В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Закон о запрете ваххабизма нужно принять на федеральном уровне - глава парламента Дагестана Муху Алиев Назад
Закон о запрете ваххабизма нужно принять на федеральном уровне - глава парламента Дагестана Муху Алиев
Муху Гимбатович, как вы оцениваете ситуацию на Северном Кавказе в целом и в Республике Дагестан в частности?


Северный Кавказ сегодня представляет самый сложный и проблемный регион РФ. Так получилось, что по многим причинам - объективным и субъективным - он значительно отстает от других регионов страны практически по всем основным социально-экономическим показателям. Здесь самый высокий уровень безработицы, самый высокий показатель бедности по стране. Надо подчеркнуть и другое: по всем вышеназванным позициям республики Северного Кавказа значительно уступают краям и областям, входящим в Южный федеральный округ.


Северный Кавказ после развала Советского Союза стал центром стратегических интересов многих стран. Здесь проходит передний край борьбы России с международным терроризмом, борьбы за единство и целостность РФ. Есть проблемы общие для всего региона, есть и острые проблемы каждого субъекта. Решать их надо во взаимосвязи, увязывая интересы страны с интересами региона в целом и каждого субъекта в отдельности.


В Дагестане ситуация тоже напряженная. Республика находится среди субъектов с крайне низким уровнем развития. У нас очень высокая безработица. Более 50% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. В Дагестане самая низкая в стране среднемесячная зарплата.


Ваше отношение к идее законодательно запретить ваххабизм на территории РФ. Как вы относитесь к оценкам некоторых независимых экспертов, которые считают, что для этого время уже упущено и ваххабизм пустил корни на территории республик Северного Кавказа?


В Дагестане ваххабизм запрещен законом. На Северном Кавказе он действительно пустил корни, и, должен признать, не только на Северном Кавказе. Когда под разными предлогами мы не хотим замечать зло, то мы невольно поощряем это зло.


Если в России есть ваххабизм умеренный и радикальный, как говорят и пишут иногда отдельные политические и религиозные деятели, ученые и эксперты, то почему бы этим умеренным представителям ваххабизма за столько лет не дать о себе знать? Почему им хотя бы сегодня не остудить своих собратьев-экстремистов, не отмежеваться от них, почему бы им сегодня не продемонстрировать, что они признают Конституцию и законы России, светское устройство нашего государства, почему они не осуждают насильственные пути прихода к власти?


Этого они не делают и, как нам представляется, не сделают, потому что вся их деятельность направлена на развал России, ее расчленение. Конечно, можно сделать вид, что ничего страшного не происходит, и продолжать смотреть на все это сквозь пальцы, как сегодня, но можно и противостоять. Нужно, крайне необходимо принятие закона о запрете ваххабизма на федеральном уровне.


В Дагестане есть закон о запрете ваххабизма. Наш закон не нарушает конституционных принципов свободы совести. Он не направлен на борьбу с инакомыслием. Закон был принят в 1999 году, после нападения на Дагестан приверженцев этой идеологии. Те, кто напал на нашу республику, ставили целью добиться выхода Дагестана из состава РФ и создания на территории республики исламского государства.


Какая, по-вашему, программа действий необходима для Дагестана и в целом для региона по повышению социального и экономического уровня?


Прежде всего, нужна антикоррупционная программа. Там, где многие вопросы решаются за взятку, не может быть нормальной политики. Взяточничество пустило такие корни на местах и в центре, что народ потерял веру в справедливость и в законы.


За последние десятилетия в стране и в нашем регионе выросло новое поколение кадров, которое в подавляющем большинстве не знает и не хочет знать другого способа решения вопросов. Это трагедия. И если власть не сможет вернуть доверие народа к закону, справедливости, никакие программы нас не спасут. Для решения этого вопроса надо всячески содействовать становлению гражданского общества. Власть должна быть под контролем гражданских институтов.


Надо понять и другое. Какими талантливыми не были бы кадры в нашем регионе, какие замечательные программы не были бы приняты, в обозримом будущем решать многие проблемы социально-экономического развития такого субъекта как Дагестан без мощной государственной поддержки невозможно.


Например, при сегодняшнем крайне высоком уровне безработицы в республике ежегодно рост населения значительно опережает рост числа рабочих мест. Раньше, в советское время более 100 тыс. дагестанцев ежегодно на несколько месяцев уезжали в различные регионы страны на заработки. Сегодня же сделать это крайне сложно. Государство могло бы помочь республике и направить в отдельные регионы России, где не хватает рабочей силы, особенно в сельскую местность, тысячи, даже десятки тысяч дагестанцев, которые живут в горах и не имеют работы.


Наши молодые люди хотят работать, умеют работать и будут работать не хуже иностранцев. Им только нужно создать соответствующие условия. Мы через руководителей регионов пытаемся решать эти вопросы, но пока должной эффективности нет.


Конечно, очень многое, основное должна делать сама республика. В этом году будет принята программа экономического и социального развития Дагестана до 2010 года. С учетом возможностей государства и собственных ресурсов считаю, что больше внимания мы должны уделять в сегодняшних условиях республике, выводу экономики из теневого сектора и развитию малого и среднего бизнеса, созданию необходимых условий для динамичного развития реального сектора экономики.


Какой вам видится деятельность нового Министерства по региональному развитию, которое возглавил бывший полпред президента РФ в ЮФО Владимир Яковлев?


Министерство регионального развития должно, как нам представляется, инициировать принятие важнейших федеральных законов по вопросам совершенствования федеративных отношений, регулирования межнациональных отношений, социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований. Это министерство могло бы сыграть очень важную роль в выработке и реализации государственной политики в вышеперечисленных направлениях.


Однако реализация этих задач зависит не только от самого министерства, но и от тех полномочий, которые будут ему предоставлены.


Сейчас вновь стала актуальной идея об укрупнении регионов, и поговаривают даже о возможности создания на территории Северного Кавказа единого субъекта - Северо-Кавказской республики. Ваше отношение к этому?


Дагестан имеет самую большую территорию в Северо-Кавказском регионе, а также самый высокий состав населения. И Дагестан никуда не собирается входить, ни в какие горские или другие республики. Нас устраивает наша страна и имеющийся у нас статус, у народов Дагестана большая история. Что же касается других республик и возможностей их объединения в единый субъект, то это дело народов, проживающих на этих территориях, и им решать, куда входить, с кем и на каких условиях объединяться.


Я убежден абсолютно в том, что укрупнение субъекта может осуществляться исключительно на добровольной основе, с согласия проживающих на ее территории людей.


В то же время, с моей точки зрения, процесс укрупнения субъектов неизбежен, поскольку 89 регионов - это много, но в этом вопросе никто ни за кого ничего не должен решать, кроме самого народа.

1 декабря 2004 года

1991-2005 Interfax

Док. 236980
Опублик.: 12.07.05
Число обращений: 717

  • Алиев Муху Гимбатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``