В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Перминов: Европа и Япония поддержат проект создания многоразового космического корабля `Клипер` Назад
Анатолий Перминов: Европа и Япония поддержат проект создания многоразового космического корабля `Клипер`
Руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов в интервью `Интерфаксу` рассказал о российском представительстве на проходящем авиасалоне в Ле Бурже Paris Airshow-2005. Салон в Ле Бурже является крупнейшим в мире смотром достижений в сфере авиастроения. Российскую авиационно-космическую промышленность на нем представили более 40 предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Анатолий Николаевич, чем удивили российские разработчики и производители ракетно-космической техники искушенную западную публику?

Сегодня любой стране трудно кого-либо удивлять в одиночку. Мы приехали во Францию, на одну из самых значительных в мире выставочных площадок в том числе и для того, чтобы договариваться с партнерами о дальнейшем сотрудничестве. И здесь, считаю, нам многое удалось.

Вы имеете в виду результаты переговоров с Европейским космическим агентством?

И это тоже. Что касается Европейского космического агентства, то наши партнеры видят в Роскосмосе надежного партнера, который никогда не подведет. Несколько дней назад мы подписали совместный план действий по всем проектам, в том числе и по проекту создания многоразового космического корабля `Клипер`. Этот план действий будет вынесен на обсуждение всех стран, которые входят в Европейское космическое агентство (ЕКА). Однако головной компанией в данном проекте будет российская Ракетно-космическая корпорация `Энергия`.

По оценкам специалистов, `Клипер` будет востребованным кораблем многоразового использования и его предполагается применять для доставки людей и грузов к Международной космической станции (МКС) и другим объектам, которые находятся на низких околоземных орбитах. Корабль этого типа будет способен совершать около 20 полетов.

Мы предполагали в своих программах создание многоразового корабля `Клипер` в рамках международного сотрудничества. Поддержку этот проект, в частности, нашел со стороны Европейского космического агентства и Японии. На переговорах, которые прошли в рамках международного авиационного космического салона, мы обсуждали перспективы реализации этого проекта.

Наверное, проект `Клипер` - не единственная совместная с Европой программа?

Конечно, нет. Подписанный с ЕКА план действий рассчитан более чем на 15. Есть проекты, реализация которых займет до 25 лет. Цели сотрудничества предусматривают повышение глобальной надежности доступа человека в космос путем создания запасных стартовых комплексов и резервных мощностей для производства важнейших деталей и компонентов.

Это сотрудничество создает также возможности для использования существующей орбитальной инфраструктуры Международной космической станции и совместной работы по проектам исследования космического пространства и планет, включая Луну и Марс, с помощью автоматических космических станций.

Важным направлением международного сотрудничества в космической сфере является создание ракеты-носителя будущего. Создание ракеты-носителя нового поколения было у нас в планах, но на состоявшихся в Париже переговорах мы конкретизировали эти планы.

Пока рано говорить о каких-либо технических параметрах данной ракеты. Можно только сказать, что это будет чисто гражданская ракета тяжелого типа.

Есть интересные проекты в сфере космической телекоммуникации. Перспективна возможность сотрудничества в рамках долгосрочного проекта Европейского космического агентства Cosmic Vision, а также в вопросах дистанционного зондирования Земли.

Кто еще из иностранных партнеров готов к активному сотрудничеству с Россией в области освоения космического пространства?

Безусловно, один из самых перспективных партнеров - Соединенные Штаты Америки. Российская делегация в Ле Бурже провела переговоры с президентом и исполнительным директором компании перспективных космических двигателей, в том числе для полетов на Луну и Марс. На встрече речь шла о реализации ряда проектов в области создания перспективных космических двигателей.

Мы, в частности, обсуждали ход реализации контракта на поставку в США российских ракетных двигателей РД-180 производства российской компании `Энергомаш`. Выполнение этого контракта идет строго по графику, и программа поставки в США этих двигателей будет продолжаться и дальше.

На встрече обсуждались программы возможных космических полетов на Луну и Марс, а также перспектива совместного создания новых ракетных двигателей.

По словам наших коллег из NASA, возобновление полетов американских челноков на Международную космическую станцию ожидается уже в июле этого года, однако когда реально такой полет состоится - сегодня сказать сложно.

Роскосмос надеется, что США выполнят все свои обязательства по МКС, ведь, если не возобновятся полеты шаттлов на станцию, то в полном объеме обеспечить функционирование космической станции силами одной России вряд ли будет возможно. Дело в том, что ряд космических модулей для МКС изначально создавались с таким расчетом, доставить их на орбиту можно только с помощью американских шаттлов.

Помимо ЕКА и США, с кем еще проведет переговоры делегация Роскосмоса в Ле Бурже?

У нас запланированы встречи с руководителями космических ведомств Франции, Италии, Китая, Японии, Бразилии. Кроме того, все главы космических агентств соберутся за круглым столом на 7-й Европейской межпарламентской конференции по космосу. Мы ожидаем немало пользы от встреч с руководителями предприятий космической промышленности Франции, Германии, США, Италии и Великобритании.

Список стран, входящих в `космический клуб`, расширяется. Удастся ли нашей стране удержаться на передовых позициях в космической области?

В 2004 году Россия впервые за долгие годы вышла на первое место в мире по количеству космических запусков. Сегодня у России на орбите около 100 космических аппаратов. Между тем США располагают группировкой в 426 аппаратов.

Чтобы поддерживать нашу орбитальную группировку на уровне, обеспечивающем гарантированное решение задач Федеральной космической программы, бюджетное финансирование нужно увеличить примерно на треть. Мы ожидаем, что в 2006 году оно составит 24 млрд. рублей. В этом случае российская орбитальная группировка может быть пополнена 26 космическими аппаратами и можно будет заняться программами пилотируемых полетов.

15 июня 2005 года


1991-2005 Interfax

Док. 237093
Опублик.: 14.07.05
Число обращений: 559

  • Перминов Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``