В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Полпред в СФО Анатолий Квашнин: цель партнерства власти и бизнеса - социальная стабильность и устойчивое развитие Назад
Полпред в СФО Анатолий Квашнин: цель партнерства власти и бизнеса - социальная стабильность и устойчивое развитие

Полпред в СФО Анатолий Квашнин: цель партнерства власти и бизнеса - социальная стабильность и устойчивое развитиеНа вопросы агентства `Интерфакс-Сибирь` отвечает полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин.


Анатолий Васильевич, в январе 2005 г. началась работа по созданию новой версии Стратегии развития Сибири. Почему все-таки прежний документ оказался бездейственным?


Я уже не раз говорил, что `Стратегия развития Сибири`, утвержденная распоряжением правительства в мае 2002 года, после доработки в Москве была настолько изменена, что уже просто не могла оказывать серьезное влияние на экономическую ситуацию в регионах округа. Из документа были изъяты почти все конкретные положения, которые могли бы служить ориентиром для министерств и ведомств при составлении годовых программ действий. Уже через год после утверждения Стратегии стало ясно, что она не работает.


Дело в том, что ее разработка сначала велась на уровне ученых, затем на уровне Сибирского федерального округа, затем документ передали в федеральный центр. Таким образом, сама процедура разработки Стратегии не оставляла возможности для взаимной увязки интересов регионов и федерального центра, власти, бизнеса и общества. Получилось так - одни разработали программу, другие - провели ее ревизию, сведя тем самым всю работу к нулю.


Поэтому сейчас для того, чтобы Стратегия не получилась очередным набором благих пожеланий, мы нашли оптимальный баланс интересов всех субъектов. С самого начала совместно работали и с федеральным центром, и с бизнесом, и с научным сообществом, и со всеми субъектами федерации округа.


В чем заключаются изменения Стратегии? Каким образом можно сделать ее новую версию более действенной?


Это принципиально новый документ. Его название - `Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого развития`. В Стратегии два блока. В первом - конкретные межрегиональные и крупные региональные проекты с указанием источников их финансирования, исполнителей, механизмов контроля. Сейчас уже отобрано 39 таких проектов, которые планируется осуществить на территории нашего округа. Крупнейшие из них: Ковыктинское газоконденсатное месторождение (Иркутская область), Удоканское месторождение меди (Читинская область), золоторудное месторождение Сухой Лог (Красноярский край). Этот блок уже практически готов.


Во второй части документ определит общие базовые данные, установит определенные нормативы для составления социально-экономических программ следующего уровня - субъектов федерации. Зачем это нужно? Наша цель - планирование социально-экономического развития на всех уровнях - федеральный округ, субъекты федерации, муниципальные районы и городские округа, а также городские и сельские поселения. Если социально-экономическое планирование централизовать на уровне субъекта федерации, то любая программа будет декларативной. Напротив, подойдя к разработке программы по уровням, в горизонтальной и вертикальной увязке мы сможем сделать ее реально действующей и обойтись без лозунгов.


Вот эти подходы - разработка по конкретным проектам, детализация экономических программ по разным уровням и, главное, координация усилий власти (от субъектов федерации до федерального центра), бизнеса, общества - все это и позволит сделать Стратегию более действенным документом. Таким образом, для всей Сибири мы создадим единую стратегию.


Oдин из инструментов реализации Стратегии - Высший экономический совет?


Совершенно верно. Ведь как происходит сегодня? Один субъект социально-экономических отношений - власть - пытается разработать проекты развития территорий самостоятельно - в кабинете за закрытыми дверями. Другой субъект взаимоотношений - бизнес - вслепую строит планы, не зная, как, в какую сторону будут меняться правила экономической игры на правовом поле. А наука вообще работает `в стол`: сколько разработок можно было внедрить еще много лет назад, как только они появились. Где здесь координация, где площадка для совместной работы?


Теперь она есть - это Высший экономический совет. В него уже вошли представители федеральных министерств, собственники и руководители крупнейших предприятий Сибири, представители органов исполнительной и законодательной власти субъектов федерации округа, ученые Сибирского отделения Российской Академии наук.


Каковы будут основные задачи ВЭС?


Состав Высшего экономического совета серьезный, поэтому не будет пустых разговоров и деклараций. В сферу его деятельности войдет разработка конкретных проектов, направленных на подъем экономики, модернизацию производственной базы, повышение эффективности хозяйственной деятельности. Также важно предложить меры по переводу экономики на инновационный путь развития.


Первое заседание Высшего экономического совета мы планируем провести уже в мае. В целом ВЭС определит совместные шаги органов власти, бизнес-структур и науки по решению на территории Сибирского округа задач, поставленных президентом России, в том числе, по увеличению за десятилетие валового внутреннего продукта. При этом отмечу, что это не лозунг. Это жизненная необходимость. Не будет увеличения внутреннего валового продукта в 2 раза, значит, и будем все более отставать, как в экономике, так и в социальной сфере.


Также экономический совет будет выступать с инициативами по стратегическим проблемам развития округа, которые требуют решений на уровне государства. Как это происходило раньше? Иногда какая-нибудь инициатива исходила от одного лица только в его интересах, иногда одинаковые, но не связанные между собой инициативы выдвигали разные бизнес-структуры из разных регионов. Можно назвать такой процесс эффективным? Нет, так как решение практически любой проблемы не может строиться только на основе интересов одной стороны. Без баланса интересов ничего путного не получится.


Теперь Высший экономический совет будет направлять в органы власти выверенные, согласованные между субъектами экономических отношений и между регионами инициативы, принятие которых позволит в конечном итоге сделать качественный рывок во многих сферах экономики Сибири.


Но в состав ВЭС входят представители структур, интересы которых зачастую или не пересекаются или даже противоположные. Смогут ли они найти общий язык?


Интересы действительно разные. Основная задача власти, моя задача, как полномочного представителя в том и состоит, чтобы сбалансировать эти интересы, найти в каждом конкретном случае взаимоприемлемые решения. И это не только в связи с деятельностью Высшего экономического совета.


Именно власть должна выработать приемлемые правила игры, нормативно-правовую базу.


Изменятся ли взаимоотношения между аппаратом полпреда и главами регионов СФО в свете нового порядка избрания губернаторов? Какими качествами должен обладать потенциальный губернатор?


Новый порядок утверждения глав регионов обеспечит единство исполнительной власти двух уровней - федерального и субъекта федерации. Так что отношения изменятся лишь в том, что мы станем работать как единая команда. Мы вырабатываем коллегиально планы, решения, утверждаем, а затем каждый персонально отвечает за их выполнение.


Что касается кандидатур на пост губернатора, на первом месте личные качества - порядочность, честность, обязательность. И только потом профессионализм, причем губернатор не должен быть узким профессионалом. Личные качества на первом месте, потому что если хороший профессионал окажется подлецом, то он камня на камне не оставит. Тем более если это будет глава региона. И очень важна обязательность. Пообещал - выполни, спланировал - сделай. Не можешь - уходи.


Процесс замены натуральных льгот денежными выплатами во многих регионах, в том числе в СФО, сопровождался ростом социальной напряженности. Как Вы оцениваете обстановку, сложившуюся в настоящий момент в округе?


В настоящее время ситуация стабилизирована, хотя начало этого года действительно было сложным с точки зрения реализации закона о замене натуральных льгот денежными выплатами. Сама идея монетизации - стратегически правильная, но ее надо было еще проработать и исполнить правильно. К сожалению, в результате неглубокой проработки, при переходе на монетизацию получилось как в известной фразе - `хотели как лучше, получилось как всегда`.


Но ситуацию мы выправили. Так, например, основные протесты были связаны с отменой льгот на транспорте. Почему люди вышли на митинги, пикеты - понятно. Размер денежных выплат взамен этой льготы в большинстве регионов оказался в разы меньше стоимости обычного проездного. Значит те, у кого льгота была отменена, в деньгах потеряли. Снизился уровень социальной защищенности. Между тем в федеральном законе N122-ФЗ четко указано - уровень социальной защищенности не должен снизиться. Чтобы все-таки выполнить закон, реализовать эту норму, регионы начали вводить единые социальные проездные билеты, цена которых была приравнена к размеру денежной выплаты. За счет этого ситуация была стабилизирована, снижен уровень социальной напряженности.


В сфере лекарственного обеспечения льготников также в настоящее время идет нормальная работа, хотя поначалу возник некий ажиотаж, задерживались поставки лекарств в регионы и так далее.


Но успокаиваться нельзя. Сейчас возникают новые задачи - обеспечить мягкий переход от натуральных льгот на проезд для дачников на денежные выплаты, решить вопрос полной и своевременной выплаты компенсаций транспортникам за перевозку граждан по единому социальному проездному билету. В сфере лекарственного обеспечения также необходимо вести постоянный контроль поставок медицинских препаратов в регионы.


Для решения этих вопросов создан Оперативный штаб при полномочном представителе, в который входят заместители губернаторов регионов округа, ответственные за социальную политику.


В Сибири сосредоточено много опасных производств - как с экологической точки зрения, так и по показателям производственного травматизма. Особенно показательны в этом отношении предприятия угольной отрасли. Что делается в СФО для повышения уровня безопасности на такого рода предприятиях?


Действительно, в этом и в прошлом году произошло несколько аварий на шахтах, которые унесли жизни людей. Но давайте посмотрим на официальные выводы комиссий. Пожар на шахте `Есаульская` в феврале текущего года. Эта шахта считалась одной из лучших в Кузбассе как по производственным показателям, так и по уровню безопасности. Одна из названных причин аварии - человеческий фактор.


Можно поставить новое оборудование, лучшие системы безопасности, но если шахтер, спускаясь в забой, по небрежности или незнанию нарушает правила безопасности - вся работа впустую. Так и будет взрываться метан, будут обрушения пород, будут человеческие жертвы.


Поэтому здесь важен строгий контроль, чтобы ключевые должности занимали профессионалы. В том числе контроль нужен и за собственником в области обеспечения безопасности производства. Сейчас в Кузбассе проводится широкомасштабная аттестация рабочих мест на угольных предприятиях. Уже есть последствия - прокуратура выступает с требованиями закрыть некоторые шахты.


Нельзя допускать, чтобы собственники экономили на безопасности. Когда на чаше весов жизни людей - не должно быть компромисса с собственниками, а должен быть строгий контроль безопасности производства. Мне довелось присутствовать на открытии шахты `Салек` в Прокопьевском районе Кемеровской области. Деньги на строительство затрачены немалые, но благодаря новейшему оборудованию здесь решили одну из самых главных задач - создали безопасные условия работы для шахтеров.

5 мая 2005 года


1991-2005 Interfax

Док. 237040
Опублик.: 13.07.05
Число обращений: 866

  • Квашнин Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``