В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самарская область может к 2008-2009 годам достичь 100%-ного показателя социально-экономического развития по отношению к 1990 году - губернатор Константин Титов Назад
Самарская область может к 2008-2009 годам достичь 100%-ного показателя социально-экономического развития по отношению к 1990 году - губернатор Константин Титов
В 2004 году Самарская область значительно ускорила темпы социально-экономического развития, в частности, прирост валового регионального продукта составил 8,1%, что гораздо выше, чем в других российских регионах. За счет чего удалось достичь таких показателей?


Как известно, после кризиса 1998 года в стране были очень бурные темпы роста ВВП по отдельным отраслям. В основном увеличение шло в легкой и сельскохозяйственной промышленности. Области индустриальные несколько отставали. С одной стороны, мы получили карт-бланш с низким курсом рубля, увеличением своих возможностей и снижением импорта. С другой стороны, было понятно, что в отраслях `с высоким содержанием индустрии` нужна система технического перевооружении. А это возможно сделать только постепенно.


Да, мы использовали позиции отечественного рынка для перевооружения этих отраслей. Но при этом импортные цены достаточно сильно возросли, и позиции технического перевооружения в индустрии были очень тяжелыми. Проводились совещания и научные конгрессы о роли инвестиций в Самарскую область, связанные с поддержкой промышленности в губернии. К 2002 году уже образовалось несколько явных кластеров в промышленности и экономике области, в частности, в автомобильной промышленности, в нефтедобыче и нефтепереработке, в химической и авиационно-космической отрасли, в строительстве и сельском хозяйстве. Многие не считают сельское хозяйство кластером, так как оно сейчас дает в бюджет менее 1%. Затраты на него велики, а отдача маленькая. Но это временные неудачи.


Исходя из этих позиций нам удалось ситуацию перевернуть и получить серьезные вливания, например, в СП `GM-АвтоВАЗ` - на развитие проекта `Шевроле-Нива`. Кроме того, получили серьезные инвестиции на создание новой машины `Калина` - вазовской малолитражки совершенно другого класса. И сегодня это дает свои результаты.


Кроме того, мы должны понять, что индустриальная Самарская область `подтягивает` интеллектуальные возможности других. Можно, конечно, отметить, что сегодня мы потеряли достаточно много квалифицированных рабочих. Но у нас есть рабочие места для таких специалистов, значит, мы должны переориентировать экономику для подготовки кадров. К счастью, сохранились еще управленческие кадры в среднем звене и в разработках. При этом появилось много молодых интересных профессионалов.


В 2003 году принято решение об уходе одного доминирующего в экономике кластера - автомобилестроения. Будем активно поддерживать развитие химической и нефтехимической промышленности, позиции авиационно-космической отрасли. Если вы помните, по моей инициативе был принят закон об освобождении этих отраслей от налогов на часть прибыли. Освободившиеся таким образом средства направляются на зарплату рабочим и обновление основных фондов. Это тоже дало свои результаты. Так, сегодня мы можем говорить о том, что на предприятиях появились молодые, энергичные руководители, которые проходят хорошую школу с теми, кто уже работает. И лучшая иллюстрация этого - Сергей Лихарев, управляющий директор ОАО `Авиакор - авиационный завод`, и его работа на предприятии. Я благодарен руководству `Базового элемента` и С.Лихареву за то, что завод начинает выходить из кризиса. Сегодня достаточно стабильные перспективы роста. Самолет - это еще и комплектация, а очень много комплектующих мы в состоянии делать у себя.


Если говорить об автомобилестроении, как вы оцениваете положение `АвтоВАЗа`?


Эта тема очень серьезная и большая. В Японии, например, была компания `Субару`, имевшая эксклюзивное право на поставку автомобилей в Израиль. К концу 70-х годов эта компания стала приходить в упадок. Она не завоевала никаких рынков вне Японии, да и там стала терять покупателей, стало ухудшаться качество. Аналитики пришли к выводу, что именно эксклюзивное право на поставки в Израиль компанию и расслабило. Наш `АвтоВАЗ` не должен находится в расслабленном состоянии, он должен постоянно заботиться о перспективном и модельном ряде автомобилей, о качестве компонентов, поступающих на автозавод и производимых заводом, и, конечно, о качестве и цене продукции. Сегодня `АвтоВАЗ` уже имеет ряд достаточно серьезных позиций, это и `Калина 1118`, и `Нива` совместного производства. Я думаю, что завод находится в нормальной ситуации.


Имея 74% рынка легковых автомобилей, он - достаточно серьезный монстр для одной седьмой части суши. Но мы должны понимать, что повышение качества и снижение себестоимости автомобиля связаны с серьезными социальными проблемами `АвтоВАЗа`. Это я говорю не как политик, а как экономист. Нам придется сегодня закрывать большое число рабочих мест. Это можно делать поэтапно, допустим, с учетом выхода рабочих на пенсию или перевода в другие производства, а можно - резко, сократив 5-10 тыс. работающих. Это серьезная проблема, которая мешает `АвтоВАЗу`. К ней добавляется внешняя - с автокомпонентами.


Возвращаясь к разговору о совместном производстве автомобилей, можно поднять ряд вопросов. В частности, нам обещают, что двигатели будут поступать бесплатно. Но поступают они в комплекте с масляными насосами, бензонасосами, карбюраторами, масляными и воздушными фильтрами и стартерами-генераторами. Все эти позиции освоены в Самаре, все товары на уровне мировых производителей. Я думаю, что будет серьезный удар по Волжскому автомобильному заводу. Однако, Владимир Каданников (председатель совета директоров ОАО `АвтоВАЗ` - ИФ) - человек, серьезно разбирающийся в автомобилестроении, еще в 90-х годах начал создавать индустриальный парк возле `АвтоВАЗа`. И это дело пошло, в него были вложены огромные инвестиции, поэтому, я думаю, завод выживет. Рынок есть, качество машин есть. Ну, будет у завода не 74% рынка, а 72%.


Согласно данным социально-экономического развития Самарской области за 2004 год, рост производства достиг 88% от уровня 1990 года. Можно ли в этом случае прогнозировать, когда мы достигнем стопроцентного показателя или этого не стоит ожидать в ближайшее время?


Стоит. Если мы возьмем за точку отсчета 2005 год, учитывая, что экономика уже работает, и мы преодолеем трудности, связанные с многомесячным отсутствием НДС на комплектацию из-за рубежа, думаю, что к 2008-2009 годам мы достигнем этого уровня. Сейчас идет серьезный рост авиационно-космического и сельскохозяйственного производств, резервов непочатый край.


Большой резерв в нефтедобыче и химической промышленности. Немножко затих проект `Новы`, связанный с миллиардными вложениями в строительство нового завода, но, я думаю, здесь причиной является в основном политическая конъюнктура, а не конкуренция. Еще у нас очень большие резервы в энергетике. Но мы должны понимать, что производство электроэнергии должно сегодня вестись не на старых мощностях с низким КПД, нам нужны другие мощности в энергетике.


Бюджет Самарской области один из немногих, в котором отдельной строкой прописаны инвестиции. В какие отрасли будут направляться в 2005 году эти бюджетные средства?


Мы не можем направлять инвестиции просто так, потому что захотелось, - существует конкурс инвестиционных проектов. В результате мы представляем льготы и гарантии. Кто выиграет конкурс, тот и будет иметь возможность получить эти льготы и гарантии.


Я думаю, что сегодня достаточно интересной для инвестиций остается нефтяная отрасль. На последнем тендере мы за шесть разыгранных месторождений получили более 4 млрд. рублей. Сегодня нам, правда, от этого ни горячо, ни холодно. А раньше бы 2 млрд. остались у нас. Чуть позже осталось бы 30%, то есть 1 млрд. Сегодня же ничего не остается. Это не совсем правильно, потому что субъекты, которые в порядке перераспределения какие-то ресурсы получают, не ведут никакой работы в области экологии, в отличие от нас.


Тем не менее, нефтяная отрасль остается интересной для инвестиций. Остается позиция нефтепереработки, химическая промышленность. Например, в `Куйбышевфосфор` уже вложены большие деньги. Рабочие кадры, научная и учебная базы Тольяттинского государственного университета - все это лучше, чем в Казахстане и Узбекистане. Поэтому, я считаю, сегодня выгоднее сырье привозить оттуда, а перерабатывать здесь.


Есть люди готовые работать с нами в химической промышленности, но пока дальше разговоров дело не идет. Мы сами активно приглашаем предпринимателей из Словении, Швейцарии, Германии, Франции для производства лекарств. Активно идут в строительный бизнес инвесторы некоторых стран, в частности Турции.


Очень активно также ведет работу корпорация `СИБУР`, где молодое и энергичное руководство. Они сейчас выводят из кризиса `Тольяттикаучук`, занимаются и энергетикой.


Мы, конечно, также будем рассматривать вопросы, связанные с развитием технопарка. Пусть молодежь приходит, учится, будем обеспечивать их служебным жильем. Нельзя допустить, чтобы люди с идеями и разработками `утекали` за рубеж. Они должны работать в Самарской области на ее экономику.


И еще, я считаю, имеют смысл вложения в пищевую переработку. Объемы производства сельскохозяйственной продукции растут, рынок заполнен нашим продовольствием на 48-52%. Можно вкладываться сегодня в мясное и молочное производство, в производство яиц и овощной продукции, потому что современные технологии позволяют иметь гарантированный урожай.


То есть сельское хозяйство тоже является перспективным для области в плане привлечения инвестиций?


Да, российские инвесторы уже вкладываются. Ряд зарубежных - тоже. В частности, голландцы, датчане, французы, от них есть конкретные предложения. Но у них есть интерес в несколько иной структурной системе. Они хотят строить хозяйства, что называется, на ровном месте, а мы более заинтересованы в возрождении существующих. Проблема еще и в том, что когда строились нынешние животноводческие комплексы, у них не было в собственности земли. А инвесторы хотят сделать гарантированное производство кормов, а рядом - ферму. Пока идут переговоры, окончательная договоренность еще не достигнута. Французы готовы работать по мясному направлению, но мы выбрали позицию москвичей и канадцев, инвестирующих в производство инструментария для увеличения поголовья.


Как влияет на приток инвестиций неопределенная ситуация, сложившаяся сейчас вокруг должности губернатора?


Сильно влияет. Понятно, что есть претенденты. Но инвестору нужно прийти и заручиться поддержкой официальных лиц. Титова большинство инвесторов, как действующих, так и потенциальных, знает. А многих претендентов - нет. Такая ситуация сейчас складывается не только в Самарской области. Мы ее стараемся преодолевать.


Вы не пытались поставить перед президентом вопрос о доверии?


Считаю, что мое дело - сидеть и работать. И не дергаться. Суета всегда привлекает внимание, но не всегда оно оказывается положительным.


Первой точкой для нас станет старт самолета Ан-140 - это специальная программа. Вторая позиция - посевная. Также очень важно пройти паводок.


Я думаю, что нужно заниматься своим делом - это всегда значительно плодотворнее, чем симпозиумы, форумы, война PR-ов и т.д. Вы же заметили, сколько на меня было нападений в прессе, я ничего не отвечаю, спокойно работаю. Нужно будет - поясним. Спросят - дадим.


То есть вы не будете ставить вопрос о доверии?


Я не могу так сказать. Мне сегодня интересно, я наблюдаю за развитием событий. У меня есть время до 20 мая. Позже уже будет неприлично. Можно сидеть, рассуждать, работать. И думать - нужно это делать или не нужно. Мы же не знаем, кто будет в списке, который положат на стол президенту, будет там 15 человек или два? Поэтому нужно работать, думать и смотреть.


15 апреля 2005 года

1991-2005 Interfax

Док. 236854
Опублик.: 08.07.05
Число обращений: 810

  • Титов Константин Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``