В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов: `Север и юг Урала должны быть ближе` Назад
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов: `Север и юг Урала должны быть ближе`
В середине мая в Челябинске прошло совещание глав регионов Уральского федерального округа (УрФО) под председательством президента РФ Владимира Путина. На нем шла речь о повышении эффективности социально-экономического развития Урала. Основой этого развития, несомненно, считается создание масштабной транспортной инфраструктуры всех субъектов федерального округа, которая будет способствовать экономической интеграции регионов. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Юрий Неелов выступил на совещании в числе основных докладчиков. Позиция главы Ямала: север и юг Урала в самое ближайшие время должны создать более тесные транспортные связи. О перспективах развития промышленно-транспортных связей регионов УрФО Ю.Неелов рассказал в интервью агентству `Интерфакс-Урал`.

Юрий Васильевич, Вы не раз заявляли о необходимости развития промышленно-транспортных линий с севера на юг Урала? В чем преимущество такой транспортной схемы?

На примере Ямало-Ненецкого автономного округа я попытаюсь показать, какую выгоду получило бы государство и весь Уральский регион при опережающем развитии транспортной инфраструктуры УрФО с севера на юг. ЯНАО, действительно, обладает мощнейшей сырьевой базой. Сегодня в автономии добывается 540 млрд. кубов газа и 50 млн. тонн нефти вместе с конденсатом ежегодно.

В ближайшие годы здесь планируется осуществить уникальные проекты - промышленная разработка месторождений полуострова Ямал, выход на шельфовые месторождения и освоение более глубоких горизонтов. Все это позволит уже к 2030 году получать 750 млрд. кубов газа, 65 млн. тонн нефти и 35 млн. тонн газового конденсата.

Да, постоянное наращивание добычи углеводородов - это настоящее Ямала. Тем не менее, автономный округ видит свое будущее не только в этом. За последние годы в регионе проведены значительные геологоразведочные работы на Полярном Урале, рудные месторождения которого имеют большой промышленный потенциал. Добыча хромитов уже поставлена на поток, в 2005 году ожидается выход на месторождения золота и железа. В данный момент разведанные запасы хромовых руд Полярного Урала составляют 7,66 млн. тонн, золота рудного - 15 тонн и россыпного 0,5 тонн, баритов - 382 тыс. тонн, фосфоритов - 2,9 млн. тонн. Разведанные запасы марганца по самым скромным подсчетам составляют 1,1 млрд. тонн. По данным экспертов, на Полярном Урале сосредоточено 52,7% общих прогнозных ресурсов хромитов в России и 95% прогнозных ресурсов хромитов Уральского федерального округа.

А с учетом того, что состояние с добычей минерального сырья на среднем и южном Урале ухудшается, и значительная часть природных ископаемых на уральские промышленные заводы завозится извне, значимость Полярного Урала возрастает кратно. Уже имеющиеся и недавно построенные участки железной дороги на Севере существенно приближают ресурсы Полярного Урала к их основному потребителю - промышленным предприятиям черной и цветной металлургии Свердловской и Челябинской областей. Поэтому лично я считаю железнодорожную линию `Обская-Полуночная` вдоль Уральских гор дорогой первой необходимости.

Какие еще транспортные ветки для ЯНАО и УрФО администрация округа считает наиболее приоритетными?

В первую очередь, достройка железной дороги `Обская-Бованенково` на полуостров Ямал, а также строительство железной дороги `Салехард-Надым`, связывающей Крайний Север с `большой землей`. Эти проекты тоже создадут предпосылки для интеграции регионов Уральского федерального округа.

Например, строительство железной дороги `Салехард-Надым` будет способствовать не только увеличению объемов добычи, но и развитию нефтегазовой и химической отраслей на севере Урала. В Надым-Пур-Тазовском регионе (ЯНАО), через который пройдет эта ветка, в настоящее время сосредоточены основные месторождения нефти и газа. И возможность вывозить углеводороды железнодорожным путем означает вероятность самого быстрого освоения этого района.

Кроме того, эта ветка ежегодно поможет вывозить до 20 млн. тонн конденсата. Стоит отметить - конденсатом в нашей стране практически никто не занимается, а он на мировом рынке по стоимости на 30% дороже нефти. Проект железной дороги `Салехард-Надым` имеет и свое эффективное продолжение - можно пойти на восток дальше, на Игарку. В этих районах также сосредоточены крупнейшие углеводородные месторождения, в частности, Русское. И, если правительством будет принято решение осваивать Восток Сибири, то эта дорога станет большим подспорьем.

Достройка железнодорожной ветки `Обская-Бованенково` позволит продолжить масштабные геологоразведочные работы и ускорит ввод добывающих промыслов на полуострове Ямал. Прежде всего, с вводом Бованенковского месторождения `Газпром` будет ежегодно дополнительно получать 250 млрд. кубов газа в год. Но еще эта дорога даст возможность выйти к северным морским портам, открыв новые перспективы - строительство заводов по сжижению газа, который затем можно вывозить Северным морским путем, и налаживание хозяйственных связей с арктическими регионами. Половина дороги `Обская-Бованенково` уже построена за счет ОАО `Газпром`. Для полноценной реализации проекта необходимо создание консорциума, в который готовы войти со своими инвестициями администрация ЯНАО и ОАО `Российские железные дороги`, а также ряд других компаний - недропользователей.

Если осуществить все это, то, во-первых, ЯНАО получил бы единую транспортную сеть, во-вторых, северные сырьевые месторождения были бы связаны с промышленной зоной Урала и, в-третьих, у России появился бы еще один выход к Северному морскому пути. В названные проекты сегодня готовы вкладывать деньги многие инвесторы, но эти планы сначала должны быть утверждены на федеральном уровне. Ведь без поддержки государства, без общей координации усилий, конечно, такие глобальные вопросы не решить. Все-таки еще раз подчеркну - создание транспортного комплекса Ямала в равной степени поможет решить экономические и социальные задачи не только УрФО, но и всей России.

А в каком состоянии сейчас находится транспортная инфраструктура Ямало-Ненецкого автономного округа?

Для начала отмечу, что за последние 4 года объемы промышленного производства в округе выросли с 76 млрд. до 214 млрд. рублей. Это обеспечило серьезный прирост в бюджетную систему РФ - с 34 млрд. до 146 млрд. рублей. Однако при всем экономическом потенциале округ пока занимает одно из последних мест в России по количеству автомобильных дорог. На территории округа нет ни одной дороги общего пользования. Были большие надежды на строительство федеральной трассы `Салехард-Сургут`, но она оказалась вычеркнута из списка федеральных, и финансирование по ней прекращено. Сейчас большинство ямальских дорог относятся к разряду промысловых, ведомственных или это просто зимники.

Так, каждую зиму в течение месяца-полутора прокладывается одна из главных трасс Ямала - зимник `Салехард-Надым`, тянущийся почти на 500 км. Здесь ставятся столбы освещения, дорожные знаки, тянутся электрокабели, устраиваются временные перевалочные пункты, чтобы люди, при необходимости, могли согреться, попив горячего чая. Потом около четырех месяцев - таков сезон зимника - дорога поддерживается в рабочем состоянии: довозится снег, равняется, трамбуется. Но летом болота и мерзлота засасывают часть оборудования и построек, и следующей зимой строители все начинают сначала. На это ежегодно уходят миллионы рублей. Только другого выхода нет, потому что именно по зимнику завозятся грузы, необходимые для нормальной работы геологов, газодобытчиков, строителей, обычных жителей ЯНАО.

Из-за отсутствия опорной транспортной сети стоимость перевозок в округе в 3,5 раза выше, чем в среднем по стране, хотя ежегодно прирост грузоперевозок составляет 12-15%. Система аэропортов и взлетно-посадочных полос формировалась, по понятным причинам, в основном в нефтегазовых городах и поселках. На речном транспорте в ЯНАО можно попасть только с юга из Омска, Новосибирска, Ханты-Мансийска. Территория Ямала составляет 750 тыс. кв. км, но железнодорожная сеть в автономии развита слабо. В настоящее время существуют лишь ответвления Северной и Свердловской железных дорог, а также ветки на Надым и на Ямбург, которые между собой не связаны.

Понимая все транспортные сложности, в которых сейчас находится автономия, власти округа и Свердловская железная дорога в июле 2003 года подписали соглашение о создании ОАО `Ямальская железнодорожная компания` (ЯЖДК, Новый Уренгой). Ее акционерами являются ОАО `РЖД` (45%), ЯНАО (45%), а также ОАО `Севтюментранспуть` (10%). Кроме того, `Газпром` официально заявил о том, что войдет в уставный капитал `Ямальской железнодорожной компании`. Инвестиционный план ЯЖДК на 2004-2006 годы предусматривает капитальные вложения в размере, превышающем 5 млрд. рублей.

ЯЖДК действует на территории округа уже почти 2 года. Есть уже какие-то положительные результаты ее работы?

Да, совместными усилиями властей ЯНАО и `РЖД` в кратчайший срок достроена железнодорожная линия `Коротчаево - Новый Уренгой`, сданы в эксплуатацию современные здания вокзалов в Коротчаево и Лабытнангах, начат ремонт инфраструктуры линии `Чум-Лабытнанги`, строится вокзальный комплекс в Новом Уренгое. А еще из Нового Уренгоя и из Лабытнаног на Москву теперь отправляются два фирменных состава `Ямал` и `Полярная стрела`, которые по итогам профессионального конкурса признаны лучшими в стране.

Но это только первые шаги. Администрация округа понимает - отсутствие возможности вывоза грузов сдерживает развитие автономии. Более того, через 2-3 года округ начнет просто задыхаться без железнодорожной ветки, идущей вдоль Уральского хребта, которая необходима для вывоза рудных полезных ископаемых и углеводородов. Поэтому на ЯЖДК возлагаются надежды по созданию полноценной системы железных дорог на Ямале. Этот проект отдельно РЖД, например, не вытянуть. Не примется за него и `Газпром`. Хотя концерн нуждается в железной дороге, самостоятельно профинансировать столь мощный проект он не сможет. А вот при совместных усилиях - реализовать этот план реально. Мы рассчитываем, что Ямальская железнодорожная компания войдет в пятерку наиболее крупных налогоплательщиков региона.

ЯНАО тоже входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков России. Каковы, по Вашему мнению, перспективы дальнейшего развития региона?

Уверен, развитие округа останется очень динамичным. Согласно прогнозам наших экономистов, ожидается, что к 2010 году внутренний региональный продукт (ВРП) увеличится в 2,7 раза по сравнению с 2004 годом. Эти планы предполагается осуществить, в том числе, за счет развития горнорудной промышленности и реализации проекта транспортного коридора `Урал промышленный - Урал Полярный`.

Кроме того, в настоящее время в автономном округе подготовлено к реализации около 10 масштабных инвестиционных проектов. К ним, в частности, относятся достройка нефтегазохимического комплекса в районе Нового Уренгоя, строительство заводов по сжижению природного газа, в том числе и в глубоком Заполярье. Этими проектами занимаются не только крупные корпорации, но и небольшие частные компании. Одним из самых мощных проектов, запланированных в регионе, остается промышленное освоение полуострова Ямал.

Наращивание темпов добычи углеводородов в округе в ближайшие десятилетия также сохранится. К 2030 году в ЯНАО будет добыто 750 млрд. кубометров газа, 65 млн. тонн нефти и 35 млн. тонн газового конденсата. Напомню, что в 2004 году в округе было добыто 558,201 млрд. кубометров природного газа (рост на 2% по сравнению с 2003 годом), нефти 42,437 млн. тонн (рост на 3,9%), конденсата - 10,458 млн. тонн (рост на 23,3%). Соответственно, регион останется привлекательным для вложения инвестиций. Сейчас объем инвестиций в Ямал ежегодно составляет порядка $1,5 млрд. Итоговая сумма инвестиционных вложений меняется год от года в зависимости от проектов, от изменений федерального законодательства в целом и налогового в частности, но не кардинально.

А как Вы оцениваете перспективы работы зарубежных компаний в освоении недр региона?

Вполне положительно. Да, в начале социально-политических преобразований в России западные компании с настороженностью следили за развитием ситуации в нашей стране и, просчитывая риски, не спешили занять активную позицию в развитии отечественного нефтегазового комплекса. В связи с этим в 90-х годах в основном работали проекты, действующие на основе соглашения о разделе продукции. Но в последние годы зарубежные партнеры проявляют все большую заинтересованность в самостоятельном инвестировании разработок новых нефтегазовых месторождений ЯНАО.

Это можно объяснить тем, что в России завершается налоговая реформа, а, следовательно, и правила налогообложения становятся более стабильными и прогнозируемыми. Немаловажен и тот факт, что сегодня Россия занимает одно из ведущих мест по интенсивности развития, что, безусловно, привлекает потенциальных инвесторов.

В настоящее время компаний со 100% участием иностранного капитала в добывающем секторе региона нет. Зарубежные предприятия в нефтегазовой отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа, в основном, участвуют в совместных предприятиях с российскими компаниями. Большинство иностранных фирм предоставляют сервисные услуги российским нефтегазовым компаниям - услуги по бурению горизонтальных и полого-направленных скважин, гидроразрыву пластов, проведению геологоразведочных работ, программно-аппаратному обеспечению. Но и это влияет на успешное развитие промышленных предприятий Ямала, и дает нам почву для самых позитивных прогнозов развития округа.

1 июня 2005 года

1991-2005 Interfax

Док. 236992
Опублик.: 12.07.05
Число обращений: 819

  • Неелов Юрий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``