В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Бунич. `Синдром приватизатора или кто остановит Назарова?` Назад
Андрей Бунич. `Синдром приватизатора или кто остановит Назарова?`
Синдром приватизатора (приватизационный зуд) - профессиональное заболевание руководителей Росимущества (ранее Госкомимущества, Минимущества). При этом заболевании человек неспокоен, возбужден, совершает множество суматошных движений. Для больных синдромом приватизатора характерно навязчивое желание продать все, что под руку попадется, причем за бесценок (т.е. `приватизировать`). Синдром обостряется неожиданно, иногда после длительной депрессии, во время которой больной вообще не интересуется имуществом, проявляет вялость, безразличие, апатию. В случае же обострения требуется немедленно купировать приступ, т.к. приватизационный зуд при отсутствии лечения может приводить к очень тяжелым последствиям.

1. Куда торопимся?

Приватизация - известное в России бедствие. Страна еще не опомнилась от катастрофы начала 90-х годов, когда приватизаторы разорили и пустили по ветру некогда великую страну. До сих пор экономика не может восстановиться после проведенной тогда поспешной, грабительской приватизации. И что же? Никаких выводов не сделано, оценка происходящему не дана. Наоборот, нынешний глава Росимущества Назаров грозится накрыть страну новой волной приватизации (АиФ, No 20, 2005 г.). Позиция Назарова вызывает опасение и настораживает. `Волна приватизации`, о которой он говорит, вполне может сказаться подобной недавнему цунами в Юго-Восточной Азии - т.е. может смыть все, что еще осталось работающего в нашей экономике.

Зачем сейчас ускоренная распродажа? Приватизаторы утверждают, что в России слишком много государственной собственности. Однако, если мы и страдаем сейчас от чего-то, то это от избыточной приватизации 90-х, а вовсе не от высокого долга государственной собственности. Например, все манипуляции вокруг `Газпрома` и `Роснефти` сводятся к попыткам государства вернуть себе контрольный пакет акций, а ведь `Газпром` - крупнейшее предприятие России. Действительно, у нас много лишнего государственного имущества. Но почти все это имущество - неликвид, который частный бизнес брать не хочет. Так что проблема не в чрезмерном уровне государственной собственности, а в неправильной структуре собственности - когда хорошие лакомые куски продаются за бесценок, а неликвид навсегда остается государству.

Но самое главное - ускоренная приватизация не имеет никакого смысла, так как у государства сейчас хорошее финансовое положение и оно может значительно поднять капитализацию предприятий, проинвестировав деньги в ряд приоритетных проектов, а уже затем постепенно продавать акции этих предприятий. В то же время такой подход заставит частный бизнес идти в менее прибыльные отрасли и развивать там производство. Ведь частный капитал подобен воде, она течет в ту дырку, которая больше, а для того, чтобы она потекла иначе, надо закрыть эту дырку.
Учитывая вышеизложенное, сегодня следовало бы объявить мораторий на приватизацию крупнейших объектов типа `Связьинвеста`, которые могут вызвать скандалы и споры, лучше спокойно во всем разобраться и лишь затем продуманно двигаться дальше.

2. Работа над ошибками

Для того чтобы продолжать приватизацию, надо предварительно оценить текущее состояние, проанализировать допущенные ошибки, извлечь необходимые уроки. Иначе может случиться непоправимое: новые ошибки будут наслаиваться на старые, а потом в этом гремучем коктейле разобраться станет вообще невозможно. Тем более это актуально в связи с заявлениями Назарова и других энтузиастов ускоренной распродажи о том, что еще 70% государственного имущества не приватизировано. Оставим за скобками вопрос о необходимости тотальной приватизации, (а какой итоговый уровень государственной собственности видится приватизаторам - может быть государство вообще должно исчезнуть?) все равно требуется анализ различных подходов к приватизации. Идея о том, что приватизация должна быть закончена в 2007 году вызывает удивление. Приватизацию, равно как и национализацию (деприватизацию) нельзя закончить - это процесс. В какой-то момент больше одного, в какой-то - другого. В периоды кризисов государство увеличивает свое присутствие в экономике с тем, чтобы спасти некоторые отрасли и предприятия от банкротства, а также зачастую получает в собственность предприятия из-за неуплаты ими налогов. Затем, через некоторое время после санации этих предприятий, государство может снова выставить их на торги.

В любом случае, руководство Росимущества просто обязано разобраться с мутным наследием прошлого. Прежде всего это касается пресловутых залоговых аукционов. Скоро пройдет срок давности, когда имущество, украденное у государства в1995 году, можно истребовать у незаконных владельцев через Арбитражный суд. Здесь у государства (Росимущества) политические, экономические и юридические аргументы.
Политически эта акция вызывает хороший резонанс в обществе, экономический эффект очевиден: прекратится бесконечный вывоз капитала за рубеж, государство получит средства для социальных программ и инвестиций, можно будет обуздать монополизм и т.д. Юридически в данном случае ситуация бесспорна. Эти сделки явно фиктивные, притворные (по 170 ст. ГК РФ) и потому недействительны с момента их совершения (ст. 181 ГК РФ). Доказательства притворности залоговых аукционов хорошо известны. Это, во-первых, свидетельство самих организаторов - Чубайса, Коха, Моложавого, которые в один голос утверждали, что это была приватизация; во-вторых - это тот факт, что в бюджете на следующий год даже не были предусмотрены средства для возврата т.н. `кредита` под залог акций. Кроме того, много писалось о том, как проводились аукционы. Государство трижды заплатило само себе: сначала разместив в банках-залогодержателях депозиты Минфина, т.е. государственные средства, затем аккумулируя в этих же банках залоговые средства, одновременно поручая им организацию аукционов, а затем после того, как они таким образом `побеждали` - все равно оставляло деньги в этих же банках! То есть никакого реального движения средств по счетам не было - лишь перекладывание из кармана в карман.

Современные олигархические группы возникли только благодаря залоговым аукционам (`ЮКОС`, `Сибнефть`, `Норильский никель` и др.) Всего их было 12. Нарушения там столь очевидны, что арбитражное истребование не составит труда - нужна лишь политическая воля. Прежде всего - желание руководителя ФАУФИ Назарова, который делает наоборот все, чтобы затянуть подачу исков, замотать этот вопрос, или потопить его в рассуждениях о невозможности пересмотра итогов приватизации. Но при чем тут пересмотр итогов приватизации? Залоговые аукционы вообще не были приватизацией! Никто никогда не принимал решения о продаже этих предприятий. Они мошенническим образом перешли под контроль олигархов, поэтому на них вообще не распространяется законодательство о приватизации и сроки давности по приватизационным сделкам. У государства (т.е. Назарова) есть все основания и возможности подать иски, и в случае отказа это сделать, страна должна знать, кто лишил ее лучшей собственности! Суммарная стоимость предприятий, выставленных на залоговых аукционах - 100 млрд. долларов, а сумма залога смехотворна - 650 млн. долларов. Именно Назаров будет виноват, в случае если `дело о 100 млрд. долларов` так и дойдет до Арбитражного суда.
Кроме залоговых аукционов есть и еще нарушения в ходе приватизации, которым следует дать оценку: прежде всего - это уголовные преступления, злоупотребления служебным положением - в основном превышение должностных полномочий и компетенции (как местными, так и региональными властями), подлог, фальсификация, мошенничество, а также случаи, когда был нанесен ущерб интересам национальной безопасности.

3. Агентство по продаже.

Важнейший вопрос - что делать с государственным имуществом? Ведь ФАУФИ - это агентство по управлению федеральным имуществом, а не по продаже. Но почему же Назаров знает лишь один метод управления - а именно, продажу, да еще за бесценок, когда объект в плохом состоянии. Если владелец фирмы наймет себе управляющего, а тот не найдет ничего лучшего, как распродать побыстрее все имущество, вряд ли такой управляющий долго проработает на фирме. А ведь Назаров и ФАУФИ - это и есть такой же управляющий - только у государства, у Президента и Правительства. Продажа - лишь один из 10(!) видов использования государственного имущества. Каковы же остальные? Это:

1) Аренда, прежде всего долгосрочная, лучше - с правом выкупа - т.к. позволяет привлечь огромные внутренние инвестиции тех предпринимателей, которые не в состоянии сразу приобрести объект, но имеют необходимые навыки для управления и программу его развития. Аренда очень эффективна в землепользовании в управлении недвижимостью.

2) Лизинг - очень перспективная форма. Особенно в случаях, когда государство заинтересовано в приобретении передового оборудования, заводов или технологических линий, которые частный бизнес не в состоянии быстро окупить. Такие заводы и линии могут приобретаться целевым образом на государственные деньги и затем предоставляться коммерческим фирмам по лизингу.

3) Коммерческая концессия в области недропользования.

4) Франчайзинг - поддержка бренда и предоставление ноу-хау.

5) Траст (доверительность) управления.

6) Государственно-частное партнерство.

7) Аутсорсинг - передача государственных заказов на условиях подряда частным компаниям.

8) Залог - использование имущества для получения кредита (конечно - не так, как в случае залоговых аукционов, где залог в 200 раз(!) превышал стоимость кредита!?

9) Вклад государственного имущества в качестве взноса в уставной фонд акционерных обществ и последующее участие в прибыли, и, наконец

10) Выпуск акций под конкретные проекты - особенно это важно сейчас, когда у России наконец-то есть деньги, и можно вложить их в 100 приоритетных проектов, затем увеличить капитализацию этих предприятий и постепенно выводить эти акции на мировой рынок.

Однако Росимущество во главе с Назаровым не желает этим заниматься - также, как и кропотливой и необходимой работой по реструктуризации активов - так как это сложно, долго и приведет к росту продажной цены объектов. Интерес Назарова - обратный, сделать все быстро, предприятие разорить, а в разоренном положении продать, мотивируя это тем, что государство - неэффективный собственник. Во главе с Назаровым действительно это так и есть. Но по существу бесконечная песня о неэффективном государстве лишь прикрывает бездарность руководителей имущественного комплекса. Особо следует отметить ненависть бывшего и нынешнего руководства Росимущества к арендаторам. Назаров, как и его предшественники, делает все, чтобы разгромить арендное движение в стране, парализовать и дискредитировать арендные отношения. Существует множество инвесторов, которые готовы вкладывать большие средства только под долгосрочные договора аренды (возьмем к примеру аэропорт `Домодедово`). Однако Назаров специально пытается нарушать закон, расторгать договора аренды и препятствовать инвестициям - а ведь это значит, что вместо инвестиций в новые объекты и последующей эксплуатации, при которой вся собственность (!) остается государственной, у государства не остается иной альтернативы, кроме как избавиться от собственности за бесценок. К примеру, у инвестора долгосрочный договор аренды на 49 лет, он хочет вложить 100 миллионов долларов - таким образом государство просто получает построенный объект и сохраняет его в федеральной собственности (что может быть лучше?), но Назаров, наоборот, разрывает долгосрочный договор без всяких объяснений и выставляет объект на продажу, но даже не за 100, а всего за 20 миллионов долларов. При этом подрывается доверие тысяч мелких потенциальных инвесторов (российских и зарубежных)- если так можно поступить с крупными инвесторами, что же говорить о нас? Эту деятельность Назарова, иначе как вредительской не назовешь.

4. Политические игры.

Говоря о приватизации, следует всегда помнить о политической ситуации. 90% населения резко отрицательно от носятся к приватизации 90-х годов и это необходимо учитывать. Если не дается оценка самым скандальным приватизационным сделкам 90-х годов, и, наоборот, начинается новая рас продажа - нетрудно предугадать реакцию общества. Единственная гарантия стабильности в России - президент В.В.Путин и его высокий рейтинг доверия. Все, что может поколебать этот рейтинг, должно восприниматься как угроза стабильности. Все видели, как негативно была воспринята народом монетизация. Но монетизация + приватизация = бархатная революция. Сейчас не хватает нескольких крупных приватизационных сделок, неоднозначных, воспринимаемых обществом, чтобы создать фон для политической активности оппозиционных сил. Вспомним, что по Украине всплеск оппозиционных настроений произошел после приватизации `Криворожстали`. Где гарантия, что приватизация, например, `Связьинвеста` будет положительно оцениваться населением - ведь история приватизации всего 25% акций `Связьинвеста` в 1997 году привела к самому грандиозному скандалу за всю историю приватизации. А ведь сегодня Назаров рвется продать целых 75% акций!

Это наверняка будет использовано в своей игре опальными олигархами (особенно после дела `ЮКОСа`). Вряд ли Назаров не понимает этого. Действительно, в случае всемирного шума, весь удар примет на себя президент В.В.Путин, а о Назарове вряд ли кто-то вспомнит.

Правда через какое-то время уже Назаров может всплыть как кандидат в будущие президенты (достаточно посмотреть его интервью в АиФ No 20 за май 2005 г.) - получается Путину - проблемы, а Назарову - политический и экономический капитал.
Возня вокруг приватизации не случайна. Долгие годы олигархи держали `на хозяйстве` малоизвестного человека по фамилии Газизуллин. Этот `деятель` совместно со своим партнером Зинатуллиным (который трижды арестовывался по различным делам в 1996, 2002 и 2004 гг. и неизменно возвращался в министерство на руководящие должности) безраздельно правил в Росимуществе целых 7 лет. Его политика сводилась к очень простой формуле - в уголовном кодексе есть такая статья `преступное бездействие`, т.е. ничегонеделание, полное невмешательство в дела олигархических групп, которым было позволено разорять предприятия и выкачивать деньги из страны. За это Зинатуллин получил право делать свои дела (средний размер взятки, за которые он арестовывался - 3 млн. долларов США!). Олигархам был выгоден такой министр и его окружение - действующий по принципу `Мы сидим, а денежки идут` (из одного рекламного ролика), находящийся на крючке. Поэтому, когда чуть более года назад это ведомство возглавил Назаров - главной его задачей должно было стать искоренение коррупции и налаживание эффективного контроля над частной собственностью. Получилось же иначе. Похоже, за это время Назаров и команда Газизуллина заключили свой образный пакт о ненападении, т.е. Назаров обещает покрывать дела Газизуллина, симулирует деятельность и уходит от решений острых вопросов, затягивание принятие решений по таким важнейшим делам как `залоговые аукционы` - при этом расправляется с теми людьми, которые искренне заинтересованы работать на благо государства и бороться с коррупцией. В обмен команда Газизуллина и стоящие за ней олигархи поддерживают политически и экономически Назарова. Но вот вопрос - нужно ли это президенту В.В.Путину и российскому народу. Уверен, что нет.

Газета `Мир Новостей` за 28 июня 2005 года.
viperson.ru

Док. 237393
Перв. публик.: 04.08.05
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 1039

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``