Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Кортунов С.В.`Становление политики безопасности` Назад
Кортунов С.В.`Становление политики безопасности`
Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX - начале XXI ве-ка и связанные с ними положение граждан страны, состояние общества и государст-венных институтов, а также международных отношений обусловили широкий интерес к политике национальной безопасности.
Становление такой политики в России в первую очередь связано с поиском ею своей национальной идентичности и, соответственно, определением национальной Стратегии развития, а также с происходящими в мире весьма противоречивыми про-цессами глобализации.
Важными этапами в концептуальном осмыслении политики национальной безо-пасности явились такие важнейшие документы как Закон `О безопасности` 1992 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция внешней политики РФ 1993 года, Основные положения военной доктрины 1993 года, Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ 2000 года и Концепция внешней политики РФ 2000 года. В конце 2002 года Президент РФ дал указание Совету безопасности РФ подготовить новую версию концепции национальной безопасности РФ.
В этих документах, начиная с Закона `О безопасности` 1999 года, закреплен прин-ципиально новый для российского сознания подход к понятию `безопасность`, которое ранее прочно ассоциировалось этим сознанием со словом `государство`. И в Советском Союзе, и ранее - в Российской империи у наших граждан воспитывалось чувство необхо-димости жертвовать всем, в том числе и жизнью, ради интересов именно государственной безопасности. При этом интересы государства определялись самой властью.
В Законе 1992 года, а также во всех последующих документах заложено широ-кое толкование понятия `безопасность`, принятое во многих других странах мира. Безопасность в них определена как состояние защищенности жизненно важных ин-тересов личности, общества и государства. При этом под жизненно важными инте-ресами понимается не вся совокупность возможных интересов, а тех, которые обес-печивают возможность прогрессивного развития. Объектами обеспечения безопасно-сти Закон определяет личность, общество и государство. При этом государство яв-ляется еще и субъектом обеспечения безопасности. Личности должна быть обеспече-на защита ее прав и свобод, обществу - защита его материальных и духовных ценно-стей. А государство обязано обеспечить безопасность личности, общества и свою собственную безопасность, но только в части конституционного строя, суверените-та и территориальной целостности.
В пятой главе настоящей книги `Главные направления политики национальной безопасности. Приоритеты внутренней и внешней политики` сформулирована концеп-туальная основа становления, сохранения и развития политики безопасности для лич-ности, общества и государства.
Еще одним новаторским концептуальным моментом, заложенным в вышеупо-мянутые документы по национальной безопасности, является определение категории `безопасность` не как отсутствия опасности, а в контексте Стратегии развития. В Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Феде-ральному Собранию 1996 года отмечается: `Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это деятельность государства, всего общества и каждого гра-жданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и нацио-нальных ценностей и их приумножение. Она, однако, не сводится к защите. Идея на-циональной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия ее реа-лизации. Переход России к такому развитию провозглашен в Указе Президента Россий-ской Федерации от 1 апреля 1996 года `О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию`. В этой связи обеспечение безопасности должно быть направ-лено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по раз-витию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности госу-дарства. Речь идет о долгосрочной государственной политике.
Главным приоритетом деятельности государства является повышение каче-ства жизни его граждан, которое обеспечивается правовыми, политическими, эконо-мическими и другими средствами.
Основными задачами политики национальной безопасности на 1996-2000 гг. явля-ются обеспечение безопасности и развития граждан и общества, укрепление российской государственности, укрепление нынешних геополитических рубежей и территорий и обес-печение достойной роли и места России в мировой политике. На основе политики нацио-нальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концеп-ция внешней политики, концепция военного строительства, стратегии экономической, информационной, экологической и других видов безопасности` .

Док. 237005
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 16.09.05
Число обращений: 517


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``