В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Главком ВВС Владимир Михайлов: `В небе должен быть один хозяин` Назад
Главком ВВС Владимир Михайлов: `В небе должен быть один хозяин`
Минобороны подсчитывает ущерб и готовит иск к структурам, виновным в инциденте с вьетнамским `Боингом-777`, признанным военными нарушителем воздушного пространства России. `Виновные будут определены комиссией, которая сейчас работает`, - заявил главком ВВС Владимир Михайлов. По словам генерала, несогласованность действий гражданской и военных ветвей управления воздушным движением чуть было не привела к трагедии. От применения оружия военных удержало только информация о том, что рейс действительно плановый, хотя и совершается без надлежащей заявки.

`Гражданский сектор дал добро на вход самолета в зону, хотя заявка на него не была должным образом оформлена, - утверждает Владимир Михайлов. - В военном секторе документов на пролет самолета не было. Мы привели в готовность силы истребительной авиации, зенитно-ракетных войск и радиотехнических войск. Однако истребители в воздух для перехвата не поднимались. Мы понимали, что идет плановый полет без оформления документов`.

После этого главком уточнил, что самолет выполнял многочасовой перелет, шел, хоть и с нарушением временного графика, но строго по маршруту. Его плановая посадка в столичном аэропорту `Домодедово` сняла часть вопросов. Однако из слов главкома следовало, что стоило бы `Боингу` хоть на метр уклониться от маршрута в районе аэропорта, и приказ на поражение был бы отдан незамедлительно. Вблизи `Домодедова` проходит так называемое Загородное шоссе - бетонная автодорога, ранее совершенно секретная и закрытая для гражданского автотранспорта трасса, используемая сегодня качестве объездного пути вокруг Москвы. Именно в районе этого шоссе находятся элементы последнего кольца противовоздушной обороны столицы - зенитно-ракетные комплексы ПВО С-300. Время готовности этих систем к пуску - буквально несколько секунд.

Не так давно командующий восками Командования специального назначения (бывший Московский округ ВВС и ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев прямо заявил, что система противовоздушной обороны Москвы готова уничтожить любой летательный аппарат, незаконно вторгшийся в воздушное пространство над городом, будь то `воздушный шар или трансмагистральный авиалайнер с пассажирами на борту`.

`Я - заложник ситуации, - откровенно признался тогда генерал журналистам. - По закону я не имею права отдать приказ на уничтожение пассажирского самолета, отклонившегося от основной трассы маршрута, и в тоже время не имею права его не сбить. В любом случае на меня наденут наручники.`. А на вопрос, кто тогда будет принимать решение об уничтожении самолета, ответил, что это должен быть `либо главком ВВС, либо министр обороны, но иногда связь пропадает.`.

11 июля связь, видимо, не пропала. Военные и гражданские службы до последнего пытались выяснить отношения и разобраться в ситуации. Главком Михайлов считает, что во всем виновата несогласованность действий параллельно существующих структур управления воздушным движением. `Не случайно в течение длительного времени решается вопрос о создании Федеральной аэронавигационной службы, - говорит он. - Должен быть один хозяин в небе. Будет единая служба, не будут рядом два человека (военный и гражданский диспетчеры), будет один человек. Служба несколько сократится, а качество работы улучшится`.

По словам главкома, документы на создание подобной структуры уже в правительстве. Однако, когда они будут приняты и начато создание единой системы управления воздушным движением, неизвестно. Проблема в том, что военные настаивают на том, что структура должна быть подчинена Минобороны, гражданские - против. Если их объединят с военными, им придется делиться кассовыми сборами с авиакомпаний за пролет над территорией России. Впрочем, есть проблемы и у самих военных. Дело в том, что армейская диспетчерская служба координирует действия военных летчиков, занимающихся доставкой и эвакуацией спецподразделений, подбором капсул с информацией сбрасываемых с разведывательных спутников - информация о месте действия и координатах, которых является сверхсекретной и не может обсуждаться в открытом режиме общего диспетчерского зала. Михайлов, правда, утверждает, что это не проблема - в структуре ФАС чисто военная составляющая будет выведена в отдельное подразделение.

Однако, как убеждены эксперты, оба эти аргумента: один - за подчинение военным, другой - в пользу гражданских, являются главными камнями преткновения в споре о том кто будет главным в структуре ФАС. А до тех пор пока это не решится, стороны будут активно `подставлять` друг друга под удар, доказывая свое превосходство. Ситуация с вьетнамским `Боингом-777` стала лишним тому подтверждением. По существующей практике. планы графиков полетов пассажирских самолетов утверждаются не менее чем за полгода. Так что говорить о некой неосведомленности просто невозможно. Это собственно и спасло пассажиров злополучного рейса от встречи с зенитной ракетой.

.

Что такое войска Командования специального назначения

Войска КСпН, расположенные по всей Московской области, контролируют воздушное пространство на площади в 1,3 млн. кв. км, на котором проживает почти треть населения России, и прикрывают более 140 стратегических объектов. Ежедневно на боевое дежурство во входящих в состав КСпН частях истребительной авиации, зенитных ракетных и радиотехнических войск заступает около 2 тыс. человек. За смену в зоне ответственности войск КСпН сопровождается до 3000 целей. На их вооружении стоят зенитно-ракетные системы С-300 последних модификаций (позволяющих, в том числе перехватывать и ядерные боеголовки), истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25. Потенциальные огневые возможности сил и средств КСпН с их усилением в военное время позволяют одним боекомплектом ракет и одним вылетом авиации поразить до 500 целей на больших и средних высотах (от 50 метров до 56 километров) и до 400 на малых. Вокруг Москвы созданы два пояса перехвата воздушных целей: первый на удалении 100 км, второй на 50 километров.

14.07.05.

Никита Петров

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 237096
Опублик.: 14.07.05
Число обращений: 650

  • Михайлов Владимир Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``