацболам`, они в данном случае игрушки` Назад
Николай Сванидзе: `Мой фильм - обвинение не детям-`нацболам`, они в данном случае игрушки`
В минувшую субботу телеканал `Россия` показал авторский фильм Николая Сванидзе `Цыпленок жареный`, посвященный Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова, в котором молодые `нацболы`, находящиеся в заключении за ряд экстремистских акций, открыто, в камеру, хвалили Гитлера и его партию НСДАП. В четверг и пятницу организации ветеранов Великой Отечественной войны и операции в Афганистане высказали свое крайнее возмущение профашистскими высказываниями `лимоновцев` и потребовали от властей запрета НБП. О мотивах, подвигших его к съемкам фильма, а также о сущности НБП и будущем этой организации в интервью корреспонденту Страны.Ru Марии Чегляевой рассказал автор картины, тележурналист канала `Россия` Николай Сванидзе.

- Николай Карлович, ваш фильм `Цыпленок жареный` о Лимонове и национал-большевиках производит шокирующий эффект. Об этом говорит общественная реакция на фильм, например, обращения ветеранов Великой Отечественной войны и операции в Афганистане, возмущенных профашистскими высказываниями `нацболов`. Какие цели вы перед собой ставили, задумав снять фильм про Лимонова и его партию?

- Вы знаете, я именно такие цели и ставил. Даже взрослого, с нормальной психикой мужчину такие вещи пугают, просто как гражданина. Пугает постмодернистское увлечение, такая влюбленность нашей интеллигенции, в том числе и некоторой части либеральной интеллигенции, к которой я в общем сам себя причисляю, этой пакостью, которая считается модной, которая почему-то не вызывает идеосинкрозию, не вызывает брезгливости чисто физической, а должна по-моему вызвать. Я имею в виду нацистскую символику, нацистские лозунги. Причем они здесь не просто нацистские, партия называется `национал-большевики` - это смесь Гитлера и Сталина. Об этом и идет речь в моем кино. Я считаю, что увлекаться этим постыдно, просто грешно. И я пытался как-то убедить людей, которые вменяемы, которые могут думать. Убедить в том, что этого делать нельзя.

Многие считают, что эти ребятки безобидны. Они пока действительно безобидны. Вообще, ребят мне жалко. Фильм, как вы видели, сделан с очень большим сочувствием к этим ребятам, я имею в виду тех `лимоновцев`, которые сидят в тюрьме. Потому что они попали под влияние этого человека, небесталанного, несомненно, и будущее этих ребят мне представляется очень угрожающим. Они очень рискуют своей судьбой, эти по сути еще дети. В этом вина и общества, в этом вина родителей, и главная вина, конечно, Лимонова, который совершенно по-гапоновски их повел за собой, преследуя при этом какие-то свои абсолютно цели. Эти дети сейчас бросаются помидорами, недавно девочка дала пощечину министру образования Фурсенко - это вроде бы все достаточно безобидно, но от пощечины дамской до дамского пистолетика, стрельбы и `бомбочек` очень короткая дистанция. Я не хочу, чтобы эта дистанция была пройдена при попустительстве общественности.

- В фильме вы проводите параллели между `лимоновцами` и фашистами, германской террористической организацией `Красная армия` и итальянскими `Красными бригадами`...

- Это не фашисты - это левацкие террористы в Западной Европе после войны.

- Почему вы считаете, что `лимоновцы` начнут использовать революционно-террористические методы? Насколько это неизбежно?

- На мой взгляд, в этом просто логика их внутреннего развития. Я повторяю: помидоры, яйца, пощечины - это первый этап. Те ребята тоже начинали с мелочей, а потом это надоедает, эмоции раскручиваются, истерика их раскручивается, и они переходят уже к следующему этапу и берут в руки оружие. Я считаю практически по внутренней логике это неизбежно. Все такие движения по сути террористические, от русских террористов, которые сначала были достаточно милы и пользовались очень большой популярностью среди русской творческой интеллигенции, в том числе, когда они стреляли в губернаторов и бросали бомбы. Потом большевики - абсолютно террористическая организация, в Германии - это нацисты: они все начинали с тихих подвигов и приобретали популярность среди либеральной части публики, а потом переходили уже к кровавому террору. Я считаю, что и здесь будет то же самое.

- То есть вы считаете, что это все-таки именно внутренняя логика развития подобных организаций?

- Я считаю, что это неизбежная логика. Ни одна организация такого плана, с такими лозунгами, такой символикой не может удержаться на уровне кидания яйцами и помидорами. Следующий шаг неизбежен.

- Известно, что в фильмы в конечной редакции входит далеко не весь собранный авторами материал. Остались ли у вас за кадром какие-то запоминающиеся сюжеты, которые в силу временных ограничений не вошли в `Цыпленка`?

- Там можно до бесконечности размышлять на эту тему, поэтому остались мои авторские тексты и остались куски интервью этих ребят. Дело в том, что у меня был еще и моральный ограничитель - ребята сидят в тюрьме, и я давал те части их интервью, которые не вызывают к ним самим какого-то отвращения что ли. Потому что нужно помнить, что это, по сути, дети еще, и потому что они несвободны сейчас - они в тюрьме сидят. Моя задача была, помимо прочего и не в последнюю очередь, чтобы и их судьбы сладились, чтобы они поняли, что происходит с ними. Потому что этот фильм - обвинение не им, они в данном случае игрушки. Это обвинение тем, кто за ними стоит.

- Что вы думаете по поводу нежной дружбы с нацболами вчерашних и сегодняшних убежденных либералов, например, Хакамады, Каспарова, некоторых `яблочников`?

- Я не хотел бы в данном случае никого называть по именам. Но мне кажется, что сам факт водить дружбу с такой организацией как `нацболы` - он постыден и, по-моему, это можно сделать только на нервной почве. Нужно просто следить за собой. Как нельзя публично ковырять в носу, еще какие-то вещи делать. Вот так же нельзя уважающему себя политику, с убеждениями, тем более считающему себя либералом, водить дружбу с этой компанией. Есть вещи, которые неприличны, которые нельзя делать. Вот этого делать нельзя.

- Известно, что творческие люди по природе своей добрые, а также стараются поддерживать других творческих людей. Существует мнение, что Лимонов, во всяком случае, был неплохим писателем. Не потому ли его политико-революционная деятельность не находит в кругу интеллигенции однозначного осуждения?

- Вы знаете, абсолютно плевать, каким он был писателем. Львом Толстым он никогда не был и Достоевским тоже. Да, он небесталанный литератор, каких много, но, извините меня, Гитлер был небесталанным художником, и об этом, кстати, у меня и идет речь в кино, и продавал свои акварели в городе Вене. И что, теперь мы будем относиться к нему как к пострадавшему интеллигенту и будем ему сочувствовать?! Лимонов как писатель - я никогда не был поклонником его таланта, но, тем не менее, - как писатель пусть пишет. Писатели пописывают, читатели почитывают, да? Но в данном случае он выступает не как писатель, он выступает как, с позволения сказать, политик, как человек, который агитирует молодежь, который пользуется определенной популярностью в молодежной среде, и в этом плане он очень опасен. Он опасен для общества, независимо от того, литератор он, художник, футболист, работник ЖЭКа - это абсолютно не играет никакой роли.

- Непростой вопрос, потому что судить всегда непросто. Но чисто гипотетически, будь вы властью в широком понимании, как бы вы поступили с Лимоновым и его организацией?

- Я вообще не сторонник административно-запретительных решений в данном случае. Здесь все должно быть по закону, но в принципе, я считаю, что запрещать такие партии (тем более, мы знаем, как у нас сейчас выполняется этот закон) - это только повышение их популярности. С ними надо бороться, объясняя, кто они такие. На сегодня, на данный момент их рейтинг невысок, и он и должен быть невысок, он должен быть еще ниже, но для этого не нужно их запрещать. Для этого нужно просто показывать на них пальцем и говорить: `Ребята, эти люди неприличны, неинтересны и опасны. Отойдите от них подальше, как от пьяного на улице`.


16.09.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 238520
Опублик.: 19.09.05
Число обращений: 778

  • Сванидзе Николай Карлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``