В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Макаренко: `Слияние пяти прибайкальских регионов - максималистские планы` Назад
Борис Макаренко: `Слияние пяти прибайкальских регионов - максималистские планы`
Выступая во вторник в Чите на праздновании 70-летия Сибирского военного округа, губернатор Иркутской области Борис Говорин заявил, что считает целесообразным объединение Иркутской области с республикой Бурятия и Усть-Ордынским бурятским автономным округом, а в дальнейшем - и с Читинской областью, а также находящимся на ее территории Агинским округом. Среди всех озвученных на сегодняшний день проектов по укрупнению регионов проект Говорина самый амбициозный, так как предполагает слияние сразу пяти субъектов Федерации. Первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко заявил в интервью корреспонденту Страны.Ru Николаю Белкину, что, по его мнению, слияние этих пяти регионов было бы нецелесообразным.

- Борис Игоревич, как вы оцениваете предложение Говорина? Является ли оно, по-вашему, экономически и политически обоснованным? Сам губернатор заявляет, что объединение пяти субъектов Федерации вокруг Байкала `позволит решать вопросы динамичного развития Восточной Сибири`.

- Думаю, что в целом объединение этих регионов в такой форме необоснованно. Конечно, здесь надо не выплескивать ребенка вместе с водой - вопрос о вхождении автономных округов в состав `материнских` субъектов Федерации - вполне законный и логичный. То есть, если бы речь шла о том, чтобы Усть-Ордынский округ влился в Иркутскую область, а Агинский - в Читинскую, то было бы о чем говорить. В отношении, по крайней мере, Усть-Ордынского округа подобные разговоры давно идут, но дело движется не очень быстро.

Однако проект слияния всех пяти регионов в один можно скорее подвергнуть критике. Это максималистские планы. Мы знаем, что даже сама по себе Иркутская область очень неоднородна, как экономически, так и политически. По реальному экономическому и политическому плюрализму этот регион входит в десятку наиболее неоднородных субъектов Российской Федерации. Это связано и с достаточно большой территорией, и с диверсифицированностью экономики, на основе которой возникают устойчивые группы интересов. Достаточно посмотреть, насколько по-разному голосуют различные территории Иркутской области на выборах, как федеральных, так и региональных.

То есть даже в самой Иркутской области есть проблемы с единым управлением. Если к ней присоединить еще два таких непохожих субъекта как Бурятия и Читинская область, то, скорее всего, эти проблемы встанут еще более остро.

К тому же, не будем забывать, что одно дело - применять подобные интеграционные схемы к небольшим национальным автономным округам. И там-то нужно очень внимательно учитывать гарантии прав национальных меньшинств. В случае с объединением Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом эти гарантии тщательно прорабатывались и прописывались, но как они будут работать, мы еще не знаем. Совсем другое дело - вхождение полноценной национальной республики - Бурятии - в состав укрупненного субъекта Федерации. Это источник возможного этнического напряжения.

- Но сторонники создания суперрегиона вокруг Байкала могут возразить, что интересы бурятского народа лучше будут представлены в случае образования единого субъекта Федерации, чем сейчас, когда у бурятов три национальных автономии - Бурятия, а также Усть-Ордынский и Агинский округа?

- Это не факт. Не исключено, что сейчас три - а не будет ни одного. Будет ли возможным в таком крупном субъекте выделить и защитить этнические интересы? Тем более, что для национального самосознания очень важно иметь форму если не государственности, то автономности этноса. Сейчас такая форма есть - республика Бурятия.

- По вашему мнению, что подтолкнуло губернатора Говорина выступить с такой смелой инициативой? Возможно, перед тем, как сделать свое заявление, он проводил консультации на федеральном уровне? Получит ли, по-вашему, его проект поддержку в Сибирском полпредстве и в Москве?

- Скорее всего, за инициативой Говорина стоит его разочарование в связи с неспособностью решить малую проблему - объединить Иркутскую область с Усть-Ордынским автономным округом.

Консультации иркутский губернатор, скорее всего, проводил - недавно он решал в Кремле вопросы своего переизбрания на новый срок. Вполне возможно, что в ходе этих встреч обсуждался и его проект укрупнения регионов. Но я думаю, что федеральное руководство займет очень осторожную и сдержанную позицию по этой проблеме, тем более, памятуя о безуспешных пока попытках Говорина запустить процесс объединения области с Усть-Ордынским округом. К тому же в Москве не могут не знать, что у Говорина в прошлые годы весьма непросто складывались отношения с элитой у себя в области.

Не исключено, что еще одна причина, по которой Говорин может поднимать эту тему, - его стремление `спрятать` региональные противоречия внутри противоречий гораздо более высокого уровня, которые могут возникнуть при создании укрупненного Байкальского края.

- Глава Бурятии Леонид Потапов высказался в поддержку объединения регионов в Восточной Сибири. Однако от глав других упомянутых Говориным субъектов Федерации комментариев на этот счет пока не поступало. По вашему мнению, руководители остальных прибайкальских регионов захотят объединяться?

- Потапову было просто это поддержать - он человек уже весьма немолодой и в политическом смысле фигура уходящая. То, что идею Говорина поддержал глава республики Бурятия, еще совсем не означает, что за ним последует руководство других бурятских национальных образований. И уж тем более без восторга отнесется к этому проекту элита Читинской области. Там, скорее всего, будет наиболее серьезное сопротивление.



20.05.05.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 236999
Опублик.: 12.07.05
Число обращений: 532

  • Макаренко Борис Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``