В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Белов: `Шредер вернется в 2009 году` Назад
Владислав Белов: `Шредер вернется в 2009 году`
В пятницу германский парламент вынес вотум недоверия правительству, на чем настаивал федеральный канцлер Герхард Шредер. Теперь Германию ждут новые выборы, победу на которых, скорее всего, одержит нынешняя оппозиция - блок ХДС/ХСС. Зачем глава правительства пошел на такой шаг и не отразится ли смена немецкого руководства на германо-российских отношениях - об этом корреспонденту Страны.Ru Ивану Преображенскому рассказал Директор центра Германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

- С какой целью Герхарду Шредеру понадобилось добиваться вынесения вотума недоверия правительству?

- Вотум недоверия, которого канцлер добился в бундестаге, является частью политической игры, которую Шредер достаточно разумно повел сразу после окончания муниципальных выборов в самой крупнейшей земле Германии - Северном Рейне-Вестфалии. Тогда он фактически увидел, что шансов для того, чтобы его партия осталась на плаву, практически нет, если не провести досрочные выборы. Какие у него теперь шансы? Я думаю, что, конечно, канцлер не рассчитывает на победу на этих выборах. Для него решение, принятое в конце мая этого года, это решение о спасении своей партии с точки зрения ее популярности, с точки зрения ее способности, с точки зрения дальнейшей разработки неких программных установок, которые будут привлекать к себе новых избирателей. И, соответственно, я думаю, что уже в конце мая, он, по ходу внутрипартийной дискуссии, предположил необходимость перехода в оппозицию.

- Что выигрывает Герхард Шредер в результате досрочных выборов?

- Если вынесенный бундестагом вотум недоверия канцлеру будет утвержден федеральным президентом Келером, вероятность чего очень высока, и если запросы в Конституционный суд о незаконности этого решения, которые уже два депутата готовы послать, будут отвергнуты, то это даст `зеленый свет` предвыборной борьбе. А в рамках этой предвыборной кампании Шредер, в принципе, может опять начать набирать очки. О чем идет речь? В принципе уже очевидно, что шансов на победу у социал-демократов практически нет, хотя наверняка букмекерские конторы еще будут ставить один шанс на миллион, что Шредер и его партия в коалиции с зелеными и `Союзом-90` победят.

Тем не менее, канцлер уже начал подготовку к переходу в оппозицию, и с этих позиций он, естественно, себя позиционирует в качестве кандидата от партии социал-демократов на выборах в 2009 году. На самом деле ни один из экспертов не сможет придумать сегодня такого стечения обстоятельств, как это было в июле - августе 2002 года. Тогда внешнеполитическая инициатива Германии по отношению к кризису в Ираке и грамотные действия канцлера в рамках ликвидации последствий наводнения в Восточной Германии позволили социал-демократам получить минимальному перевесу в 4 голоса, которым располагает в парламенте правящая коалиция.

- Что стало, на ваш взгляд, причиной правительственного кризиса?

- Конечно, это правительство во многих вопросах было достаточно конструктивным, и многое было сделано и по пенсионной реформе, и по реформе медицинского страхования, и по налоговой реформе, и по перестройке системы взаимоотношений на рынке труда. Реформы пошли, можно хотя бы упомянуть `Повестку дня 2010`, которая были инициирована канцлером в рамках жесточайшей дискуссии внутри партии в марте 2003 года. Многое уже реализуется, можно их критиковать, говорить, что удачно - не удачно, тем не менее, это позитив. Негативная сторона в том, что, к сожалению, реформы идут не так быстро, как этого хотелось, они оказались достаточно дорогостоящими, в первую очередь это касается реформы на рынке труда. Расходы на подобного рода реформы оказались гораздо выше, нежели тот эффект, на который рассчитывали, то есть снижение нагрузки на государственный бюджет.

В целом, конечно, канцлер и большинство его коллег по партии понимают, что они, к сожалению, не справились с той комплексной задачей, которая были ими же поставлена в 2002 году - не решили проблемы безработицы, не завершили реформы, что, соответственно, критически воспринимается обществом. По-прежнему дебюрократизация идет с большим трудом, по-прежнему малый и средний бизнес сталкивается с препятствиями на пути своего развития (ведь бюрократия это особенность не только российской, но и немецкой экономики). По-прежнему существуют сложности, связанные с созданием своего бизнеса, ликвидацией бизнеса, с его ведением, а на это накладывается та вялотекущее развитие экономики.

Плюс к тому на лицо сложности с функционированием Европейского Союза. Это вопросы бюджета, это вопросы, связанные с необходимостью более активного участия Германии в реформировании механизмов Европейского Союза, связанные с тем, что необходимо качественно изменять Европейский Союз. Расширение Евросоюза шло, в первую очередь, по инициативе Германии, которая была заинтересована в продвижении экономических интересов своих компаний на восток европейского континента. Фактически Германия была инициатором количества расширения, поэтому именно Германия несет за это ответственность перед другими партнерами.

- Однако реформы не дают результат мгновенно, почему Герхард Шредер не стремился удержаться до окончания их реализации?

- Для Шредера сейчас решающим является не этот год, и не будущий, а год 2009, когда будут следующие выборы в бундестаг. Тогда, с одной стороны должны в полной мере заработать реформы, которые социал-демократы проводят, начиная с 98 года, когда они сменили после почти 16-летнего правления ХДС/ХСС и свободных демократов, которые были у власти с 82 по 98. Реформы идут, и вполне возможно, что они заработают в 2006, 2007, 2008-9 году, и, как говорится, это будет значимо, именно коалиция будущая припишет себе. А с другой стороны на чашу весов кладется недовольство электоральной базой, которая, в общем-то, будет объектом этих реформ. Надо будет затягивать пояса, будут отменены многие социальные программы, в первую очередь по безработице, будут жестко регулироваться условия получения соответствующих пособий, реформироваться социальная сфера в целом. Однако решающим станет 2009 год, когда и пройдут выборы, которые покажут, как нынешняя оппозиция реализовала реформы, начатые Шредером.

Кроме того, социал-демократы прекрасно понимают, что, наверно, они просто должны заняться самими собой. Идет кризис внутри социал-демократической партии, кризис коалиции между социал-демократами, зелеными и `Союзом-90`. Партия расколота. ПДС пытается создать некую левую альтернативу и сделать из бывшей компартии `новых левых`. Это еще одна причина, для того, чтобы считать своевременным и взвешенным решение Герхарда Шредера красиво уйти в оппозицию и попытаться продолжить реформу партии. Опять консолидировать партию вокруг себя, вокруг тех сил, которые реально могут партию повести вперед, привлечь новые, молодые силы или, хотя бы тех реформаторов, которые всячески критикую нынешнее руководство и, таким образом, через это опять получить признание электората в 2009 году.

-А какие последствия для России будет иметь уход Шредера со своего поста?

- В принципе, естественно, будущая правящая коалиция ужесточит тон общения с Россией, непосредственно с Владимиром Путиным и его командой. Альянс ХДС/ХСС будет всячески показывать своему электорату, это просто часть предвыборной борьбы, что они не такие, как Шредер, они другие: они жесткие, они справедливые, они радеют именно за демократию, для них нет никаких закрытых тем, они представляют как бы гражданское общество. Естественно, они заработают на этом определенные очки, определенные процентные пункты. Но с точки зрения качества наших отношений я не вижу пока тех фундаментальных проблем, которые могли бы изменить германо-российские отношения: ни в политической сфере, ни в экономической сфере, ни в гуманитарной сфере. Возможно, в гуманитарной сфере Германия займет еще более жесткую позицию по отношению к перемещенным культурным ценностям. Однако и сейчас их позиция достаточно жестка, и я даже не знаю, куда ее дальше ужесточать.

Что касается политической сферы, то заявления оппозиции о том, что приоритеты будут отданы Америки, были ожидаемы. Даже Шредер не возражал против укрепления трансатлантической оси, особенно в контексте изменения `весовых характеристик` в рамках кризиса Евросоюза. Я имею в виду не только референдум по евроконституции во Франции и Голландии, но и бюджетный кризис, а соответственно - отсутствие консенсуса по тому, как должен развиваться бюджетный процесс. Очевидно, что сейчас Великобритания, в лице своего премьер-министра, выдвигается на новые позиции, что объективно ослабляет роль Франции и Германии в Евросоюзе,. А повышение внешнеполитического веса Великобритании, для которой Америка всегда была партнером номер один в двусторонних отношениях после Евросоюза приведет к укреплению отношений между Евросоюзом и Америкой в целом. В этом контексте, после ухода Шредера, Германия просто будет соответствовать общим тенденциям.

Однако Россию это не затронет. Россия объективно останется партнером номер один на востоке европейского континента. Несмотря на то, что эксперты в ХДС/ХСС достаточно жестко настроены в отношении нашей страны и Владимира Путина по тем четырем вопросам, о которых я говорил, я объективно не вижу никакой возможности для заявленного кандидатом в канцлеры госпожой Меркель охлаждения отношений с Россией. Германия не сможет отказаться от соглашения о возможности транспортировки сил бундесвера через Россию. Я также не думаю, что Германия разорвет соглашение с Россией об облегчении визового режима для определенных групп граждан. Не станет она разрывать и соглашения о молодежном обмене. Тем более, что сегодня научное сотрудничество, межгосударственная кооперация - все это при Шредере перешло с государственного уровня на уровень регионов и конкретных компаний.


01.07.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 237644
Опублик.: 18.08.05
Число обращений: 468

  • Белов Владислав Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``