В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Будущее Новосибирской области - производство наукоемкой, высокотехнологической, уникальной для России продукции, губернатор Виктор Толоконский Назад
Будущее Новосибирской области - производство наукоемкой, высокотехнологической, уникальной для России продукции, губернатор Виктор Толоконский
Виктор Александрович, что является для Новосибирской области главной задачей на 2005 год?


Первоочередная задача нынешнего года - качественное изменение экономической политики в области. Это будет политика, направленная на развитие инвестиционного потенциала, на более полное и всестороннее использование интеллектуальных ресурсов нашего региона. Тех самых ресурсов, которые составляют главное богатство Новосибирской области.


Поддерживать устойчивые темпы роста промышленности нам сложнее, чем многим соседним регионам, у которых есть сильные топливно-энергетические и сырьевые отрасли. У нас многопрофильная промышленность, сосредоточенная на относительно небольших предприятиях. Она тоже развивается, демонстрирует неплохую динамику. Но делать основную ставку на традиционные виды продукции мы больше не можем.


Наше будущее - это производства, ориентированные на выпуск продукции наукоемкой, высокотехнологической, во многом уникальной не только для Новосибирской области, но и для России. Именно это даст нам серьезные конкурентные преимущества, обеспечит существенный экономический прорыв.


В связи с этим совершенно новые перспективы открываются перед нами в преддверии выхода федерального закона об особых экономических зонах. У нас есть очень серьезные основания рассчитывать, что одна из технико-внедренческих зон будет на территории Новосибирской области. Базой для нее станет Академгородок - место дислокации Сибирского отделения Российской академии наук.


Что, на Ваш взгляд, следует сделать, чтобы проекты в рамках создания особой экономической зоны были привлекательны для инвесторов?


Особый налоговый, таможенный, административный режим - словом, все атрибуты особой экономической зоны - уже являются факторами, стимулирующими приход инвесторов. Однако одних этих стимулов все равно недостаточно, одновременно требуется решать целый ряд проблем.


Так, необходимо уже сейчас, не дожидаясь завершения всех законодательных согласований и прихода резидентов в особую экономическую зону, существенно обновлять инфраструктуру на месте ее потенциального расположения.


Мы планируем совместно с федеральным центром реализовать крупный инвестиционный проект по строительству нового выставочного центра СО РАН. В нем будет концентрироваться вся информация о новых разработках, изобретениях, результатах исследований наших научных институтов. Без такого центра внедренческим компаниям, работающим в технопарковой зоне, будет трудно ориентироваться в большом объеме информации научных институтов и находить то, что их заинтересует. Поэтому в ближайшее время такой центр будет построен.


Затем необходимо построить современный конгресс-центр. Основной формой соединения интересов заказчиков и ученых, которые предлагают свои разработки, формой поиска новых научных решений являются конференции, симпозиумы, семинары, когда научное сообщество и заказчики имеют возможность напрямую общаться. Для того, чтобы эти мероприятия проводить, требуется инфрастуктура, причем современная и привлекательная, чтобы у организаторов таких собраний был стимул собраться именно в новосибирском Академгородке, а не на каком-нибудь курорте в Европе.


Уже разработан проект строительства такого конгресс-центра, в который входит современный отель, конгресс-холл, включающий целый ряд самых современных залов для проведения конференций, вся сопутствующая инфраструктура для обеспечения работы центра, связь, коммуникации и т.д. Определена площадка под строительство этого объекта и уже получен целый ряд инвестиционных предложений от компаний. Конгресс-центр планируется построить недалеко от Новосибирского госуниверситета.


Есть еще один проект, который необходимо реализовать в рамках создания особой экономической зоны - это строительство современного офисного центра для размещения компаний, работа которых не требует больших производственных или исследовательских площадей. Это, например, такие компании, которые производят или адаптируют программные или подобные интеллектуальные продукты. Речь идет о современном офисном комплексе, оснащенным всеми коммуникациями, имеющим общую сервисную инфраструктуру, хорошую компьютерную библиотеку. Однако для этого проекта все же ключевым условием должно стать расположение на территории потенциальной особой экономической зоны, работая в которой в дальнейшем можно будет претендовать на особые налоговые и иные режимы. Это сделает проект окупаемым и привлекательным для инвесторов.


Как эти планы коснутся ученых, которые сейчас работают в Академгородке?


Разумеется, это должно заметно улучшить условия их работы. Но важно изменить и сами условия жизни ученых.


Проекты строительства, в первую очередь, современных жилых комплексов, различных торговых, сервисных центров, если их начать осуществлять сейчас, позволят ускорить все остальные этапы создания технико-внедренческой зоны. В любом случае такие проекты принесут большую пользу городу.


Технико-внедренческая зона призвана объединить специалистов, имеющих прекрасное образование, особые таланты к созданию нового интеллектуального продукта. Понятно, что таких людей нужно заинтересовывать высокой зарплатой, которую в условиях особого налогового режима зоны работодатели смогут обеспечивать. Но кроме зарплаты высококлассных профессионалов могут привлечь хорошие бытовые условия, в частности, жилищные.


Поэтому мы планируем уже сейчас утвердить инвестиционные проекты и отвести специальные территории для строительства двух жилых комплексов. Один из них будет в традиционной форме - многоэтажные дома со всей сопутствующей инфраструктурой, причем для подрядчиков мы будем ставить обязательным условием, чтобы это были современные, красивые, удобные для жизни дома. Второй комплекс - жилой поселок коттеджного типа. Предполагается, что это будут комфортабельные индивидуальные дома, выдержанные в едином архитектурном стиле. Строить их станем в рамках одного проекта, который либо профинансируем сами, либо привлечем инвесторов. А затем эти дома могут быть проданы или остаться в собственности управляющей компании либо инвестора и будут сдаваться в аренду.


Каким образом исполнительная власть области может содействовать становлению и существованию такой особой экономической зоны?


Во-первых, базовым условием существования особых экономических зон является готовность и воля региональных властей - законодательной и исполнительной - передать часть своих полномочий и функций, закрепленных конституционным законодательством, администрации особой экономической зоны. Правительство предполагает, что далеко не везде это будет просто решать.


Во-вторых, власть региона должна быть заинтересована в том, чтобы предоставить резидентам особой экономической зоны налоговые льготы и притом весьма существенные.


В-третьих, законопроект предполагает, что власти региона должны взять на себя обязательства внести определенный объем бюджетных инвестиций в инфраструктуру, связанную с этой зоной. Выполнить все эти три условия мы готовы.


Наконец, совершенно очевидно: пока будет создана организационная структура на федеральном уровне, которая станет заниматься такими зонами, пока будет сформирована администрация самой зоны, уйдет определенное время, а успех дела во многом зависит от быстрой организационной готовности. И сейчас именно от региональной власти зависит, насколько эффективно пройдет подготовительный и первый этапы реализации такого проекта.


Сегодня мы объединяем наши усилия с президиумом СО РАН, создаем совместные рабочие группы и комиссии, фактически исполняя те функции, которые в дальнейшем перейдут к дирекции особой экономической зоны. Подобную инициативу проявляют соответствующие министерства и ведомства, такие как Министерство информатизации и связи, Минэкономразвития, Министерство образования и науки, Министерство региональной политики.


На мой взгляд, это общая задача для федеральной и региональной властей, поскольку, принимая решения о создании специальных зон, необходимо добиться максимального эффекта для развития науки, технологий, экономики всей России. Особые экономические зоны - это не средство развития одного региона, они должны быть фактором ускорения экономического роста всей страны.


Требует ли реализация этих проектов каких-либо изменений в структуре власти?


Изменения уже происходят. Они коснулись непосредственно администрации области - произошло некоторое перераспределение обязанностей между моими заместителями, будет сформирован специальный департамент, занимающийся наукой, высокими технологиями, современными коммуникациями.


Организационные изменения, полагаю, произойдут и в Сибирском отделении РАН, которое тоже старается быть более адаптированным к новым задачам.


Я рад тому, что президент РФ Владимир Путин недавно обратил внимание правительства на необходимость скорейшего внесения законопроекта об особых экономических зонах в Государственную думу. Закон уже согласован всеми ведомствами, но, по регламенту, он должен быть предварительно рассмотрен на заседании правительства РФ. Если все будет идти по графику, то уже в марте правительство рассмотрит законопроект, и он будет внесен в Думу.


Поэтому, думаю, что наши усилия по разработке инвестиционных проектов, по организационной подготовке не пройдут даром, закон будет принят, и у нас есть все основания претендовать на создание в Новосибирской области технико-внедренческой особой экономической зоны.


В чем Вы видите преимущества Новосибирской области для такого проекта?


Именно у нашего региона есть ряд специфических особенностей, которые полностью отвечают критериям для размещения такой зоны. Прежде всего, это традиционно высокий уровень развития науки и образования - в Новосибирске работают 60 исследовательских институтов, есть сильные университеты, которые развивают научные школы.


Кроме того, с момента создания, с 50-х годов, новосибирский Академгородок по сути опирался на те принципы, которые сейчас сформулированы в законе об особых экономических зонах. Не думаю, что в России много таких мест.


Наконец, некоторые механизмы, закладываемые в закон, мы уже использовали в работе - предоставляем налоговые льготы, гранты, реализуем комплексные программы научно-внедренческого плана, в частности, `Силовая электроника`. Если мы сейчас будем энергичными в продвижении этого проекта, то, думаю, правительство нас поддержит.


Конечно, можно подходить к созданию особой экономической зоны как к способу получить из федерального бюджета какие-то деньги на инфрастуктуру и ждать этих денег. Но я все-таки убежден, что мы обязаны сейчас найти и в стране в целом, и в каждом регионе дополнительные, особые точки роста.


Мы не должны основывать свою экономическую политику на поддержании существующих темпов роста - нам нужен новый импульс, новые факторы. И все для этого в стране сейчас есть. Если ранее был достаточный кадровый, производственный потенциал, богатые природные ресурсы, но был недостаточен инвестиционный потенциал, то сейчас и он есть. Есть большие объемы прибыли у предприятий, есть запасы в бюджете, которые могут быть направлены если не напрямую на инвестиции, то хотя бы на их поддержание, на создание условий для инвестиционного процесса.


Не воспользоваться этой ситуацией было бы не только управленческой, но и политической ошибкой.


Тем не менее, что может получить регион от реализации на его территории такого проекта? Не приведет ли это к снижению налоговых сборов, учитывая, что резидентам особых экономических зон предоставляются существенные налоговые льготы?


Я убежден, что налоговых льгот бояться не надо. Если хорошо продумать систему регистрации резидентов, то не будет возможности использовать новые механизмы для снижения налоговых платежей. Дело в том, что в эту зону нельзя перенести какие-то уже существующие предприятия, производства традиционной экономики - это будет новая экономика, приростная, а не замещающая. Поэтому даже если норма налогообложения там будет уменьшена, все равно в целом это даст прирост налоговых поступлений, так как это налоги новых предприятий. Поэтому я совершенно не боюсь особых налоговых режимов.


Думаю, мы должны быть готовы не только поддержать все требования закона, касающиеся налоговых льгот, но по возможности даже дать на уровне субъекта федерации дополнительные льготы, стимулы для прихода инвесторов. Мы уже сейчас готовы из средств областного бюджета субсидировать процентную ставку инвесторам по кредитам в рамках такого проекта.


Более того, если инвесторы по каким-либо причинам будут затягивать решение по участию в проектах, мы готовы создать собственную государственную инвестиционную компанию и сами строить конгресс-центр, офисный центр, новые жилые комплексы. Уверен, что все созданное в зоне научного центра будет ликвидным. Я не считаю эти проекты рискованными и готов на уровне региона давать по этим проектам самые высокие гарантии.


Как Вы оцениваете ситуацию в области с точки зрения привлечения инвестиций в целом?


Инвестиции в основной капитал в Новосибирской области за последние пять лет увеличились более чем в два раза. В 2004 году они составили свыше 27 млрд. рублей. При этом объем иностранных инвестиций в прошлом году возрос в 2,3 раза. Думаю, это неплохой результат.


За пять лет у нас создано и расширено свыше 600 производств, построено 24 новых завода. Только в прошлом году веден в строй новый завод по производству строительных профилей из пластмассы немецкой компании VEKA, аналогичный завод в России есть только в Московской области. Приступило к выпуску медицинских изделий совместное российско-корейское предприятие `ЮниОникс`. Компания `АБОЛмед` построила завод по производству лекарственных препаратов нового поколения. Начал работу новый современный молочный завод в одном из сельских районов. Только на этих предприятиях годовой объем производства составит порядка 6 млрд. рублей.


Главным источником инвестиций в основной капитал стали собственные средства предприятий и организаций - на их долю приходится 60% общего объема инвестиций.


Помимо этого, в минувшем году область получила около 900 млн. рублей инвестиционных вложений из федерального бюджета в рамках реализации 16 федеральных целевых программ. Наиболее крупные - строительство объектов аэропорта `Толмачево` и реконструкция Государственного академического театра оперы и балета.


Какие новые проекты будут реализовываться в регионе в текущем году?


В настоящее время в стадии подготовки находятся целый ряд крупных проектов. Например, уже идет выбор площадки для строительства металлургического завода. Рассматривается возможность размещения в области завода по производству банок для напитков. Нам интересен этот проект, поскольку, с одной стороны, это массовое производство, по нему достаточно простые требования к производственной площадке, а с другой стороны, такое производство может способствовать увеличению выпуска самих напитков.


Надеюсь, что в ближайшее время будет принято соответствующее решение инвесторов, а это иностранная компания, и начнутся работы по подбору площадки для производства строительного утеплителя. В области сейчас большие объемы строительства, климат у нас сибирский, утеплителя в связи с этим требуется много. Но возить его, как сейчас, из Подмосковья, очень дорого, по сути - это возить воздух. Тем более, что это продукция как раз та, которая должна быть максимально приближена к месту потребления. Поэтому для такого предприятия будет интересен рынок не только Новосибирской области, но и ближайших регионов, а дальше Москвы подобных заводов в России пока нет.


Подписан ряд документов, в том числе по отводу лесосечного фонда для строительства завода по лесопереработке. Кроме того, владельцы компании MARS рассматривают возможность строительства второй очереди завода по производству корма для домашних животных. И это только небольшая часть проектов. Есть планы по производству электротехнической, автомобильной, энергетической продукции, по строительству горно-обогатительной фабрики, еще одного завода по изготовлению лекарственных препаратов, предприятий по переработке пищевых продуктов, по расширению производства на авиационном заводе имени Чкалова. Суммарно это многомиллиардные вложения.


В области уже не первый год реализуется комплекс мер господдержки инвестиционных проектов. Насколько эти мероприятия оправдывают ожидания власти?


Мы уже давно пришли к пониманию, что решать проблему привлечения значительных инвестиционных ресурсов без поддержки государства сложно.


Такую поддержку мы оказываем. Предоставляем предприятиям налоговые льготы, участвуем в софинансировании процентной ставки за кредиты, которые предприятия берут для реализации инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. Только в минувшем году на эти цели пятидесяти предприятиям из областного бюджета были выделены 150 млн. рублей. Это позволило привлечь в экономику области дополнительно свыше 2 млрд. рублей.


Но не бюджетные вложения определяют сегодня успех инвестиционной деятельности. Я считаю, что мы должны бороться за более активное привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных.


Что на Ваш взгляд необходимо сделать для повышения интереса потенциальных инвесторов к области?


Полагаю, что мы пока еще недостаточно используем свои инвестиционные возможности. Потенциальных инвесторов и сейчас много, но довольно часто отношения с ними ограничиваются только переговорным процессом.


Почему? Да потому, что просто сформировать пакет инвестиционных предложений это лишь часть дела. Одновременно должны быть подготовлены конкретные решения, связанные со всей организационной процедурой, в том числе с предоставлением земельных участков, инженерно обустроенных производственных площадок. Сейчас мы уже начали готовить реестр подобных площадок с детальным описанием каждой, характеризующим подведенную транспортную инфраструктуру, сеть коммуникаций и так далее. Теперь инвестору не придется самому искать место для новых производств, а потом еще и выяснять, есть ли тут возможность подключится к электрическим сетям или системе водоснабжения. Он станет просто выбирать из уже готового. Такие площадки определены во многих районах области, подготовлены к дополнительному развитию мощностей и площадки, которые находятся в городе Новосибирске. Но процесс этот должен идти гораздо энергичнее, чем это было до сих пор.


В самое ближайшее время мы планирует создать государственное агентство инвестиционного развития. Оно будет заниматься решением всего комплекса вопросов, связанных с привлечением и освоением инвестиций, с активизацией всего инвестиционного процесса.


Кроме того, Новосибирской области нужен совершенно новый уровень развития инфраструктуры. Существующего уровня нам уже остро не хватает. Серьезные изменения будут проведены в аэропорту `Толмачево`, продолжается работа по приведению в должное состояние дорожного комплекса области, новые требования мы будем предъявлять и к строительной отрасли. Современные деловые, гостиничные, выставочные комплексы и жилые дома, хорошие дороги, надежная связь, удобное транспортное сообщение все это имеет первостепенное значение для инвесторов.

15 марта 2005 года
1991-2005 Interfax

Док. 237047
Опублик.: 13.07.05
Число обращений: 664

  • Толоконский Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``