В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов: `Монетизация в Челябинской области проходит спокойнее, чем в других регионах` Назад
Первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов: `Монетизация в Челябинской области проходит спокойнее, чем в других регионах`
Очевидно, что 2005 год будет проходить в России под знаком реформирования системы предоставления льгот различным категориям населения. Первые шаги на этом пути показали, что процесс будет непростым и болезненным. В ряде регионов страны состоялись массовые акции протеста против замены существующих льгот денежными компенсациями. Челябинская область - одно из немногих исключений.

Андрей Николаевич, начало монетизации в Челябинской области не ознаменовалось массовыми публичными выступлениями людей, ситуация развивается нормальном русле. Что сделали областные власти для этого?

Да, ситуация в Челябинской области несколько спокойнее, чем в других регионах страны. Но это вовсе не означает, что у нас нет проблем. Люди остаются в напряжении, потому что не получили ответы на очень многие вопросы. Например, не удовлетворены размером денежных компенсаций военнослужащие, офицеры, служащие в правоохранительных структурах. Федеральные льготники, получившие единовременные денежные выплаты (ЕДВ), в связи с переходом на новый порядок оформления документов, испытывают большие трудности при получении льготных лекарств, услуг по протезированию.

Тем не менее, процесс идет нормально благодаря взвешенной и компромиссной позиции власти, которая вырабатывалась в течение 2004 года, когда велась подготовка к замене льгот на денежные компенсации. В этот период губернатор Челябинской области проводил многочисленные консультации со всеми возможными участниками этого процесса - с профсоюзными организациями, представителями различных общественных организаций, представляющих интересы ветеранов, инвалидов, многодетных семей и так далее.

В этих встречах принимали участие руководители министерств и ведомств областного правительства, руководители региональных отделений федеральных структур - Пенсионного фонда и Фонда социального страхования РФ. Консультации носили не эпизодический характер, а постоянный.

Кроме того, велась и продолжает вестись активная работа по информированию населения о происходящих процессах, о том, какие решения принимаются в области, что конкретно делается в той или ином направлении.

Я должен отметить активность всех руководителей социального блока областного правительства, региональных подразделений федеральных структур, которые почти ежедневно выступают по радио, телевидению, в газетах, проводят брифинги, участвуют в прямых и горячих линиях, всеми возможными способами доносят до населения максимум информации о ходе монетизации.

Нам удалось избежать стихийных митингов еще и потому, что губернатор и областные власти продуманно приняли решение развести во времени реформы в региональной и федеральной системах предоставления льгот. По нашему глубокому убеждению, сразу вовлекать в процесс изменений огромную массу людей просто недопустимо. Новая система отношений должна выстраиваться постепенно, через привлечение отдельных категорий населения, что, собственно говоря, сейчас и происходит в Челябинской области.

Мы сохранили льготы для региональных льготников в натуральном виде и теперь имеем возможность сконцентрировать свое внимание на федеральных льготниках. В результате наши льготники удовлетворены тем, что в 2005 году все осталось без изменений, федеральные льготники - тем, что они не брошены, что ими занимаются прежде все местные власти.

Тем не менее, в целом положительного эффекта от монетизации не получается. Дело в том, что когда федеральные власти приняли решение о замене льгот денежными компенсациями, в Челябинской области, в отличие от других регионов, эта проблема стояла не так остро, потому что льготы не только предоставлялись, но и финансировались.

На протяжении двух последних лет область в полном объеме рассчитывалась по всем текущим обязательствам, занималась вопросами погашения задолженности прошлых лет. Благодаря взаимодействию с Правительством РФ, в конце прошлого года Челябинская область получила из федерального бюджета почти полмиллиарда рублей. Эти средства были направлены на погашение долгов перед жилищно-коммунальными предприятиями и транспортными организациями за предоставленные льготы, что позволило существенно улучшить их финансовое положение.

Кроме того, в последнее время мы активно занимались созданием электронного реестра льготных категорий населения, уточнением перечня предоставляемых льгот, вели контроль над финансовыми потоками. То есть область в определенной степени была подготовлена к монетизации.

Возвращаясь к началу нашего разговора, повторюсь. Перечень льгот, который сегодня сохранен на территории Челябинской области ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий и реабилитированным, во многих других регионах вызывает зависть, а у людей, живущих на Южном Урале - чувство удовлетворения от того, что местная власть смогла найти источники и возможности для сохранения этих льгот.

Андрей Николаевич, какие еще меры социальной поддержки оказываются населению Челябинской области помимо льгот, предусмотренных или, наоборот, отменных с 2005 года федеральным законодательством?

В текущем году мы сохранили 25%-ную надбавку к зарплате сельским специалистам и пенсионерам, имеющим соответствующий статус. На эти цели из областного бюджета будет выделено более 200 млн. рублей.

Кроме того, для этой же категории населения сохраняется льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг, для чего в областном бюджете предусмотрены 100 млн. рублей.

В нынешнем году всем работникам бюджетной сферы будет выплачена 13-я зарплата. Пока ее размер не определен - это зависит от итогов экономического развития области в 2005 году, а в конце прошлого года каждый бюджетник получил по 1,5 тысячи рублей.

К празднику 9 Мая все ветераны Великой Отечественной войны получат по 1 тыс. рублей, труженики тыла - по 600 рублей, дети погибших защитников отечества - по 400 рублей. Конечно, суммы не велики, но для людей важен факт государственной поддержки, а также то, что местная власть не забывает тех, кто часто обделен вниманием федеральных властей. О ветеранах войны помнят всегда, чего не скажешь о тружениках тыла и детях погибших в Великой Отечественной войне.

Андрей Николаевич, как Вы в целом оцениваете процесс замены существующих льгот на денежные выплаты?

Несмотря на то, что вопросами социальной поддержки мы занимаемся постоянно, монетизация стала для нас стрессовой ситуацией, потому что коренным образом изменились правила игры, резко возросла нагрузка на наши министерства и ведомства, хотя, казалось бы, федеральные льготными должны заниматься федеральные структуры. Но мы не можем оставаться в стороне, потому что федеральные льготники, это жители Челябинской области и мы не можем их оставить.

Если бы не инициативы некоторых политических деятелей с точки зрения саморекламы с голодовками, пикетами и т.д., в принципе, не было бы оснований говорить о существовании каких-либо акций протеста в стране.

Хотя, мне кажется, ни в коем случае обольщаться нельзя. Мы каждый день отслеживаем ситуацию и оцениваем ее с позиции того, что еще нужно сделать для положительного решения того или иного спорного вопроса, ищем пути решения.

Например, в Челябинской области проживают более 20 тыс. человек, получающих ЕДВ меньше 150 рублей. Федеральные министерства обещали дополнительную материальную помощь в размере 50 рублей каждому из этих людей. На сегодня обещанных денег нет, а единые льготные проездные продавать уже начали. Что делать человеку и что мы должны предпринять?

Понимая, что рано или поздно эта ситуация разрешится, мы принимаем решение - в случае обращения человека, получившего ЕДВ меньше 150 рублей, продавать ему льготный проездной билет стоимостью 200 рублей и тут же оформлять материальную помощь в размере 50 рублей. Я считаю, что власть на каждом из своих уровней должна по максимуму решать те вопросы, которые может решать.

Практически во всех ведомствах, задействованных в процессе монетизации, с конца декабря 2004 года работают горячие линии. Они будут действовать "до последнего звонка", как однажды сказали вы на пресс-конференции. Каковы предварительные итоги их работы?

Количество звонков сокращается, потому что по мере того, как люди втягиваются в процесс получения льгот, того же оформления рецептов на льготные лекарства, у них меньше остается вопросов.

Сегодня реально в Челябинской области выписано 102 тысячи льготных рецептов, 65 тысяч рецептов отоварены. Значит, около 50 тысяч человек получили ответ на вопрос, как будет работать этот механизм. Он может нравиться или не нравиться, как например нам не нравится, что люди по утрам в поликлиниках бьются за талонами к врачу, чтобы получить льготный рецепт, но процесс пошел.

Те же врачи постепенно осваивают практику выписки новых рецептов.

Параллельно мы занимаемся тем, что в поликлиниках пытаемся перенаправить потоки людей, смещая график приема врачей. Стараемся сделать так, чтобы инвалиды, пришедшие за льготными рецептами, попадали к врачам во второй половине дня, а утро высвобождаем для тех, кто болеет тем же гриппом.

Сейчас мы контролируем объективные факторы - количество выданных путевок на санаторно-курортное лечение, количество отоваренных рецептов на льготные препараты, а не количество звонков. Зная объективную картину, мы можем говорить с людьми в режиме диалога, а не стихийных митингов, которые так любят показывать по телевидению и тем самым разжигать ненависть в обществе.

Вот одна пенсионерка зовет соседку на митинг. Та отвечает, мол, "зачем митинговать, нам же льготы сохранили". "Так все митингуют, вон по телевизору показывают, и мы пойдем со всеми", - говорит пенсионерка. Возникает некий фактор программирования. Если бы телевидение не работало в лобовую, а избирало более гибкую форму, ну, например, говорило о том, что есть такие факты, что для их изменения в лучшую сторону делается то-то и то-то, это в меньшей степени бы травмировало людей, и люди бы чувствовали себя спокойно.

Телевидение с бесконечными показами убийств, катастроф, насилия сегодня подавляет людей, укорачивает их жизнь однозначно. Об этом надо задуматься всем - от журналистов до президента, но не в плане цензуры, а в плане изменения психологических подходов и понятий.

Сегодня нужны позитивные политики, которые не требуют отмены старых, недействующих законов, не требуют отставки правительство при любом удобном случае, а предлагают конструктивные подходы к решению проблемы.

Сегодня нужны позитивные СМИ, позитивное телевидение, которые проинформируют общество о том, что меняется в лучшую сторону, как устраняются критические замечания и т.д. Когда мы говорим о том, что нужно больше позитива, это связано не с тем, что мы хотим скрыть правду, а с тем, что не имеем права подавлять надежду людей.

Как сегодня выстраиваются отношения между центром и регионами, в том числе с Челябинской областью? Есть ли взаимопонимание?

Министр финансов Кудрин заговорил о том, что нужно заниматься не льготами, а реальным повышением зарплаты, пенсии, о том, что на эти цели надо направлять средства стабилизационного фонда. Это уже говорит о том, что в сознании людей, определяющих экономическую политику государства, происходят большие сдвиги в сторону ее социализации, чего трудно было представить до монетизации. Это один из ее плюсов.

Другой положительный момент заключается в том, что в процессе реформирования существующей системы льгот нужно принимать оперативные решения, что невозможно сделать без взаимодействия с регионами. Поэтому сегодня наше мнение, наша позиция услышана федеральным центром.

Постоянные селекторные совещания с участием федеральных министров, постоянные встречи у полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Петра Михайловича Латышева дают регионам возможность напрямую довести оперативную и объективную информацию до председателя Правительства РФ, Президента РФ. Такого тесного взаимодействия между правительством страны и регионами по решению социальных и других проблем не было никогда за всю современную историю.

Рано или поздно Челябинская область, как и другие регионы России, заменит льготы в натуральном виде на денежные компенсации. Будет ли учитываться опыт монетизации на федеральном уровне?

Обязательно. Уже сегодня мы видим, что нельзя просто переводить льготников на ЕДВ, не решая проблему льготного проезда, значит, в будущем нам придется решать вопрос выплаты денежной компенсации, достаточной для покупки льготного проездного.

Кроме того, мы видим, что система льготного отпуска лекарств не работает. Значит, уже сейчас надо начинать постепенно формировать систему учета льготных лекарств и рецептов, чтобы впоследствии выполнять закон в полном объеме.

Всем очевидно, что в любом случае деньги - это лучше, чем какие-то непонятные льготы, которые и предоставляются-то не всегда. Но деньги лучше в том случае, если их количество дает возможность не ухудшить, как сказал Владимир Владимирович Путин, а улучшить материальное состояние человека, его гражданские и общественные возможности - свободно передвигаться, приобретать лекарства, путевки в санатории.

В ближайшее время мы будем иметь план постепенного перехода на денежные выплаты на персональные счета граждан, причем, этот процесс будет происходить даже не в системе льгот, а в системе предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В прошлом году на эти цели из областного бюджета было выделено почти 0,5 млрд. рублей. Но нас очень тревожит тот факт, что в результате ужесточения требований к получателям субсидий, которые происходило в течение последних 1,5 лет по инициативе российского правительства, количество семей, получающих субсидии, сократилось весьма значительно.

Поэтому нами подготовлены предложения в адрес полпреда Президента в Уральском федеральном округе и Премьер-министра о расширении перечня лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий. Учитывая, что правительство РФ само не может решить данный вопрос, мы предлагаем дать регионам возможность расширить список получателей жилищный субсидий. И в этом направлении Челябинская область уже сделала первый шаг.

В частности, существующий перечень соискателей жилищных субсидий дополнен одиноко проживающими пенсионерами; семьями из пенсионеров, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих их родственникам; жильцами домов с неопределенным статусом собственности; многодетные семьи и матери-одиночки. Для последних вводится специальный коэффициент, который снижает действующий стандарт по оплате жилья со 100% до 11%. Таким образом, с 2005 года еще около 60 тыс. семей получат возможность доступа к жилищным субсидиям.

Андрей Николаевич, в связи с монетизацией вопрос создания новой системы оплаты труда работникам бюджетной сферы остается актуальным?

Вопрос не снят на повестки дня. Потому что сегодня, впервые за годы реформ, когда муниципалитеты были искусственно отделены по этим вопросам от субъекта РФ, для изменения системы оплаты труда созданы серьезные предпосылки. Зарплата учителям теперь выплачивается из областного бюджета, значит, у нас есть право определять условия оплаты их труда. Через единый платеж на неработающее население в областной фонд медицинского страхования выплачивается зарплата большинству врачей Челябинской области. Значит, мы имеем право регулировать их уровень зарплаты. Сейчас пока нарабатывается материалы, все складывается по кирпичику.

Так, концепция развития здравоохранения будет слушаться на ближайшем заседании областного правительства. Без подобных программных документов, когда непонятна стратегия развития отрасли, об изменении системы оплаты труда говорить не приходится. В сфере образования сейчас идет серьезный процесс анализа ставок, механизмов формирования фонда оплаты труда работников образовательных учреждений, начиная с детского сада и заканчивая колледжами и библиотеками.

Значительные преобразования в этом году планируются в агропромышленном секторе. Расскажите об этом поподробнее.

Основная задача заключается в том, чтобы сделать еще более прозрачными экономические взаимоотношения между областью и сельхозтоваропроизводителями.

В этом году впервые будет осуществлен переход на систему кредитования за счет областного бюджета только тех хозяйств, которую имеет нормальную кредитную историю. Это будет очень сложно, но затягивать более кризис в проблемных хозяйствах бессмысленно и более того, безответственно с нашей стороны.

Кроме того, принципиально меняется система кредитования сильных хозяйств: если они будут брать под свое крыло слабые предприятия, то получат дополнительные средства.

Главный акцент - усилить работу с банками и другими финансовыми структурами, чтобы научить работать наши сельхозпредприятия на цивилизованном рынке, а областные власти пытаются сделать его таковым.

В этом году мы заранее объявили правила игры - область не дает никаких ресурсов на посевные и уборочные работы, чтобы иметь средства для закупки зерна и другой сельхозпродукции осенью. Причем, будем покупать не у всех подряд, а у тех, с кем имеются долгосрочные серьезные взаимоотношения. Если хозяйство будет работать с ОГУП "Продовольственная корпорация" (создана Правительством Челябинской области для реализации областных программ в сфере АПК и для обеспечения предприятий соцсферы продовольствием - ИА.), то цена для него будет более выгодная.

Одной из форм поддержки сельхозпредприятий остается приобретение техники. В 2004 году на эти цели из областного бюджета было выделено более 300 млн. рублей, в 2005 году - 350 млн. рублей. Эти средства, по сути, направляются на внедрение новых технологий, связанных с радикальным изменением подходов к обработке земли, заготовке кормов с существенным снижением затрат топлива, энергии. Сегодня мы поддерживаем реально те хозяйства, которые думают о завтрашнем дне, работают над проблемами себестоимости.

17 февраля 2005 года

1991-2005 Interfax

Док. 237031
Перв. публик.: 13.07.05
Последн. ред.: 24.01.08
Число обращений: 436

  • Косилов Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``